МААМ-картинки

Программа психолого-педагогического сопровождения эмоционально-коммуникативной сферы дошкольников (старшая группа)

Елена Никитина
Программа психолого-педагогического сопровождения эмоционально-коммуникативной сферы дошкольников (старшая группа)

Пояснительная записка

Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период, должны стать «культурными», то есть превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм.

Данная программа разработана на основе программы психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик- Семицветик» под редакцией Н. Ю. Куражевой, «Давайте поиграем» тренинговое развитие мира социальных отношений детей 3-4, 4-5, 5-6 лет, Развитие эмоциональной отзывчивости и навыков общения у детей 3-7 лет Игры и упражнения М. В. Егорова, «Давайте познакомимся» тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4- 6 лет под редакцией И. А. Пазухиной

Публикация «Программа психолого-педагогического сопровождения эмоционально-коммуникативной сферы дошкольников (старшая группа)» размещена в разделах

Новизна программы заключается в том, что она предусматривает непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребенка на протяжении всего дошкольного возраста, с учетом динамики развития каждого психического процесса и каждой сферы психики по месяцам в течение каждого года.

Основная идея работы – ориентация на сверстника, а не на педагога; говорение хором; удержание правил; усиление круга. Интеграция и систематизация психологического материала, что предполагает объединение различных направлений деятельности психолога ДОУ.

Цель программы : Создание условий для развития эмоциональной отзывчивости и навыков общения со сверстниками.

Задачи:

1. Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир человеческих эмоций.

2. Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения.

3. Развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.

4. Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.

5. Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.

6. Формирование позитивной мотивации к обучению.

7. Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения.

Форма работы: групповая

Программа рассчитана на 36 занятий продолжительностью 30 минут, 1 раз в неделю.

Общее время, необходимое для реализации всей коррекционно развивающей программы 18 часов в год

Программа состоит из четырех блоков: I - диагностический блок, диагностический блок состоит из 4 занятий по диагностике детей и включен в Коррекцтонно-развивающий блок, II - установочный блок, III – коррекционно – развивающий блок, IV - блок оценки эффективности коррекционно-развивающих воздействий

Концептуальная основа программы.

Содержание программы строится на идеях развивающего обучения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и зон ближайшего развития.

Рефлексивно-деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту. Принцип личностно-ориентированного подхода предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности. Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий.

Формы работы с детьми в рамках программы :

Групповые занятия

Продолжительность занятий зависит от возрастной категории детей.

Возраст Число детей в группе Время занятия

3-4 года 5-6 человек 20 мин

4-5 лет 6-7 человек 20 мин

5-6 лет 7-8 человек 25 мин

6-7 лет 8-10 человек 30 мин.

Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений психолога.

Построение программы для каждого возраста ориентировано на удовлетворение ведущей потребности, свойственной конкретному периоду детства, и основано на развитие ведущего психического процесса или сферы психики.

В частности:

Вторая младшая группа - восприятие;

Средняя группа – восприятие, эмоциональная сфера;

Старшая группа - эмоциональная сфера, коммуникативная сфера, личностно-волевая сфера.

Занятия на развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления, а также на развитие волевой и психофизиологической сферы подобрано в соответствии с темами занятий.

Занятия проводятся в помещении с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил.

Оснащение занятий:

1. Фонотека.

2. Настольно-печатные игры.

3. Предметные игрушки.

4. Доска.

5. Цветные мелки.

6. Краски, карандаши, фломастеры.

7. Писчая и цветная бумага.

8. Строительный материал.

9. Ковер

10. Рабочие тетради

Принципы проведения занятий:

1. Системность подачи материала.

2. Наглядность обучения.

3. Цикличность построения занятий.

4. Доступность.

5. Проблемность.

6. Развивающий и воспитательный характер учебного материала.

Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:

1. Организационный этап.

Создание эмоционального настроя в группе.

Упражнения и игры с целью привлечения внимания детей.

2. Мотивационный этап.

Сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий;

Выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме.

3. Практический этап.

Подача новой информации на основе имеющихся данных;

Задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и творческих способностей.

Обработка полученных навыков на практике.

4. Рефлексивный этап.

Обобщение полученных знаний.

Подведение итогов занятия.

Особенности психологического курса

Старшая группа

В этом возрасте у детей активно развиваются и начинают приобретать произвольный характер. Проявляются зачатки ответственности за порученное дело. Поэтому длительность занятия увеличивается на 10 минут.

При общение ребенок обращает внимание на нравственные качества и черты характера сверстников, совершенствуется эмоционально-личностная сфера. В связи с этим каждое занятие начинается с обмена новостями, помимо этого такое начало занятий развивает умение выступать публично. Игры, проводимые во время динамических пауз, становятся более сложными, по сравнению с занятиями для более раннего возраста, занятия насыщаются вербальным и невербальным общением. Много занятий в данной части программы посвящены осознанию собственной личности и личности других, также общению.

Однако ведущий тип деятельности в этом возрасте – игра, поэтому все занятия насыщены играми, присутствуют персонажи и соблюдается игровой сюжет и мотивация.

В данном возрасте ребенок уже может подчинять свои желания требованиям коллектива, поэтому несколько занятий в данной программе посвящены этикету.

Коллективные занятия по психологии учитывают активное развитие всех психических процессов, свойств и состояний (восприятие, внимание, мышление, память, воображение, речь, эмоции). В развивающих играх даются задания на развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления (разрезные картинки, сюжетные картинки, эмоциональной сферы (расширение представлений об эмоциях : радость. Грусть, злость, удивление, страх, спокойствие, памяти, внимания, воображения, пространственной ориентировки (графические диктанты, рисунки по клеточкам) и саморегуляции.

Задачи психологического курса :

1. Создавать условия для формирования элементов произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.

2. Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.

3. Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности.

4. Способствовать самопознанию ребенка.

5. Развивать саморегуляцию эмоциональных реакций.

6. Совершенствовать коммуникативные навыки дошкольников, развивать совместную деятельность детей.

7. организовывать совместную деятельность с целью развития навыков сотрудничества.

Возрастные особенности детей:

Показатели

Нормативы

Ведущая потребность

Потребность в общении

Ведущая функция

Воображение

Игровая деятельность

Усложнение игровых замыслов, длительные игровые объединения.

Отношения со взрослыми Внеситуативно-деловое + внеситуативно-личностное: взрослый – источник информации, собеседник.

Отношения со сверстниками Ситуативно-деловое: углубление интереса как к партнеру по играм, предпочтении в общении.

Эмоции

Преобладание ровного оптимистичного настроения.

Способ познания Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование

Объект познания Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы.

Восприятие Знания о предметах и их свойствах расширяются (восприятие времени, пространства, организуются в систему и используются в различных видах деятельности.

Внимание Начало формирования произвольного внимания. Удерживает внимание 15-20 мин. Объем внимание 8-10 предметов.

Память Развитие целенаправленного запоминания. Объем памяти 5-7 предметов из 10, 3-4 действия.

Мышление Наглядно-образное, начало формирования логического мышления.

Воображение

Развитие творческого воображения.

Условия успешности

Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь

Новообразования возраста 1. Планирующая функция речи.

2. Предвосхищение результата деятельности.

3. Начало формирования высших чувств (интеллектуальные, моральные, эстетические).

Тематическое планирование психологических занятий

Старшая группа

Сентябрь

№ Название занятия Источник Цель Материалы

1 Знакомство Н. Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 14 Познакомить детей друг с другом, сплотить группу. Развивать невербальное и вербальное общение. Снять телесное и эмоциональное напряжение. Игрушка Петрушка, клубок ниток, «волшебная» палочка», карандаши, бумага, изображение поляны, музыкальное сопровождение.

2 Наша группа. Что мы умеем. Н. Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 18 Продолжать знакомить детей друг с другом, делать группу сплочённой, обогащать знания детей друг о друге. Способствовать осознанию ребёнком своих положительных качеств; совершенствовать умение выступать перед группой. Развивать вербальное и невербальное общение. Формировать отношения доверия, умение сотрудничать. Снять телесное и эмоциональное напряжение. Развивать внимание, память, мышление, воображение. Развивать мелкую и общую моторику. Развивать навыки самосознания. Игрушка Петрушка, магнитофон, разрезанные картинки, 2 картинки для игры 2Найди 10 отличий»,указка, игрушка (кегли, карандаши, бумага, платок.

3 Правила поведения на занятиях. Н. Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 22 Познакомить детей с правилами поведения группе. Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения. Развивать внимание, память, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Развивать мелкую и общую моторику. Снятие эмоционального и телесного напряжения. Игрушка Петрушка, шкатулка, нарисованные ключи, письмо от Феи, магнитофон, карандаши, рабочие тетради, мяч, картинки со схематическими изображением правил.

4 Страна «ПСИХОЛОГИЯ» Н. Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 27 Познакомить детей друг с другом, сплотить группу. Развивать невербальное и вербальное общение. Снять телесное и эмоциональное напряжение. Игрушка Петрушка, карта страны «ПСИХОЛОГиЯ», смайлики, рабочие тетради, цветные карандаши, демонстрационный материал к заданию «Раскрась коврик», настольно-печатная игра «Театр настроения», 3 пары следов.

Календарно- тематическое планирование

Сентябрь

Занятие 1. Знакомство

Цели

1. Познакомить детей друг с другом, сплотить группу.

2. Развивать невербальное и вербальное общение.

3. Снять телесное и эмоциональное напряжение.

Материалы

Игрушка Петрушка, клубок ниток, «волшебная палочка, карандаши, бумага,

скотч, изображение поляны, музыкальное сопровождение.

Ход занятия

I этап. Организационный

Приветствие

П си х о л о г. Здравствуйте, ребята! Давайте знакомиться. Меня зовут.

С этого дня мы с вами будем встречаться, вместе играть, рисовать, разговаривать,

делиться своими новостями и настроением.

II этап. Мотивационный

1. Появление персонажа Петрушка

Петрушка предлагает свою помощь в знакомстве детей и в организации игр.

2. Игра «Клубочек имен»

П с их о л о г. У меня в руках волшебный клубочек. Я его передаю своему

соседу слева, но сама продолжаю держать ниточку. И так каждый передает

клубочек, пока он не вернется ко мне обратно. Передавая клубочек, нужно назть

свое имя.

Когда клубочек дойдет до конца, нужно его передавать обратно, называя

имя соседа, которому передаешь.

3. Упражнение «Искра»

П си х о л о г. Давайте возьмемся за руки и передадим искорку добра и хорошего

настроения! Искра будет в виде легкого пожатия руки. Когда искра вернется

ко мне, я сообщу. Беремся за руки, закрываем глаза, я передаю.

III этап. Практический

1. Упражнение «Я — сказочный герой»

Выполняется на ковре.

П с их о л о г. Ребята, вы любите сказки?

Сейчас я к вам буду подходить и дотрагиваться до вас волшебной палочкой,

И вы скажете, на какого сказочного героя вы похожи или хотите быть похожими.

У детей уточняется, почему они так считают. Психолог может тоже принять

участие в игре или предложить варианты сказочных героев.

2. Полвижная игра «Паровозик имен, или В страну Дружбы»

П с и х о л о г. Мы поедем на паровозике имен. Я буду первым вагоном, и зовут

мой вагон Петрушка. По дорожке я буду прицеплять к себе вагончики с

иашими именами. Приготовились, мой вагончик поехал (включается музыка).

Доехал до первой остановки. Какую песенку будет петь первый вагончик? (Имя

ребенка.) Поедем со мной? Поедем! Доехали до следующего вагончика. Остано-

иились. Какую песенку будет петь второй вагончик? (Имя ребенка.) Вставай за

(имя первого ребенка). Поехали? Поехали. Приехали к третьему вагончику.

3. Релаксация «Цветок Дружбы»

Включается релаксационная музыка.

П с и х о л о г. А теперь Петрушка приглашает вас на поляну Дружбы. Сядьте

поудобнее и закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох.

Представьте себе какой-нибудь цветок с прекрасными бутонами. Внимательно

его рассмотрите — листья, цветы и еще не распустившиеся бутоны.

Представь, что ты — один из этих нераспустившихся бутонов.

Посмотри на плотную оболочку вокруг себя, постарайся почувствовать, как

тебе хочется, чтобы эта оболочка раскрылась. И ты потянулся навстречу теплому

солнечному свету.

А теперь ты можешь представить себе, как твой бутон постепенно раскрывается.

Постарайся почувствовать аромат этого цветка. Рассмотри цвет

его лепестков. Если хочешь, можешь понаблюдать, как мимо проходят дети

и взрослые и восхищаются таким красивым цветком. Восхищайся и ты этим

цветком, повторяя про себя: «Я хочу очень хорошо запомнить его. Я хочу, чтобы

моя жизнь стала такой же прекрасной и яркой». Ты чувствуешь, как приятно

смотреть на этот цветок? Возьми это приятное чувство и помести в какую-ни-

будь часть своего тела, например в ладошки.

А теперь потянись, расслабься и открой глаза.

(Психолог по очереди спрашивает детей, называя их по имени, каким цветком

они себя представили.)

— Как зовут этот замечательный цветок?

— Кто за ним ухаживает?

— У него есть соседи? Как ему с ними живется?

(Петрушка просит нарисовать этот цветок. Но чтобы цветок получился

красивый, нужно размять пальчики.)

4. Пальчиковая гимнастика «Дружба»

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

(Пальцы рук соединяются ритмично в «замок».)

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

(Ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук.)

Раз, два, три, четыре, пять,

(Поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев.)

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать.

(Руки вниз, встряхнуть кистями.)

5. Рисование цветов

Дети прикрепляют цветы, которые они нарисовали после релаксации, с помощью

скотча на рисунок поляны. Психолог предупреждает детей, что цветам

нужно расти дружно.

П си х о л о г. А еще на поляне Дружбы растет волшебный цветок дружбы.

Петрушка показывает игрушечный цветок.) Вы можете ему прошептать ваше

желание, сказать, с кем хотите подружиться.

IV этап. Рефлексивный

7. Полвеление итогов, рефлексия

2. Игра «Мостик лружбы»

П с и х о л о г. Мы с Петрушкой видим, что вы очень дружные ребята.

Психолог просит детей по желанию образовать пары и «построить» мостик

(при помощи рук, ног, туловища). Если желающих нет, ведущий может сам

встать в пару с кем-нибудь из детей и показать, как можно это сделать (например,

соприкоснувшись головами или ладошками).

Затем психолог спрашивает, кто из детей хотел бы «построить» мостик

втроем, вчетвером и т. д., до тех пор, пока будуг находиться желающие. Заканчивается

упражнение тем, что все берутся за руки, делают круг и поднимают

руки вверх, изображая «Мост дружбы»

Пс и х о л о г. Какие игры вам запомнились? Что понравилось больше всего?

Дети по кругу говорят друг другу: «До свидания, (имя). Я рад был с тобой

Познакомиться». Прощаются с Петрушкой, психологом.

3. Ритуал прощания «Эстафета Дружбы»

Детям предлагается взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие.

Пс и х о л о г. Я передам вам свою дружбу, и она переходит от меня к (имя

ребенка, от Маши — к. и т. д. (перечисляются все участники группы) и, наконец,

снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как

каждый из нас добавил частичку своей. Пусть же она вас не покидает и греет! До свидания!

Публикации по теме:

Программа по эмоционально-нравственному развитию личности ребёнка «Я и мои чувства, настроение, эмоции» (старшая группа) Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 50 г. Челябинска» 454015, г. Челябинск, ул. Шагольская I квартал,.

Программа психолого-педагогического сопровождения семьи с ребёнком-инвалидом дошкольного возраста Пояснительная записка Актуальность. Среди множества социальных проблем, стоящих перед государством в настоящее время, существует проблема.

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ Ф. И. О. ребёнка:___ Возраст:___ Группа:___ Диагноз:___ Направление: коррекция.

Карта психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса Карта психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса ___ Тема недели: «Осень. Признаки.

Повышение коммуникативной компетентности педагогов посредством психолого-педагогического тренинга ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Детский сад – это своеобразная субкультура нашего общества, включающая коллектив работников детских садов и коллектив.

Организация психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса ДОУ Целью работы педагога-психолога в 2014-2015 учебном году являлось: обеспечить безопасность и сохранение психологического здоровья детей.

Организация социального и психолого-педагогического сопровождения детей с ментальной инвалидностью Областной реабилитационный центр для детей-инвалидов "Надежда" функционирует в г. Волжский с 1993 года. Именно здесь дети с особенностями.

Программа психолого-педагогического сопровождения детей 6 года жизни Вашему вниманию хотела бы представить программу психолого - педагогического сопровождения своей группы. На современном этапе развития образования.

Программа психолого-педагогического сопровождения группы кратковременного пребывания по адаптации детей ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность. При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети про-ходят через адаптационный период.

Специфика психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья Под термином «задержка психоречевого развития» понимаются синдромы временного отставания развития моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа психолого-педагогического сопровождения эмоционально-коммуникативной сферы дошкольников (старшая группа)
Опубликовано: 19 ноября 2016 в 08:58
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД