Лучший педагог года

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [М]-[М’], буква М»

Лариса Максимова
Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [М]-[М’], буква М»

Тема: Звуки М-Мь, буква М

Цель: Познакомить детей с буквой М. Закрепить навыки четкого произношения и различения звуков М-Мь в слогах, словах, фразах, стихах.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

- Учить давать сравнительную характеристику звуков М – Мь

-Продолжать обучать звуко – буквенному анализу и синтезу слогов типа ГС, СГ (АМ-МА; ОМ-МО и т. д., односложных слов типаСГС (МУК, МИК)

- Расширить и активизировать словарь:

1) Путём подбора слов – антонимов (на заданный звук М или Мь)

Словарь: война – мир; быстрый – медленный; сухой – мокрый; твёрдый – мягкий и т. д.

Публикация «Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе „Звуки [М]-[М’], буква М“» размещена в разделах

2) Путём подбора слов со звуками М- Мь

Развивающие:

- Развивать фонематический слух и восприятие

- Развивать умение выделять звуки М – Мь из состава слова, потока речи, определять место звука в слове (начало, середина, конец)

-Развивать умение делить слова на слоги

- Развивать дыхание и голос, чувство ритма, общую и мелкую моторику.

Воспитательные:

-Воспитывать самоконтроль за речью

- Воспитывать чувство любви и бережного отношения к живой природе

- Формировать понимание эмоций и развивать умение передавать эмоции с помощью мимики

Пропедевтическая работа:

- Игры на развитие фонематического слуха:

«Поймай звук» на выделение заданного звука из потока других звуков, слогов, слов, фраз, стихов, текстов, потока речи;

«Путешествие звука» -на определение места звука в слове (начало, середина, конец);

«Сигнальные фонарики»- на дифференциацию согласных звуков по твёрдости и мягкости;

Игровое упражнение с предметными картинками, игрушками, предметами на дифференциацию звуков по твёрдости и мягкости «Кому подаришь картинку (игрушку?»

Упражнение на подбор слов на заданный звук «Назови слово»

-Игры на формирование слоговой структуры слова, развитие умения делить слова на слоги: «Раздели слова ладошками», «Прошагаем слово», «Весёлый поезд», «Новоселье» и т. д.

-Уточнение артикуляции звуков М-Мь и их характеристика

- Чтение слогов типа ГС, СГ; односложных слов; составление звуко – буквенных схем слогов типа ГС, СГ, слов;

- Игра на развитие звукового анализа и синтеза слов «Живые звуки»

- Разучивание логоритмического упражнения «Друзья помогли»

- Игра с мячом «Скажи наоборот» - на расширение словаря антонимов

- Игра «Слоговое лото» - на закрепление навыка чтения слогов типа ГС, СГ и называния слов с данными слогами

- Игровое упражнение «Выложи букву» - на развитие мелкой моторики, на закрепление графического образа букв»

- Упражнение на формирование понимания эмоций «Какое настроение?» с использованием пиктограмм

Оборудование:

- Предметные картинки со звуками М – Мь (начало, середина, конец слова)

- Кассы букв

- Схемы для определения количества слогов в слове

- Алгоритм постановки звуков

- Схема- правило «Чем звук отличается от буквы?»

- Пособия для обозначения мягкости и твёрдости согласных звуко «Сигнальные фонарики»

- Пиктограммы «Радость», «Грусть», «Удивление», «Злость»

- Плоскостные изображения муравьёв в синем и зелёном костюмах

- Счётные палочки, цветные ленточки, полоски бумаги, природный материал для выкладывания буквы

- Мяч

Методы и приёмы:

- Повторение правила «Чем звук отличается от буквы?»

-Загадывание загадки

-Речевая зарядка: проговаривание чистоговорок со звуками М, Мь

- Упражнение на развитие звуко – слогового анализа и синтеза «Угадай, какие звуки исчезли?»

- Уточнение артикуляции звуков М-Мь

- Характеристика звуков М-Мь по артикуляционным и акустическим признакам

-Упражнение на развитие фонематического восприятия: «Назови слова со звуком М, Мь и определи место звука в слове»

- Игровое упражнение на определение количества слогов в слове «Положи картинку рядом с цифрой»

-Игровые упражнения на дифференциацию звуков М-Мь по твёрдости и мягкости «Кому подаришь картинку?», «Сигнальные фонарики»

- Игра с мячом «Скажи наоборот» - на активизацию словаря антонимов

-Логоритмическое упражнение «Друзья помогли»- на развитие чувства ритма, согласование речи с движением

- Игровое упражнение на определение графического образа буквы «Познакомься с буквой М»: называние буквы, прорисовывание её в воздухе

- Игра «Сложи букву» - на соотнесение графического, слухового и кинестетического образа буквы, развитие мелкой моторики

- Упражнение «Прочитай слог»: чтение и анализ обратных и прямых слогов АМ-МА; ОМ-МО; УМ-МУ; ЫМ-МЫ; ИМ-МИ

«Прочитай слог и назови слово»

- Игра «Слоговое лото»

-Работа с кассой букв. Звуко – буквенный анализ и чтение слов Мук, Мик

- Упражнение на формирование понимания эмоций «Какое настроение?»

Организационная структура занятия:

1 часть - Организационный момент:

- Ребята, сегодня мы продолжаем изучать звуки речи и буквы. Вспомним, чем звук отличается от буквы (показ опорной схемы – правила: звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим, пишем и читаем, проговаривание правила сопровождается соответствующими движениями рук.

-Сегодня занятие необычное: отгадав загадку, вы узнаете, кто пришёл к нам в гости: Стоит на горе домишко, ползёт к домишке? (Муравьишка)

-Верно, только к нам не один муравьишка пришёл, а целых два (показ плоскостных изображений муравьёв в синем и зелёном костюмах). Одного из них зовут Мук, а другого Мик. Мук любит петь песенку твёрдых звуков

МА-МО-МУ-МЫ, а Мик- мягких МЯ-МЁ- МЮ-МИ. Жили они весело (какую пиктограмму покажем, но вот однажды с ними приключилась беда: Игровое упражнение «Какой звук исчез?»:

Захотел Мук спеть свою песенку МА-МО-МУ, а у него получилось А-О-У. Какой звук исчез? (звук М). Мик хотел спеть МЯ-МЁ -МЮ, а получилось А-О-У. Какой звук исчез? (звук Мь)

- Мук огорчился (пиктограмма «Грусть», а Мик рассердился (пиктограмма «Злость»)

2 часть- Сообщение темы занятия, мотивация, постановка цели:

Где искать эти звуки, наши друзья не знают. Если это звуки речи, то где они могут затеряться? (В словах, впредложениях, чистоговорках, стихах). Поможем муравьям найти звуки М и Мь. А для того, чтобы легче было их отыскать среди других звуков, произнесём их, одну ладонь поднесём ко рту, а другую к горлышку (многократное произнесение звуков)

Вспомним, как они образуются, какие органы речи участвуют в образовании этих звуков? Использование алгоритма образования звуков: губы смыкаются, воздух встречает преграду, голос звенит. Характеристика звуков: М- согласный, звонкий, твёрдый. Мь – согласный, звонкий, мягкий).

- Предлагаю вам отыскать эти звуки в чистоговорках (проговаривание чистоговорок с хлопками на ударный слог, стихах

Ма- ма- ма – дома я сама

Мо –мо – мо – едим эскимо

Му – му- му- я что – то не пойму

Мы – мы – мы – читаем книгу мы

Ми – ми – ми – а ну- ка, отними!

- Я буду читать стихотворение, а вы включать фонарики – игровое упражнение «Сигнальные фонарики»:

На полу скребётся мышка, спит в берлоге бурый мишка.

Мишка мал, но очень мил, только лапы он не мыл.

Вспомним, в каких словах спрятался звук М, а в каких Мь?

- Ребята, предлагаю вам поиграть в игру, где рассказывается, как муравьи помогают друг другу. Логоритмическое упражнение «Друзья помогли»:

От друзей муравьишка отстал.

Ой-ой-ой, ой-ой-ой, ножку тонкую он поломал.

Ай-ай-ай, ай-ай-ай, травкой быстро её обмотал,

В муравейник быстрей побежал.

Ну, а солнце за лес уж зашло.

Сразу стало так страшно, темно.

Хорошо, что друзья помогли, муравьишку домой отнесли.

Мо-лод-цы!

- А сейчас предлагаю вам поиграть с картинками. Попробуем отыскать звуки М, Мь в названии картинок – игровое упражнение «Угадай место звука в слове»

Возьмите картинку, назовите слово, разделите его на слоги и поставьте картинку к нужной цифре – упражнение «Поставь картинку к соответствующей цифре».Мы отыскали так много картинок со звуками М и Мь, что Мук и Мик удивились. Какую пиктограмму покажете?

Предлагаю вам подарить картинки со звуками М и Мь Муку и Мику. Подумайте, кому вы подарите свою картинку и объясните почему?

- Хотите поиграть в игру с мячом? Игра «Скажи наоборот»:

Я называю слово, а вы подбираете слово –наоборот, и говорите, на какой звук оно начинается.

Война – мир; ссорится - мириться; быстрый- медленный; твёрдый- мягкий; большой- маленький; глубокий – мелкий; старый – молодой;

много – мало; нельзя – можно; говорить – молчать; глупый- мудрый; сухой – мокрый; старший – младший.

- Мы помогли муравьям отыскать звуки М и Мь. А хотите узнать, какой буквой эти звуки обозначаются на письме? Игровое упражнение «Познакомимся с буквой М»:

- На что похожа буква М?

- Сколько элементов у буквы М?

- Напишем букву М в воздухе

- Как ещё можно изобразить букву? (написать, вылепить, выложить) Предлагаю вам подойти к столу и выбрать материал, из которого можно выложить букву. Игра «Сложи букву»

- Пробуем читать слоги с буквой М: АМ-МА; ОМ-МО; УМ-МУ; ЫМ-МЫ; ИМ-МИ и подбираем слова (МА- мак, мама; ОМ- дом, ком ит. д.)

- Предлагаю выложить из букв слова Мук и Мик и прочитать их. Звуко – буквенный анализ слов. Ребята, мы помогли нашим друзьям отыскать звуки и теперь они смогут петь свои любимые песенки. Муравьишки очень рады. Какую пиктограмму покажем?

Ой, смотрите, наши муравьишки притащили шишку, а шишка не простая, тяжёлая какая! Что в ней, помогите мне открыть. Конфеты, знаете, как называются? «Мишка косолапый» и «Красный мак».

- В названии, каких конфет «живёт» звук М?

- Звук Мь?

3 часть - анализ занятия:

-Какие звуки мы помогали искать нашим героям? В чём сходство этих звуков и в чём отличие?

- Какой буквой мы обозначаем эти звуки на письме?

- какие слова с буквой М мы составляли и научились их читать?

- какая игра вам больше всего понравилась?

Публикации по теме:

«Игры с Ёжиком. Согласные звуки [с], [с’], буква С». Конспект НОД по обучению грамоте (подготовительная группа)«Игры с Ёжиком. Согласные звуки [с], [с’], буква С». Конспект НОД по обучению грамоте (подготовительная группа) Образовательная область "Коммуникация".Тема НОД: Игры с Ёжиком (согласные звуки [с], [с'], буква С). Цель: ознакомление детей с согласными.

«В гостях у сказки». Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Задачи: Речевое развитие: Совершенствовать умение различать на слух и в произношении гласные, а также твёрдые и мягкие согласные звуки.

Конспект итогового занятия по подготовке обучению грамоте в подготовительной группе Конспект итогового занятия по подготовке обучению грамоте в подготовительной к школе группе. «Путешествие на воздушном шаре» [/b] Цель:.

Конспект логопедического досуга по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Квест-игра «Найди сюрприз»Конспект логопедического досуга по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Квест-игра «Найди сюрприз» Цели и задачи занятияКоррекционно-образовательные:закреплять понятия «звук», «слово», «буква»; совершенствовать умение делить слова на слоги,.

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе. Тема: «Звуки [с], [с’]. Буква «С» Цель : Познакомить с новыми звуками [с], [с’] и буквой «С». Образовательные задачи : - уточнить и закрепить правильное произношение звуков.

Конспект занятия по обучению детей грамоте в подготовительной группе «Звук [Б] и буква Б» Воспитатель: Осетрова А. В. Цель: Совершенствовать умение различать на слух и в произношении звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: развивать.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [т], [т’]» Тема: Звуки [т], [ть] (закрепление)Зaдачи:- зaкрепить знания о звуках [т], [ ть ]; - формировaть умение воспитанников дифференцировaть.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Ы] и буква Ы» Образовательные задачи: 1. Закреплять умение проводить звуковой анализ слов, с применением наглядного моделирования; 2. Познакомить с буквой.

НОД по обучению грамоте. Конспект занятия «Звуки [л] и [л’]. Буква Л. Предлоги» Цели:познакомить детей с буквой Л; формировать навыки сознательного чтения; способствовать развитию связной речи; учить правильно употреблять.

Сценарий НОД по обучению грамоте: «Звуки [к] — [к], буква «К»» в подготовительной группе. Сценарий непосредственно – образовательной деятельности по обучению грамоте: «Звуки [к] – [к], буква «К»» в подготовительной группе Цель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [М]-[М’], буква М»
Опубликовано: 24 января 2017 в 22:16
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД