МААМ-картинки

Активные методы обучения в работе учителя-логопеда

Ирина Мовчан
Активные методы обучения в работе учителя-логопеда

«АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА»

В последнее время нестабильные экономические и экологические условия нашей страны влияют на рост рождаемости детей с ограниченными возможностями здоровья и различными патологиями, в структуру которых входят и нарушения речи. Все чаще речевые патологии имеют комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, эмоционально-волевая сфера.

Публикация «Активные методы обучения в работе учителя-логопеда» размещена в разделах

Учитывая особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в своей коррекционно-логопедической работе мы стараемся находить новые методы активного обучения.

Активные методы обучения (АМО) - совокупность разнообразных приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности. Эта система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

При использовании активных методов обучения меняется роль ученика – из послушного запоминающего устройства он превращается в активного участника образовательного процесса.

Активные методы обеспечивают решение коррекционно-образовательных задач в разных аспектах:

-развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;

-формирование положительной учебной мотивации;

-повышение познавательной активности учащихся;

-активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;

-стимулирование самостоятельной деятельности;

-эффективное усвоение большого объема учебной информации;

-развитие творческих способностей и нестандартности мышления;

- развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;

-раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;

- развитие навыков самостоятельного умственного труда;

- развитие универсальных навыков.

При построении логопедического занятия необходимо учитывать следующие признаки методов активного обучения :

-Проблемности. Основная задача состоит в том, чтобы ввести обучаемого в проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания.

-Взаимообучения. Стержневым моментом является коллективная деятельность и дискуссионная форма обсуждения.

-Индивидуализации. Организация учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных способностей и возможностей обучающегося. Развитие у обучающихся механизмов самоконтроля, саморегулирования, самообучения.

-Непосредственности, самостоятельности взаимодействия обучающихся с учебной информацией. При активизации обучения — педагог отходит на уровень обучающихся и в роли помощника участвует в процессе их взаимодействии с учебным материалом, в идеале преподаватель становится руководителем их самостоятельной работы, реализуя принципы педагогики сотрудничества.

-Мотивации. Активность, как индивидуальной, так и коллективной, как самостоятельной, так и регламентируемой учебно-познавательной деятельности обучающихся, развивается и поддерживается системой мотивации. При этом к числу используемых преподавателем мотивов обучающихся относят : творческий характер учебно-познавательной деятельности, состязательность, игровой характер проведения занятий.

-Эмоциональное воздействие. В условиях проблемности содержания, творческого характера и состязательности деятельности происходит быстрый,

резкий ввод в действие резервов организма. Возникающие при этом эмоции активизируют, побуждают человека, инициируют его направленность на совершение деятельности.

По содержанию входящие в технологию методы представляют упорядоченную совокупность (систему) АМО, обеспечивающую активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучающихся на протяжении всего образовательного мероприятия.

Структура АМО – технологии, фазы и этапы:

1 ФАЗА

ЭТАП НАЗНАЧЕНИЕ МЕТОДА

1 Инициация (начало урока, знакомство) Создание позитивной и комфортной атмосферы, настрой на рабочий лад

2 Погружение в тему Обеспечение мотивации обучения и осмысленности процесса обучения

3 Определение ожиданий опасений Концентрация внимания, обеспечение ответственности за результат обучения, создание психологически-комфортной обстановки

II ФАЗА

ЭТАП НАЗНАЧЕНИЕ МЕТОДА

Закрепление изученного (домашнее задание) Контроль и коррекция ЗУН

Инпут (интерактивная лекция (передача, объяснение информации) Сообщение нового материала

Проработка содержания темы Усвоение нового материала, развитие ЗУНиК

Интерактивная лекция (передача и объяснение информации)

Форма передачи информации ученикам различная:

-лекция (как правило, это форма самая скучная для учеников) интегрированная передача информации с использованием мультимедийной

аппаратуры (кино- и фотохроники,

-проблемно-поисковая форма, т. е. самостоятельный поиск информации по данной теме с учителем, который выступает в роли консультанта.

III ФАЗА

ЭТАП НАЗНАЧЕНИЕ МЕТОДА

Эмоциональная разрядка (разминка) Снятие напряжения и усталости, расслабление или восстановление или восстановление энергии

Рефлексия Получение эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов обучения

Эмоциональная разрядка (разминки) может быть представлена в виде:

Логоритмических упражнений, игровой терапии - продвижение ребенка к своему развитию через игру - сенсорные игры: с красками, песком, с водой, игры с сыпучим материалом, игры с ритмом, совместное рисование - игры с сюжетом

При проведении рефлексии в конце урока каждый учащийся должен проанализировать, достиг ли он поставленной цели.

Ученик всегда должен сравнивать себя с самим собой, а не с другими и стремиться стать лучше, чем был вчера, а не лучше, чем сосед.

Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад

Виды рефлексии: рефлексия эмоционального состояния и настроения;

рефлексия деятельности на занятии; рефлексия содержания учебного материала; рефлексия деятельности на занятии; рефлексия содержания учебного материала.

Таким образом хотелось бы отметить, что применение АМО на логопедических занятиях позволяет повысить познавательную активность обучающихся, активно вовлекает учащихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учеников, развивает их творческие способности. Появление в логопедической работе методов активного обучения связано со стремлением педагогов активизировать познавательную деятельность обучающихся или способствовать её повышению.

Прикреплённые файлы:

amo-moja_i1lgp.pptx | 20881,72 Кб
 
Публикации по теме:

Игры в работе учителя-логопеда В ФГО Стандартах говорится об образовательном процессе, строящемся на подходящих возрасту ребёнка играх. Игра является ведущим видом деятельности.

Активные методы обучения детей и взрослых Современный воспитатель детского сада ищет новые пути для развития у дошкольников творческих способностей, научного мировозрения, вооружения.

Игровые приёмы в работе учителя-логопеда Дети дошкольного возраста с нарушениями речи имеют бедный словарный запас, у таких детей отмечается расхождение объёма активного и пассивного.

ИКТ в работе учителя-логопеда Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №11 г. Меленки Доклад на тему: «ИКТ в работе учителя.

Консультация учителя-логопеда для родителей «Сотрудничество в работе с детьми логопеда и родителей» Проблема взаимоотношений и сотрудничества логопеда с родителями в литературе освещена мало. Только в некоторых методических разработках.

Лэпбук в работе учителя-логопедаЛэпбук в работе учителя-логопеда .

Отчет по теме самообразования учителя-логопеда «Технология песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда» Актуальность. Тема внедрения нетрадиционных методов в образовательную сферу в дошкольные учреждения стала актуальна в наши дни. Коррекция.

Проектный метод в работе учителя-логопеда Проектная работа «Делаем вместе и говорим» Позвольте представить вам опыт проектной деятельности «Делаем вместе и говорим». (слайд 1).

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда Здоровье сберегающие технологии в работе учителя-логопеда. Актуальность использования здоровье сберегающих технологий в коррекционной работе.

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда Здоровьесберегающая технология — это система, которая создает максимальные возможности и условия для сохранения, укрепления и развития духовного,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Активные методы обучения в работе учителя-логопеда
Опубликовано: 18 ноября 2018 в 22:17
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД