Нина Сенькив
Конспект индивидуального логопедического занятия для старшего дошкольного возраста «Автоматизация звука [Р]»
Тема: «Автоматизация звука [Р]»
Цель: автоматизировать звук [Р].
Задачи:
Образовательные
• Уточнить представления ребёнка о звуке [Р];
Коррекционно-развивающие:
• Развивать подвижность артикуляционного аппарата;
• Уточнить представления об артикуляционном укладе звука [Р];
• Развивать фонематический слух на звук [Р];
• Развивать фонематическое восприятие;
• Развивать речевое дыхание;
• Развивать мелкую моторику;
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия для старшего дошкольного возраста „Автоматизация звука [Р]“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
• Автоматизировать звук [Р] в слогах, словах, предложениях, тексте;
Воспитательные:
• Формировать положительную мотивацию на занятии;
• Воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.
Материалы и оборудование: карточки для анализа артикуляции звука, фишки синего и красного цвета, мяч.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Сегодня утром я получила письмо от детей соседнего детского сада. Они пишут, что хотели бы поехать в зоопарк, но Звукоедик съел звук в названиях животных, и они не смогут узнать, кто в какой клетке живёт. Давай поможем ребятам отыскать этот звук.
2. Объявление темы занятия.
Послушай внимательно стихотворение, которое я прочитаю. (прочесть стихотворение, насыщенное звуком [Р], обращая внимание своим произношением на звук)
Ранним утром кое-как
Роет нору хмурый рак.
Рак бы рад её не рыть,
Но ведь где-то надо жить.
Работать раку неохота,
Не радует его работа.
Скажи, пожалуйста, какой звук я произнесла чаще? (звук [Р]).
Правильно, сегодня мы будем упражняться в правильном произнесении звука [Р].
3. Произношение изолированного звука.
Раз, два, повернись и в животных превратись. Изобрази сердитого тигра и покажи, как грозно он рычит (р-р-р). Изобрази дятла, сидящего на дереве, и как он стучит по дереву (тр-р-р, тр-р-р). Изобрази, как мурлычет ласковая кошечка (мур-р-р-р). Раз, два, повернись, снова в (имя ребёнка) превратись.
4. Характеристика звука.
Звук [Р] гласный или согласный?
Согласный.
Звонкий или глухой?
Звонкий.
Твёрдый или мягкий?
Твёрдый.
Каким цветом обозначается?
Синим цветом (выкладывает цветовое обозначение звука).
Развитие фонематического слуха.
Игра «Поймай звук» (хлопни в ладоши, когда услышишь звук [Р]).
А) на уровне ряда звуков :
РРНГРЗРРРВРДРЖМРРР
Б) на уровне ряда слогов :
РА-ЛО-ПО-РУ-МЫ-ОР-ВА-РА-РЫ-КО-РУ-АР
В) на уровне слов:
Арбуз, окно, кефир, комар, небо, ранец, батон, ракета, робот, стакан, крот, топор, дом, пожар.
5. Автоматизация звука в слогах.
Попугай, живущий в зоопарке, очень любит играть в повторялки. Давай и мы с тобой поиграем такую игру.
Игра «Повторялки» (с пальчиками).
РА-РО-РУ-РЫ РАРАРА-РАРАРА
РО-РУ-РЫ-РА РОРОРО-РОРОРО
РУ-РЫ-РА-РО РУРУРУ-РУРУРУ
РЫ-РА-РО-РУ РЫРЫРЫ-РЫРЫРЫ
6. Автоматизация звука в словах.
А медведи в зоопарке очень любят в мяч играть.
Игра «Один – много» (с мячом).
Рак – раки Тигр – … Рог – …
Рысь – … крот – … корова – …
Рыба – … краб – … ворона – …
Звуковой анализ слова (начало, середина, конец).
Игра «Голова, живот, ноги». Логопед называет слова со звуком [Р], а ребёнок указывает часть тела, в зависимости от местоположения звука.
Рубашка, баран, комар, жираф, ветер, рысь, грач, рыжик, норка, рыба.
7. Автоматизация звука в предложении.
Прошёл дождь и над зоопарком повисло разноцветное коромысло (радуга).
Игра «Изменяй предложения».
Я люблю разноцветную радугу. Ты…Он…Она…Мы…Вы…Они…
8. Игра «Отгадай слово».
А сейчас я буду называть слова, в которых Звукоед съел звук, а ты внимательно слушай, подставляй звук и называй слова правильно. _ак – рак, к_аб, ко_ова, _ыба, со_ока, кенгу_у, ба_ан.
Молодец, мы нашли с тобой звук, теперь дети смогут поехать в зоопарк и прочесть названия всех животных.