Цепаева Ирина
Занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «В гостях у буквы «Ц»
Вид мероприятия: непосредственно образовательная деятельность «Подготовка к обучению грамоте»
Тема: «В гостях у буквы Ц»
Участники: дети подготовительной группы (6-7 лет, воспитатель
Задачи:
Обучающие :
• Познакомить детей с буквой и звуком Ц, обратить внимание на то, что звук Ц – всегда твердый согласный звук.
Развивающие:
Публикация «Занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе „В гостях у буквы „Ц“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
• Развивать умение узнавать графический образ буквы Ц, соотносить ее с соответствующим звуком, определять артикуляционные особенности звука Ц (согласный, твердый, его место в словах.
• Закреплять умение определять артикуляционные особенности знакомых детям звуков (гласный, согласный твердый или мягкий, определять количество звуков, слогов, выделять первый звук в слове.
Речевые:
• Развивать активность участия детей в речевом взаимодействии.
• Обогащать словарный запас детей за счет слов, в названии которых есть звук Ц.
Воспитательные:
• Воспитывать у детей навыки взаимодействия в совместной групповой деятельности, активность и самостоятельность.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, мультимедийная презентация; набор предметных картинок, в названии которых есть звук Ц; схемы, отражающие место согласного звука в начале и конце слова; набор букв; 3 коробки, каждая из которых обозначена цветным кружком (красный, синий, зеленый); текст с буквами.
Ход занятия:
1. Организационный момент, введение в образовательную ситуацию, мотивация.
Воспитатель привлекает внимание детей к ноутбуку с мультимедийной презентацией.
- Ребята, я сегодня открыла свою электронную почту и увидела очень необычное письмо. С таким названием мне письма еще не приходили. Вы знаете, я даже растерялась. А потом подумала, что только ребята помогут мне разобраться, что это за странное письмо.
- Вы поможете мне? (ответы детей)
2. Рассматривание изображения файловой папки.
- Посмотрите, вот такое странное письмо мне пришло (1 слайд)
- Что изображено на папке с письмом? (Буква Ц)
- Какой звук обозначает буква Ц? Произнесите его (произносят звук [ц]) Звук [ц] гласный или согласный? (согласный) Почему вы так думаете? (ответы детей) Вы правы! А еще, ребята, я открою вам маленький секрет: звук [ц] всегда твердый согласный звук.
- А при звуковом анализе звука [ц] кружок какого цвета мы выберем? (синий) Согласна с вами.
- С названием файловой папки мы с вами разобрались. Посмотрим, что внутри?
3. Игра «Разложи буквы».
Открывается файл (2 слайд) и появляется дворец.
-Как вы думаете, что это? (замок, дворец)
-А почему вы думаете, что это дворец, а не замок? (в слове «дворец» есть звук [ц]) Как вы быстро догадались! - Как вы думаете, где в слове «дворец» находится звук [ц] : в начале, в середине или в конце слова? (в конце)
- Вы хотите попасть во дворец и посмотреть, кто в нем живет? (ответы детей)
- Посмотрите, дворец закрыт на 3 двери и 3 замка (слайд 3). Чтобы их открыть, нужно выполнить задание: разложить буквы в 3 коробки.
- Может, вы уже догадались, как нужно разложить буквы? (ответы детей)
С помощью вопросов воспитатель помогает детям понять игровую задачу: разложить буквы, обозначающие твердый согласный звук в коробку с синим кружком, буквы, обозначающие мягкий согласный звук - в коробку с зеленым кружком, а буквы, обозначающие гласные звуки - в коробку с красным кружком.
Для выполнения задания воспитатель предлагает детям разделиться на 3 группы по желанию. После выполнения игрового задания дети меняются коробочками, проводят взаимопроверку и исправляют ошибки (при наличии).
Затем на дверях дворца «открываются замки», и появляется Царица (слайд 4)
4. Игра «Разложи картинки».
Царица:
- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас в своем дворце. Как вы думаете, кто я? (ответы детей) А почему царица, а не королева? (ответы детей)
Воспитатель:
- Как вы быстро догадались! Действительно, это Царица. Ведь в имени всех жителей дворца есть звук [ц].
Царица:
- Вы так легко попали во дворец, значит, все знаете, все умеете? (ответы детей) Тогда ответьте на мои вопросы.
- Сколько слогов в слове «царица»? (ответы детей)
- А сколько в этом слове звуков? (ответы детей)
- Где в слове «царица» находится звук [ц]? (в начале и в конце слова) Молодцы! Какие вы внимательные!
- А хотите поиграть со мной? (ответы детей)
- Игра называется «Разложи картинки». Предлагаю девочкам найти и положить к схемам картинки, в названиях которых звук [ц] находится в конце слова, а мальчикам – картинки со звуком [ц] в начале слова.
Дети делятся на 2 группы (мальчики и девочки, выбирают схему слова, соответствующую заданию. Находят и кладут к схеме картинки. После выполнения задания выполняют взаимопроверку, исправляют ошибки (при наличии).
Воспитатель дает детям положительную оценку, предлагает внимательно рассмотреть картинки, которые они положили к схемам:
- Как вы думаете, кто еще живет во дворце вместе с царицей? (Среди картинок дети находят изображение принца и царя, называют их) Почему вы так решили? (В словах «принц» и «Царь» есть звук [ц])
5. Физкультминутка.
На слайде презентации появляется изображение «Царь и Принц» (слайд 5)
Воспитатель:
- Как вы думаете, кто во дворце главный: Царь или Принц? («Царь)
- Конечно же, Царь. Послушаем, что он нам скажет.
Царь предлагает детям отдохнуть (слайд 6) :
- Внимание! Внимание! Время отдыха во дворце!
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали!
Ручками похлопали, ножками потопали.
Покружились, повертелись
И на стульчики уселись.
Глаза закрываем, до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем!
Дети вместе с воспитателем выполняют движения в соответствии с текстом.
6. Игровое мультимедийное задание «Отгадай слово»
Принц загадывает детям загадку (слайд 7) :
- Милая красавица принцу очень нравится.
Кудри золотые, вьются завитые.
Платье в розовых узорах,
Кто это? (ответы детей)
Появляется Принцесса (слайд 8) :
- Здравствуйте, ребята! Как я рада видеть вас! Нравится у нас во дворце?
Воспитатель:
- А что вам нравится во дворце? ( ответы детей: здесь интересно, весело, увлекательно, все красивое и нарядное)
Принцесса:
- Я тоже люблю все красивое и нарядное. Но есть что-то, что я люблю больше всего на свете. Отгадайте, что это.
- Перед вами картинки (слайд 9). Определите первый звук в названии каждой картинки и составьте из них слово.
В процессе выполнения игрового задания воспитатель (при необходимости) с помощью вопросов помогает детям последовательно определить первый звук в названии каждой картинки и составить слово.
Принцесса:
- Угадали. (Слайд 10) Какие же вы умнички! Конечно, больше всего на свете я люблю цветы. За выполнение моего задания я дарю каждому из вас букву. Как вы думаете, какую? ( ответы детей: Ц) Вот только буква какая-то не нарядная. Вы можете ее украсить? (ответы детей)
С помощью вопросов воспитатель побуждает детей к украшению буквы узором из предметов, в названии которых есть звук Ц, или синим цветом.
Принцесса:
- Спасибо! Удачи вам! До новых встреч!
Воспитатель предлагает детям подготовить и отправить жителям дворца необычное зашифрованное письмо:
- Выберите любой листочек с текстом. Вам нужно найти и обвести в кружочек все буквы Ц. Какой карандаш вы возьмете? (ответы детей)
Почему именно синий, а не красный или зеленый? (потому что звук [ц] -твердый согласный).
После выполнения задания воспитатель дает детям положительную оценку, предлагает детям сложить тексты в заранее подготовленный конверт.
9. Итог, рефлексия.
- Ребята, где мы с вами сегодня побывали? (ответы детей)
- Что узнали нового (ответы детей)
- Вам интересно было выполнять задания жителей дворца?
- Какие задания были для вас трудными?
- Мы отправляем букву Ц в наш буквенный домик, пусть она пока подружится с другими буквами.
- Я рада, что вы были сегодня такие внимательные, активные, сообразительные!