Получи документы

Конспект познавательного занятия (с элементами экспериментирования) в старшей группе для детей ТНР «Знакомство с воздухом»

Ирина Герасева
Конспект познавательного занятия (с элементами экспериментирования) в старшей группе для детей ТНР «Знакомство с воздухом»

Цель: Обобщение и систематизация представлений детей о воздухе.

Образовательные задачи:

• формировать у дошкольников представления о значении воздуха в природе и в жизни человека

• расширить представления детей о свойствах воздуха: невидим, имеет вес.

• продолжать знакомить детей со способами обнаружения воздуха.

• обучать детей отвечать на поставленные вопросы.

Коррекционно-развивающие задачи:

Публикация «Конспект познавательного занятия (с элементами экспериментирования) в старшей группе для детей ТНР „Знакомство с воздухом“» размещена в разделах

• упражнять в умении сравнивать, анализировать; формировать у детей познавательную активность, интерес к объектам живой и неживой природы;

• активизировать словарь.

• Развивать общую и мелкую моторику у детей.

Воспитательные задачи:

• формировать коммуникативные навыки в работе парами;

• воспитывать любовь к природе;

• развивать умение видеть необычное в обычном;

• формировать основы экологической культуры.

поведения на занятиях.

Материал: Лист бумаги, воздушные шары (по количеству детей, стеклянные ёмкости с водой, салфетки, стаканчики, трубочки и ёмкости, наполненные водой, баночки, бутылочки разного размера, 1 шарик, 2 стакана (один с чистой водой, второй с газированной, небольшие кусочки пластилина.

Предварительная работа:

Беседа с детьми о значении воздуха для всего живого «Для чего нам нужен воздух?». Наблюдение за рыбками «Как рыбки дышат в воде», дидактическая игра «Живое – неживое».

Ход занятия

Вводная часть

- Ребята, сегодня в детский сад почтальон принёс посылку для вас.

- А тут еще открытка с загадкой:

Через нос проходит в грудь.

И обратный держит путь.

Он невидимый, но всё же

Без него мы жить не можем.

- Что это? (Воздух)

- А как вы догадались?

- Да, воздух не видим, но он существует вокруг нас.

- Давайте откроем посылку и посмотрим, что там.

- А там ничего нет.

- Тогда, что же нам прислали? (Воздух)

- Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох.

- Я знаю, что человек может прожить без еды - 5 недель, без воды - 5 дней, без воздуха - не больше 5 минут.

- А кому ещё нужен воздух? (Рыбам, животным, растениям)

- Правильно всему живому.

- Воздух называют «Воздух-невидимка». Почему? Как вы считаете? (Потому что он не видим)

- У нас возникла проблема: если воздух невидим, как же нам его увидеть, услышать и почувствовать? (Ответы детей)

- Я предлагаю вам отправиться в научную лабораторию исследовать воздух. Там, мы будем вместе искать ответы на наши вопросы.

- Посмотрите на эту модель (на слайде 3 модели: глаза, руки, уши). Глядя на неё, скажите пожалуйста, на какой вопрос мы будем искать ответ? (Как можно увидеть воздух)

- А на эту? (Как можно почувствовать воздух)

- На эту? (Как можно услышать воздух)

- Для работы в лаборатории мы с вами перевоплотимся в научных сотрудников. Одевайте халаты. (Дети одеваются)

- Скажите, какими качествами должен обладать научный сотрудник? (Быть внимательным, аккуратным, спокойным). В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга.

Основная часть:

- Давайте подойдём к волшебной «Чудо – двери». Играет музыка.

Через чудо - дверь пройдём

В лабораторию попадём.

Будем всё на свете знать.

На наши вопросы ответы искать.

- Очутились мы в самой настоящей научной лаборатории. Вот теперь вы не дети, а научные сотрудники.

- Проходите, коллеги в научную лабораторию и располагайтесь вокруг первого стола.

- Посмотрите на модель. Как вы думаете, на какой вопрос мы будем искать ответ сейчас?

- Как можно почувствовать воздух? Молодцы.

- Возьмите веера. Помашите ими. Что чувствуете? (Воздух, холодок)

- А теперь подуйте себе на ладошки. Что вы чувствуете? (Воздух, струю воздуха)

Эксперимент №1 «Чувствуем воздух при помощи шарика»

Цель: познакомить детей со способом обнаружения воздуха – чувствуем воздух, определить, что воздух есть в шаре, его можно почувствовать.

Материал: воздушные шары.

Ход:

- Почувствовать воздух можно с помощью шарика. Посмотрите на меня. Я проделаю эксперимент, а затем коллеги вы проделаете. Надуваем шарик немножко и направляем отверстие шара на ладонь, выпускаем струю воздуха, но шарик из руки не выпускаем.

- Что вы чувствуете? (Воздух, холодок)

- Возьмите веера. Помашите ими. Что чувствуете? (Воздух, холодок)

- А теперь подуйте себе на ладошки. Что вы чувствуете? (Воздух, струю воздуха)

- Воздух перемещается с одного места на другое, когда воздух перемещается можно сказать, что дует ветер.

Вывод: обнаружили воздух – почувствовали его, при помощи воздушного шарика.

- Коллеги, как вы считаете, нашли мы ответ на вопрос: Как можно почувствовать воздух? (Да)

- А кто считает по-другому?

- При помощи чего мы узнали, как можно почувствовать воздух? (При помощи веера, дули на ладошки, воздушного шарика)

- Отправимся на поиски следующего ответа на вопрос.

- Располагайтесь вокруг второго стола коллеги. Посмотрите на модель. На какой вопрос мы с вами будем искать ответ) Как можно увидеть воздух?

- У меня в руке пластиковый стаканчик. Что в нем находится? (Воздух, ничего)

- А мы проверим ваши версии.

Эксперимент №2 «Есть ли воздух в стаканчике?»

Цель: определить, что воздух есть в стаканчике. Познакомить детей со способами обнаружения воздуха – видим воздух.

Материал: трубочки и ёмкости, наполненные водой, алгоритм действия эксперимента.

Ход:

Этот эксперимент коллеги проделайте самостоятельно. Вам поможет алгоритм, расположенный на экране. Дети рассматривают алгоритм действия и проделывают эксперимент – ребёнок берёт трубочку, опускает один конец в воду, а в другой дует. Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?

Вывод: когда выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.

- Уважаемые коллеги эксперимент закончен.

- Коллеги скажите, пожалуйста, нашли мы ответ на вопрос: Как же можно увидеть воздух? (Да)

- А что нам помогло увидеть воздух? (Когда дули в трубочки видели пузырьки воздуха).

- Отправляемся дальше.

- Коллеги, располагайтесь вокруг стола.

- На какой вопрос, мы будем сейчас искать ответ? (Дети смотрят на модель «Ухо»)

- Как можно услышать воздух?

Эксперимент №3 «Слышим воздух разными способами»

Цель: обнаружить, что воздух можно услышать, разными способами: если подуть в баночку или бутылочку и если надуть шарик и выпускать воздух.

Материал: баночки, бутылочки, шарик.

Ход:

- Возьмите по баночке, бутылочке и подуйте в горлышко, с краю. Дети берут баночки, бутылочки и дуют в горлышки с краю.

- Что вы слышите, коллеги? (Воздух, звук).

- А ещё можно услышать звук при помощи шарика. Если надуть шарик, а затем, растягивая отверстие шарика сдувать воздух, что мы услышим? (Звук, писк). Педагог сам проделывает эксперимент с шариком.

Вывод: воздух можно услышать разными способами.

- На нашей планете Земля есть воздух, поэтому мы слышим звуки, а на Луне воздуха нет, поэтому, если бы мы туда отправились, и издавали бы разные звуки, мы бы их не слышали.

- А еще, уважаемые коллеги, мы можем слышать воздух, когда слушаем звучание различных духовых инструментов. Вот послушайте (Слушают запись игры на трубе)

- Уважаемые коллеги, скажите мне, пожалуйста, нашли мы ответ на вопрос:

- С помощью чего мы услышали воздух коллеги? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик).

- Давайте пойдем дальше.

- Уважаемые коллеги, скажите мне, пожалуйста, а воздух имеет вес.

- А мы сейчас проверим.

Эксперимент №4 «Живой пластилин»

Цель: выявить, что воздух имеет вес.

Материал: 2 стакана (один с чистой водой, второй с газированной, небольшие кусочки пластилина.

Ход:

- Давайте нальем два стакана воды. В первый стакан – чистую воду, во - второй стакан – газированную.

- В каждый стакан бросьте по 5 кусочков пластилина (размером с рисовое зёрнышко).

- Что происходит в первом стакане? Что происходит во - втором стакане? (В первом стакане обычная вода, в ней содержится большое количество кислорода, и пластилин оседает на дно. Во - втором стакане вода газированная, она содержит большое количество углекислого газа. Поэтому кусочки пластилина поднимаются к поверхности воды, переворачиваются и снова идут ко дну, где их снова начинают облеплять пузырьки, но уже в большем количестве)

- Верно, коллеги. Вначале пластилин тонет, т. к. он тяжелее воды, затем пузырьки газа облепляют кусочки (они напоминают маленькие воздушные шары) и пластилин всплывает на поверхность.

- Какой можно сделать вывод, коллеги?

Вывод: воздух имеет вес.

- Ну что же, время наше в научной лаборатории закончилось и нам пора возвращаться в детский сад.

- Подойдите к волшебной «Чудо – двери». Играет музыка.

- Вокруг себя повернись, в детском саду окажись. (Дети проходят через дверь)

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей с ТНР «Идем в гости к Маше и Мише» Задачи: Закрепление правильного произношения звука [ш] изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Закрепление умения.

Конспект интегрированного занятия по ОБЖ с элементами экспериментирования в старшей группе «Осторожно, огонь!» Конспект интегрированного занятия по ОБЖ с элементами экспериментирования в старшей группе «Осторожно, огонь!»Автор работы: Ярославцева.

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР «Предлог «На» Цели: -познакомить детей с пространственным значением предлога «НА», его схемой; -научить слышать предлог «НА» в речи, составлять с ним.

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе «В волшебной лаборатории воздуха» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» «В волшебной лаборатории воздуха» Воспитатель: Гертнер.

Конспект НОД по экологии с элементами экспериментирования для детей старшей группы «Жить нельзя без воды» Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии с элементами экспериментирования для детей старшей группы Тема: «Жить.

Конспект по обучению грамоте в старшей группе для детей с ОВЗ (ТНР) «Знакомство со звуком [ы]» Цель: знакомство со звуком [ы]. Задачи. Образовательные: Познакомить с гласным звуком [ы]. Формировать умение выделять данный звук в слове;.

Конспект познавательного занятия (с элементами экспериментирования) «Удивительные свойства воздуха» Цель: развитие поисково-исследовательской активности дошкольников. Программное содержание: Образовательная область «Познание»: Продолжать.

Конспект занятия (НОД) по познавательной деятельности с элементами экспериментирования с детьми старшей группы «Тайны воды» Продолжительность: 1 занятие (25 мин). Группа: старшая группа детского сада. Технологии: мультимедийная установка (проектор, экран, ноутбук,.

Конспект занятия с элементами экспериментирования в старшей группе на тему «Огонь» Конспект занятия по ОБЖ с элементами экспериментирования в старшей группе на тему «Огонь» Цели: с помощью опытов показать детям, как.

Конспект занятия в старшей группе «Зимушка-зима» для детей с ТНР Коррекционно-образовательные цели: 1. Уточнить т расширить представление детей о зиме, ее приметах. 2. Активизировать словарь по теме, развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект познавательного занятия (с элементами экспериментирования) в старшей группе для детей ТНР «Знакомство с воздухом»
Опубликовано: 10 декабря 2017 в 18:06
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД