Папки-передвижки

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ

Хромова Татьяна
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ

Медико-биологические и социальные основы здоровья

«Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ».

Город – курорт Геленджик МБДОУ №25 «Золотая рыбка»

Воспитатель Хромова Т. М.

Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем.

Публикация «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» размещена в разделах

Адаптационные процессы охватывают три стороны: ребенка, его родителей и педагогов. От того на сколько каждый готов пережить адаптацию, зависит конечный результат – спокойный ребенок, с удовольствием посещающий образовательное учреждение.

Ребенок! Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад. В их жизни всё меняется кардинальным образом. В привычный жизненный уклад ребенка буквальном смысле этого слова врываются следующие изменения:

• Четкий режим дня.

• Отсутствие родных рядом.

• Длительный контакт со сверстниками.

• Необходимость слушаться и подчиняться незнакомому взрослому.

• Резкое ущемление персонального внимания именно к нему.

• Особенности пространственно-предметного окружения.

Изменения. Адаптация ребенка к ДОУ сопровождается различными негативными физиологическими и психологическими изменениями.

Адаптационного ребенка отличает :

* преобладание отрицательных эмоций, в том числе страха;

* нежелание вступать в контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми;

* нарушение сна;

* снижение аппетита;

* регрессия речи;

* изменения в двигательной активности, которая либо падает до заторможенного состояния, либо возрастает до уровня гиперактивности;

* снижение иммунитета и многочисленные заболевания (последствия стрессовых ситуаций);

Родители отдают своего ребенка в детский сад по разным причинам. Но даже если это решение не связано с серьезными жизненными потребностями семьи (например, обязательный выход матери на работу, оно поселяет чувство тревоги, а не безграничной радости и успокоения. И чем ближе день, когда малыш переступит порог детского сада, тем всё чаще дают о себе знать следующие проявления.

• в памяти всплывают эпизоды личного опыта посещения детского сада (причем в первую очередь, как правило, отрицательное);

• разговоры с гуляющими мамами на детской площадке всё время крутятся вокруг вопросов: «А вы ходите в детский сад? И как там?»

• обостряется внимание к привычкам и навыкам ребенка (умение пользоваться туалетом, мыть руки и лицо, есть и пить, раздеваться и одеваться и пр.) и к поведенческим (как общаться с другими детьми, как слушает и выполняет просьбы взрослых и пр.);

• в общении с ребенком и друг с другом появляются слова «детский сад» и «воспитательница».

И вот ребенок в детском саду. Начинается непростой период адаптации к новым условиям жизни.

Адаптирующего родителя отличает :

• повышенная тревожность;

• обострённое чувство жалости к ребенку и к себе;

• преобладание интереса ко всему, что связано с обеспечением жизнедеятельности ребенка (еда, сон, туалет);

• повышенное внимание к педагогам (от усиленного внимания до заискивания);

• многословность (задает много вопросов, интересуется подробностями и деталями прожитого ребенком дня);

Педагог.

Набирая новую группу, каждый педагог (особенно если у него есть опыт работы) знает, что этот процесс никогда не бывает одинаковым. Важно не только узнать и понять каждого ребенка, но и научить его жить в коллективе. А за каждым ребенком стоят его близкие, с которыми тоже необходимо наладить контакт, выстроить взаимоотношения на основе понимания, уважения и сотрудничества. В общем, педагоги, так же как и другие участники жизни группы детского сада, встают перед неизбежностью адаптационного процесса. Воспитатель знает, что теоретические знания, накопленные методы и приемы успешной адаптации детей к условиям детского сада не всегда срабатывают по отношению к новому ребенку и его родителям. А значит, впереди напряженный, всегда связанный с поиском этап работы, название которому адаптация.

Адаптирующегося педагога отличает :

• чувство внутреннего напряжения, которые приводит к быстрой физической и психологической утомляемости.

• повышенная эмоциональность;

Сколько это будет длиться? Или когда наступит конец адаптации?

Выделяют три степени адаптации :

• легкая (15-30 дней);

• среднюю (30-60 дней);

• тяжелую (от 2х до 6и месяцев);

По статистике, большинство детей, поступивших в ДОУ, переживают среднюю или тяжелую адаптацию.

Концом периода адаптации принято считать момент, когда на смену отрицательным эмоциям приходят положительные и восстанавливаются регрессирующие функции. Это означает, что:

• при утреннем расставании ребенок не плачет и с желанием идёт в группу.

• ребёнок всё охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам;

• малыш ориентируется в пространстве группы, у него появляются любимые игрушки;

• ребенок вспоминает забытые навыки самообслуживания; более того, у него появляются новые достижения, которым он научился в саду;

• восстановилась речь и нормальная (характерная для конкретного ребенка) двигательная активность дома, а затем в детском саду;

• нормализуется сон как в детском саду, так и дома;

• восстанавливается аппетит.

АДАПТАЦИЯ – это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке. А для ребенка детский сад, несомненно, является новым, неизведанным пространством, где он встречает много незнакомых людей и ему приходится приспосабливаться.

Как протекает адаптационный период? Для начала нужно отметить, что каждый ребенок индивидуально проживает этот нелегкий период. Одни привыкают быстро – за 2 недели, другие дети дольше – 2месяца, некоторые не могут привыкнуть в течении года.

На то, как будет протекать процесс адаптации влияют следующие факторы:

возраст;

• состояние здоровья;

• уровень развития навыков самообслуживания;

• умение общаться со взрослыми и сверстниками;

• сформированность предметной и игровой деятельности;

• приближенность домашнего режима к режиму д/с;

С КАКИМИ ТРУДНОСТЯМИ ПРИХОДИТСЯ СТАЛКИВАТЬСЯ МАЛЫШУ.

! Во-первых надо помнить, что до 2-3х лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворения потребностей ребёнка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут поскольку сами нуждаются в том же.

! Во-вторых, дети 2-3лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуации в яслях приводит тому, что ребёнок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.

! В-третьих, дети раннего возраста эмоционально привязаны к матерям. Мама для них – безопасный проводник на пути познания мира. Поэтому нормальный ребёнок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери, и её исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.

! В-четвертых, дома к ребенку не предъявляют требований к самостоятельности: мама может и с ложки покормить, оденет и игрушки уберёт на место. Придя в Д/с, ребё нок сталкивается с необходимостью делать некоторые вещи самостоятельно: сосать соску, ходить в подгузниках, пить из бутылки. Если избавиться от вредных привычек до начала посещения детского сада, то адаптация ребенка пройдёт более гладко.

Существуют определенные причины, которые вызывают слёзы у ребенка.

• Тревога, связанная со сменой обстановки. Из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелательных, но чужих людей.

• Режим. Ребенку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы. В детском саду приучают к определённой дисциплине, а в домашних условиях она не бывает так важна.

• Психологическая неготовность ребенка к Д/с. Эта проблема наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными особенностями развития. Чаще всего это происходит, когда ребенку не хватает эмоционального общения с мамой.

• Отсутствие навыков самообслуживания Это сильно осложняет пребывание ребенка в Д/с. К моменту поступления в Д/с ребё нок должен уметь:

- самостоятельно садиться на стул;

- самостоятельно пить из чашки;

- пользоваться ложкой;

- активно участвовать в одевании, умывании;

• Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, но может переутомиться и вследствие этого – нервничать, плакать, капризничать.

• Неумение занять себя игрушкой.

• Наличие у ребенка своеобразных привычек. К сожалению, иногда родители совершают ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка.

Чего нельзя делать ни в коем случае.

! Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что он «обещал не плакать», тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста пока не умеют держать слово. Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придёте.

! Нельзя пугать детским садом.

! Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Тревога усилится.

! Нельзя обманывать, говоря, что вы придёте очень скоро. Лучше сказать правду.

Способы уменьшить стресс ребенка.

• Необходимо создать дома для ребенка режим дня соответствий режиму ДОУ.

• В первые дни не следует оставлять малыша в Д/с больше 2х часов. Время пребывания нужно увеличить постепенно.

• По прошествии 2-3 недель, учитывать постепенно. По прошествии 2-3 недель, учитывая желания малыша, можно остановить на целый день.

• Каждый день необходимо спрашивать у ребенка о том, как прошёл день, какие он получил впечатления. Формируем позитивное отношение к ДОУ.

• Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет, какую одежду оденет в сад.

• В выходные придерживаться режима дня, принятого в ДОУ.

• Желательно дать ребенку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в Д/с.

Всё это время рассказывают о садике, о том, как много интересного его там ждёт.

Отдавая ребенка в ДОУ, родители могут столкнуться с трудностями.

! В первую очередь, это неготовность родителей к негативной реакции ребенка на ДОУ. Родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растеряны, ведь дома он охотно соглашается идти в Д/с.

Плаксивость – нормальное состояние дошкольника в период адаптации. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.

! Частой ошибкой родителей является обвинение и наказание ребенка за слёзы. Это не выход ребенок может привыкать к саду 2-3 месяца.

! Родители должны психологически быть готовы к посещению ребенком ДОУ. Спокойно относиться к шишкам и синякам.

РЕКОМЕНДУЕТСЯ:

• Как можно больше времени проводить с ребенком в этот период

его жизни. Этим мама покажет, что нечего бояться, потому что она все так же рядом.

• Когда ребенок начинает весело говорить о садике, пересказывать события случившиеся за день – верный знак того, что он освоился.

Адаптационный период проходит у каждого ребенка по разному. Но привыкание к ДОУ – это тест для родителей, насколько они готовы поддержать ребенка.

Как помочь ребенку снять эмоциональное и мышечное напряжение.

! Почти всем детям хорошо помогает спокойные и нешумные игры на воде в конце дня – 15-20мин.

! Постарайтесь подольше погулять на свежем воздухе и поговорить, обсудить события дня.

! Исключите из развлечений телевизор вечером, кроме «Спокойной ночи малыши».

! Можно сделать массаж.

! Почитайте сказку.

Каким бы замечательным не был Детский сад, какими бы профессионалы в нем не работали, никто не поможет вашему ребенку лучше, чем родители.

Если малыш будет твердо знать, что в конце шумного дня его ждет «тихая пристань», 8мь часов в саду не покажутся ему такой оглушающей вечностью и стресс отступит.

Публикации по теме:

Социальная адаптация детей к условиям детского сада посредством эмоционального общенияСоциальная адаптация детей к условиям детского сада посредством эмоционального общения «Социальная адаптация детей к условиям детского сада через эмоциональное общение» Детский сад – новый период в жизни детей. Дети переходит.

Социальная адаптация детей к условиям детского сада через эмоциональное общение посредством музыкальных игр и игр с водойСоциальная адаптация детей к условиям детского сада через эмоциональное общение посредством музыкальных игр и игр с водой Хочу продолжить разговор о «Социальной адаптации детей к условиям детского сада через эмоциональное общение». Создавать условия для бодрого,.

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского садаАдаптация детей раннего возраста к условиям детского сада Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада. «Ребенку нужно общество сверстников, других детей. Возможно, такое утверждение.

Консультация «Адаптация ребёнка к условиям детского сада»Консультация «Адаптация ребёнка к условиям детского сада» Адаптация ребёнка к условиям детского сада Почти в каждой семье, где родился маленький ребёнок, рано или поздно возникает вопрос о поступлении.

Консультация для родителей «Адаптация детей к условиям детского сада» Главным фактор развитие ребенка это его общение со сверстниками, именно в детском саду он учится общаться, привыкает к коллективу, а также.

Консультация для родителей «Адаптация детей к условиям ДОУ» Процесс перехода ребенка из семьи в детское дошкольное учреждение сложен и для самого малыша, и для родителей. Ребенку предстоит приспособиться.

Консультация музыкального руководителя «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ посредством музыки» Проблема адаптации детей в ДОУ остается актуальной, так как детки все больше рождаются с ослабленным здоровьем, а значит и с ослабленными.

Мастер-класс «Адаптация детей раннего возраста»Мастер-класс «Адаптация детей раннего возраста» «Адаптация детей раннего возраста в ДОУ»Назначение: В помощь воспитателю: как безболезненно помочь ребёнку третьего года жизни освоится.

Родительское собрание «Адаптация детей к детскому саду в группе раннего возраста» Сегодня мы собрались, чтобы обсудить проблему адаптации ребёнка в детском саду Адаптация - это приспособление организма к изменяющимся внешним.

Родительское собрание во второй младшей группе «Адаптация детей к условиям детского дошкольного учреждения»Родительское собрание во второй младшей группе «Адаптация детей к условиям детского дошкольного учреждения» Установление контакта между родителями и педагогами; моделирование перспектив взаимодействия. 1. Познакомить с трудностями адаптации ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ
Опубликовано: 16 августа 2020 в 17:09
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД