Получи документы

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР

Ольга Арсентьева
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе

для детей с задержкой психического развития «Заветный ключ»

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:

- продолжать учить давать характеристику звукам;

- продолжать учить последовательно выделять звуки в односложных словах;

- учить выполнять условно – графическую схему звукового состава слова;

- закреплять умение дифференцировать «гласные» и «согласные» звуки, вспомнить символы гласных и согласных;

- закреплять слоговой анализ слов;

Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР» размещена в разделах

Коррекционно-развивающие задачи:

- развивать фонематическое восприятие;

- совершенствовать навыки связной речи;

- развивать грамматический строй речи;

- закреплять названия деревьев;

- развивать общую и мелкую моторики;

- развивать пространственные представления;

- развивать логическое мышление, внимание, память, воображение;

Коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитывать эмоциональную адекватность, положительную установку на участие в занятии;

- развивать интерес к сказкам, сказочным героям;

- формировать умение взаимодействовать в коллективе и решать проблемные ситуации;

Словарная работа: карта, сундук, сверток, «Айболит», «Кот в сапогах», пара.

Подготовка педагога к образовательной деятельности:

Изучила пособие Морозовой И. А., Пушкаревой М. А. «Подготовка к обучению грамоте : Конспекты занятий : 6-7 лет», использовала интернет-ресурсы при подготовке к НОД;

Составила конспект организованной образовательной деятельности на тему «Заветный ключ!»

Подготовила пособия для проведения ООД (обучающие дощечки, дом для звуков, картинки)

Предшествующая работа с детьми:

Развитие фонематического восприятия, закрепление понятий «гласный звук», «согласный звук», «твердый», «мягкий», «звонкий», «глухой», закрепление умения делить слова на части, выполнять звуковой анализ слов, давать характеристику звукам.

Материалы и оборудование:

Сундук, карта, пособие «Дом для звуков», картинки «Кот в сапогах», «Совушка», «Айболит», «Волк», пособие «Обучающие дощечки – слоговой анализ», картинки «ель», «клен», «дубы», «ива», «рябина», «береза», пособие «Обучающие дощечки – звуковой анализ», картинка «сосны», разрезные картинки «сосна», ключ.

Методы и приемы:

1. Сюрпризный момент: сундук.

2. Проблемная ситуация: отыскать ключ, чтобы открыть сундук.

3. Отправление в путешествие по карте.

4. Игра «Сказочная избушка».

5. Продолжение пути по карте.

6. Игра «Заколдованный лес».

7. Продолжение пути по карте.

8. Физминутка «Вместе с Буратино».

9. Игра «Магическая дощечка»

10. Игра «Поляна чудесных превращений».

11. Получение ключа.

12. Оценка и поощрение.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

1. Вводная часть

Деф. : Ребята, посмотрите вокруг, вы заметили что-нибудь необычное в группе?

Дети: Сундучок!

Деф. : Попробуйте его открыть детей не получается). Что же нужно, чтобы открыть сундук?

Дети: Ключ!

Деф. : Ключа нигде нет. Но я заметила рядом с сундучком лист бумаги. Скажите, что с ним не так? На что похож этот сверток, как вы думаете?

Дети: он не целый, это его часть.

Дети: На карту!

Деф. : Верно! Эта часть карты показывает начало нашего пути к ключу. Когда соберем все части карты, найдем дорогу к ключику. А чтобы найти вторую часть карты, посмотрите на карту, скажите, где мы сейчас находимся?

Дети: Мы стоим возле сундучка.

Деф. : Ты прав. Куда ведет нас дорога?

Дети: Сначала прямо к грибу, затем поворачивает налево и ведет к цветочку.

Деф. : Вставайте друг за другом и пройдите по дороге.

Карта привела нас к Сказочной избушке. Присаживайтесь, пожалуйста, на стульчики.

2. Основная часть.

1) «Сказочная избушка»

Деф. : Если догадаемся, какие сказочные герои живут в этой избушке, то получим вторую часть карты и продолжим путь. Посмотрите, какого цвета огонек загорелся в избушке.

Дети: Красного!

Деф. : Какие звуки мы обозначаем красным цветом?

Дети: Гласные!

Деф. : Какие звуки называем гласными?

Дети: гласные – это звуки, которые можно пропеть и протянуть, воздух проходит свободно.

Деф. : Молодцы, в избушке живут сказочные герои, в названии которых первый звук – гласный.

Выберите сказочных героев, в названии которых первый звук – гласный.

Перед детьми лежат картинки: Айболит, Волк, Кот в сапогах, Ослик.

Деф. : Дима, какой сказочный герой стоит в начале? Никита, какой сказочный герой стоит в конце?

Катя, какие сказочные герои стоят в середине?

Никита, как ты думаешь, какой сказочный герой живет в избушке?

Дети: Айболит!

Деф. : Почему ты так решил?

Дети: Первый звук в слове «Айболит» - звук [а], он гласный.

Деф. : Молодец! Володя, есть еще подходящие нам герои?

Дети: Ослик, потому что в слове «ослик» первый звук – [о]

Деф. : Хорошо! Какие герои остались?

Дети: Волк, Кот в сапогах!

Деф. : А эти герои будут жить в избушке?

Дети: Нет, потому что первый звук в названиях – согласный.

Деф. : Вот мы и справились с этим испытанием, а вот и вторая часть карты!

Деф. : Володя, как узнать, куда нам нужно двигаться?

Дети: Нужно посмотреть на карту.

Дефектолог отдает вторую часть карты детям: Куда ведет нас дорога?

Дети: Сначала к пеньку, потом поворачиваем и идем к листику.

Деф. : Вставайте друг за другом и отправляйтесь в путь.

2) Игра «Заколдованный лес»

Деф. : Ребята, мы пришли к заколдованному лесу, пройдем его и получим третью часть карты! Посмотрите на картинки на дощечке. Дима, назови картинку в левом верхнем углу (липа). Володя, назови картинку в нижнем правом углу (береза). Катя, назови картинку в правом верхнем углу (дубы). Никита С., какая картинка в нижнем левом углу? (ель) Никита Ч., назови картинку между липой и елью? (рябина) Дима, какая картинка стоит между дубами и березой? (ива). Молодцы!

Как назовем эти картинки одним словом? Как ты думаешь, Катя?

Дети: Это деревья!

Деф. : У каждой картинки есть пара ( уточняется: пара- это сколько предметов). Но картинки потеряли свою пару, соедините, пожалуйста, деревья, в которых одинаковое количество частей. Помогите картинкам найти свою пару!

Дима, посчитай, сколько частей в слове «дубы»? (при необходимости, дефектолог отхлопывает слово вместе с детьми)

Дети: В слове «дубы» две части.

Деф. : Катя, ты согласна с Димой? Никита, как ты думаешь, Дима прав?

Найдите, пожалуйста, слово, в котором тоже будет две части.

Дети: В слове «ива» две части.

Деф. : Хорошо, соедините эти картинки с помощью резинки.

Деф. : Никита, сколько частей в слове «рябина»?

Дети: В слове «рябина» три части.

Деф. : Катя, какая пара будет у этой картинки?

Дети: Береза!

Деф. : почему ты так решила, Катя?

Дети: В слове «береза» получилось три части.

Деф. : Соедините эти картинки резинкой.

Деф. : Володя, какие деревья остались без пары?

Дети. : Клен и ель.

Деф. : Посчитай, пожалуйста, сколько частей в слове «клен»?

Дети: Одна часть.

Деф. : Сколько частей в слове «ель»?

Дети: Одна часть.

Деф. : Как ты думаешь, Никита, получится пара у этих деревьев?

Дети: Получится, в слове «клен» и «ель» по одной части.

Деф. : Молодцы. Все картинки нашли свою пару. Справились с испытанием, получите третью часть карты! Куда же она нас ведет, Никита С. ?

Дети: Прямо к ягодке!

Деф. : Вставайте друг за другом и пройдите к ягодке.

Дети доходят до ягодки.

Деф. : Ребята, долгий путь мы проделали, и все, наверное, устали. Вспомните, пожалуйста, кто из сказочных героев искал, как и мы, ключик?

Дети: Буратино! (дефектолог подсказывает при необходимости).

Деф. : Посмотрите, как он искал ключик, повторите за ним.

3) Игра «Магическая дощечка»

Деф. : Ребята! Мы с вами попали к «Магической дощечке». Присаживайтесь за столы. Испытание у нас непростое – зашифруем слово на звуковой дощечке и получим четвертую часть карты. А какое слово нужно зашифровать, вы узнаете, когда почините сломанные картинки.

Перед детьми разрезные картинки с изображением сосны, состоящие из разного количества частей.

Дефектолог раздает разрезные картинки детям.

Никита С. : 5 частей

Никита Ч. : 4 части.

Володя Ф. : 5 частей.

Дима Г. : 5 частей.

Катя П. : 4 части.

Деф. : Что у тебя получилось, Никита? Дима, какая картинка получилась у тебя? Катя, у тебя что получилось? Володя, какую картинку ты собрал? Здорово! У нас получился одна сосна?

Дети: У нас получилось их много!

Деф. : Если деревьев стало много, как мы их назовем?

Дети: Сосны!

Дефектолог вставляет в окошко обучающей дощечки картинку с изображением сосен.

- Какой первый звук в слове «сосны», Катя? Что ты расскажешь про этот звук? Каким цветом его обозначим? Выбери, пожалуйста, подходящую крышку и обозначь звук.

- Какой второй звук в этом слове, Дима? Каким цветом его обозначим? Почему обозначим красным цветом? Выбери крышку.

- Какой следующий звук в этом слове, Володя? Что ты расскажешь про этот звук? Выбери подходящую крышку.

- Какой звук следующий, Никита? Расскажи про него и обозначь подходящим цветом.

Есть еще звуки в слове «сосны»? Сколько звуков получилось? Дима, назови согласные в этом слове? Катя, какие гласные здесь есть? Никита, какое слово мы зашифровали? Володя, сколько частей получилось в этом слове? Какая первая часть? Какая вторая часть?

Ребята, вы замечательно справились с этим испытанием. Получите часть карты. Посмотрите, куда она нас ведет?

Дети: Сначала к мухомору, а потом поворачиваем к пенечку.

Деф. : Вставайте друг за другом и отправляйтесь в путь.

Физминутка

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся, два – нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел,

Чтобы ключик найти,

Нужно по дорожке нам идти!

4) «Поляна чудесных превращений»

Деф. : Карта привела нас к поляне чудесных превращений. Присаживайтесь на полянке.

Дети садятся на коврик. Часть карты мы получим, когда превратим эти картинки в слово.

Ребята, посмотрите на картинки, что здесь нарисовано?

Дети: индюк, волк, аист.

Деф. : По первым буквам в названиях соберите слово.

Дима, какой первый звук в слове «индюк»? Выберите букву И и положите ее перед собой.

Володя, какой первый звук в слове «волк»? Найдите подходящую букву. После какой буквы ты ее положишь, Катя? Никита, какой первый звук в слове «аист»? Выберите подходящую букву. Ребята, попробуем подружить буквы, какое слово у нас получилось?

Дети: Ива!

Деф. : Что же это такое – ива?

Дети: Это дерево!

Деф. : Здорово у вас получилось! Скажите, пожалуйста, у ивы листья какие?

Дети: Ивовые!

Деф. : Какие еще деревья встретились сегодня на нашем пути?

Дети: Береза клен, дуб, рябина.

Деф. : Какие листья у березы? (рябины, клена, дуба)

И с этим испытанием вы справились! Получите последнюю часть карты, скажите, где спрятан ключик?

Дети: Ключ лежит под березой.

Дети находят ключ.

Заключительная часть.

Деф. : Вот и ключ у нас в руках. Теперь мы сможем открыть сундучок.

Дети открывают сундук ключом.

Деф. : Что лежит в сундуке, ребята?

Дети: Медали!

Деф. : Эти медали для вас, за ваше внимание и знания!

- Вот и завершилось наше путешествие по карте в поисках ключа. Никита, что понравилось тебе больше всего во время путешествия? Дима, какое задание тебе было интереснее всего выполнять? Катя, а тебе что понравилось больше всего? Никита, что запомнилось тебе больше всего?

Ответы детей.

Публикации по теме:

Итоговое занятие по обучению детей грамоте в подготовительной к школе группе Цель: Закрепление знания алфавита, умение читать по слогам. Задачи: 1. Закрепить знания детей о предложении, слове, слоге. 2. Развивать логическое.

Конспект итогового занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Воздушный шар с сюрпризом» Образовательная область: «Коммуникация», «Познание». Программное содержание: Образовательные: -Развивать умение проводить звуковой анализ.

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе с ТНР «Звуки [З] — [З`]. Буква З» Тема: «Звуки З – З`. Буква З». Цель: Закрепить у детей представление о звуках [З] и [З`], познакомить с буквой «З» Задачи: • Образовательные.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки [с]-[з]» Конспект непосредственной образовательной деятельности по грамоте в подготовительной к школе группе. Подготовила учитель-логопед высшей.

Конспект НОД по обучению детей грамоте в подготовительной к школе группе «На помощь Вовке из тридевятого царства» Лексическая тема: "Транспорт" Задачи: Образовательные: - Расширять и активизировать словарь по лексической теме «транспорт»; - Учить подбирать.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе Цель: формирование звуковой активности, как предпосылки обучения грамоте. Задачи: 1. Познакомить детей с буквой К. 2. Упражнять детей в.

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «В цирке» Задачи: Образовательные: - закрепить знания детей о гласных и согласных звуках, о различении согласных звуков; - совершенствовать навыки.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Согласные звуки [м], [м’], буква М» Тема : Согласные звуки [м], [м,], буква ЭМ Задачи: 1. Образовательные: Учить детей выделять первый согласный звук в слове; познакомить.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Подарки Лесовика» Закрепить знания о гласных и согласных, о мягких и твердых, о звонких и глухих звуках; Упражнять в умении составлять и читать прямые и.

План-конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие в сказочную страну грамотеев» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР
Опубликовано: 19 мая 2016 в 21:46
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД