Лучший педагог года

Консультация «Проблемы социальной адаптации детей с задержкой психического развития, способы и пути интеграции в среду»

Любовь Башманова
Консультация «Проблемы социальной адаптации детей с задержкой психического развития, способы и пути интеграции в среду»

Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству. В системе образования наметились тенденции к изменению традиционного авторитарного воспитания и обучения в направлении к гуманистическому, личностно-ориентированному. В этой связи можно видеть рост интереса со стороны педагогической общественности к психологической проблематике, к обсуждению проблемы интеграции детей с ОВЗ в общеобразовательную среду и создании новых технологий для работы с такими детьми.

Публикация «Консультация „Проблемы социальной адаптации детей с задержкой психического развития, способы и пути интеграции в среду“» размещена в разделах

Одной из важнейших задач дошкольного образования является подготовка ребенка к следующему образовательному этапу, к включению в новую – школьную жизнь. Современная жизнь требует от детей, идущих в школу, хорошо ориентироваться в окружающем мире, творчески мыслить, уметь излагать свои мысли, читать и считать. В дошкольном возрасте ребенок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире взаимоотношений, и результаты полученного в этот период опыта в немалой степени зависят от педагогов. Поэтому важно правильно построить процесс подготовки ребенка к школе и его взаимодействие со сверстниками.

Как показывает практика, дошкольники с ЗПР из-за низкого уровня общего и речевого развития испытывают трудности в общении, поддержании диалога, в получении нужной информации, в разрешении конфликтных ситуаций. Детям сложно наладить отношения в детском коллективе, они не умеют вместе со сверстниками играть, трудиться, выполнять поручения и т. д. Способность к сотрудничеству недостаточна, действия индивидуальны. Вследствие этого они не редко оказываются в изоляции, из-за чего испытывают эмоционально-личностный дискомфорт. У дошкольников с проблемами в развитии наблюдаются нарушения поведения и трудности в контактировании как со сверстниками так и с взрослыми. Проявление эмоций часто неадекватно: от повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности до заторможенности, застенчивости, робости и выраженного негативизма. Коррекция нарушений является необходимым условием реабилитации ребенка и максимально возможной адаптации его в окружающем мире. Учитывая полиморфный и разновозрастной состав воспитанников группы компенсирующей направленности для детей ЗПР, педагоги детского сада взяв за основу программу С. Г. Шевченко «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития», рассчитанную только на дошкольников с ЗПР, без учета сопутствующих диагнозов, разработали индивидуальные коррекционно-развивающие программы, опираясь на которые идет планомерная целенаправленная работа по коррекции общего, речевого развития и подготовки к школе, связи с социумом и культурой как источником развития.

Формирование полноценных доброжелательных отношений между дошкольниками с ЗПР основывается на адекватных представлениях о правилах взаимоотношений, сформированном умении находить адекватные способы выражения отношения к сверстникам, которые при определенных условиях перерастают в реально действующие мотивы и побуждают детей к социально ценностному поведению по отношению к сверстникам.

Дети не только усваивают значение запрещающих и разрешающих социальных норм, соблюдающихся и применяющихся в отношении близкого социального окружения, но и лично принимают их при помощи эмоционального переживания, понимают в более широком общечеловеческом значении. Дошкольники знают, что: «Драться с детьми, взрослыми знакомыми и незнакомыми, значит причинять боль, огорчение, слезы, обиду. Дружить с детьми и взрослыми, значить доставлять им радость». Педагоги детского сада создают оптимальные условия для коррекции отклонений в развитии речи и всестороннего гармоничного развития малышей, условия, которые помогают детям использовать все компенсаторные возможности и реализовать потенциал, заложенный в них природой. Это достигается за счет модификации всего комплекса коррекционно-развивающей работы с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития детей данного контингента с включением выравнивания речевого и психического развития. При правильной организации коррекционной работы и опорой на сохранные функции, за время пребывания в МБДОУ, развитие ребенка часто достигает нормы и дальнейшее обучение уже происходит в классе коррекции. В связи с переходом на личностно ориентированную модель взаимодействия с ребенком, признается приоритет семейного воспитания над общественным. Никакая, даже самая тщательная работа детского сада не исключает необходимости совместной работы с родителями, вызванной заботой об индивидуальном развитии ребенка, от которой выигрывают все стороны педагогического процесса, а дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее, в результате чего учатся, играют и имеют гораздо меньше конфликтов.

И в заключении хочется отметить, что только комплексный подход всех специалистов дошкольного образовательного учреждения, родителей помогает сформировать у дошкольников с задержкой психического развития модель правильного поведения в детском коллективе, дает возможность не только преодолеть имеющийся дефект, но и способствует развитию всей познавательной деятельности, эмоциональной сферы, подготавливает детей к школе. Однако, в процессе школьного обучения, к сожалению, многие наши выпускники переводятся на домашнее обучение, из-за отклонений в поведении.

Публикации по теме:

«Что такое дружба?» Проект для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Авторы: Колпаносова М. В. Дюжева Т. Н Воспитатели Тип проекта: творческий По содержанию: педагог – ребёнок - родитель По числу участников.

Развивающее обучение как средство развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития В настоящее время происходят неизбежные изменения методов и технологий обучения на всех ступенях образования, повышение веса тех из них,.

Формирование словообразования с помощью подвижных игр у детей с задержкой психического развития. Здоровье ребёнка зависит от ряда факторов: биологических экологических, социальных, гигиенических, а также от характера педагогических воздействий.

Использование ИКТ в познавательном развитии детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста Видео работаю учителем – дефектологом в дефектологических группах. В этих группах в основном находятся дети с задержкой психического развития.

Капризы и упрямства у детей с задержкой психического развития Курс-Романовской Натальи Александровны Капризы и упрямства у детей с задержкой психического развития. ВВЕДЕНИЕ В научных исследованиях.

Особенности грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития и у детей с сохранным интеллектом В настоящее время значительно выросли требования к речевому развитию детей старшего дошкольного возраста, к моменту поступления в школу.

Роль предметно-развивающей среды в развитии мышления у детей от 5 до 7 лет с задержкой психического развития Актуальность проекта. Развитие ребёнка зависит от того, в каком окружении он растёт – однообразном, стандартном, или разнообразном, насыщенном,.

Влияние логосреды на формирование социально-нравственных отношений детей с задержкой психического развития В последнее десятилетие ценностное отношение к каждому человеку: его личностному росту, склонностям и способностям, интересам,- осознаётся.

Занятие по лепке в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (6–7 лет). . Гарина Татьяна Владимировна.

Занятие по рисованию в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (5–6 лет). Гарина Татьяна Владимировна Занятие по рисованию в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (5-6.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Проблемы социальной адаптации детей с задержкой психического развития, способы и пути интеграции в среду»
Опубликовано: 15 октября 2015 в 21:39
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД