Лучший педагог года

Дидактические игры для развитие всех свойств внимания у дошкольников

Татьяна Богданович
Дидактические игры для развитие всех свойств внимания у дошкольников

Классификация игр на развитие свойств внимания

Свойство внимания, задачи Название. Ход игры.

Устойчивость

1.«Переплетённые линии»

Ребенку предлагается рисунок, на котором изображены 10 переплетенных линий. Каждая линия имеет свой номер у начала (слева) и у конца (справа). Однако эти номера не совпадают. Задача ребенка проследить за каждой линией от начала до конца. Сначала можно пользоваться карандашом, пальцем, а затем без всего. Ребёнок вслух называет номер линии слева и номер этой линии справа.

Публикация «Дидактические игры для развитие всех свойств внимания у дошкольников» размещена в разделах

2.«Что где лежит?»

Ребенку необходимо распределить предметы относительно предложенных эталонов фигур. Методика может использоваться в двух вариантах.

1. Упрощенный вариант: на отдельном бланке изображен стеллаж с эталонами фигур, а плоские предметы вырезаны и раскладываются ребенком на полки стеллажа относительно предложенных эталонов фигур (происходит сравнение эталонов с предметами).

2. Стеллаж с полками и эталонами фигур, а также предметы изображены на одном бланке. Ребенок должен выполнить задание, не манипулируя предметами. Показать и объяснить свои действия.

Инструкция: «Посмотри, на этом бланке нарисован стеллаж с полками, на которых обозначены геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, еще один прямоугольник, квадрат, круг, овал. Находящиеся у меня вырезанные предметы тебе необходимо разложить на полки так, чтобы они оказались рядом с той геометрической фигурой, на которую похожи. Объясни свой выбор».

3.«Говорящие рисунки»

Ребенку необходимо найти изображения в порядке их рисования (т. е. первый рисунок-тот, где появилась всего одна линия, во втором добавилась ещё одна и так до тех пор, пока не появится весь рисунок полностью).

4. «Весёлая рыбалка»

Необходимы два набора карточек: один-с геометрическими фигурами, другой- рыбаки с рыбками по форме напоминающими геометрические фигуры. Ребёнок должен найти и положить рядом с картинкой ту геометрическую фигуру, форма которой напоминает рыбку. У кого больше будет собрано пар-тот и победил.

5. «Мишка спрятался»

Педагог показывает детям мишку и говорит, что он хочет поиграть в прятки, ему нужно помочь найти место, где спрятаться. Педагог ведет детей вдоль одной из стен комнаты, останавливается около отдельных предметов: «Вот шкаф, он большой, мишка наверх не залезет. Это полка, в ней много книг, мишке будет тесно». Наконец находится подходящее место - обязательно открытое, расположенное на уровне роста ребенка. Педагог сажает туда игрушку, отводит детей в противоположный конец комнаты. Все вместе 10 раз хлопают в ладоши, и педагог спрашивает, кто может найти мишку (или предлагает это сделать одному из детей). Если ребенок, затрудняется выполнить задание, помогает ему вспомнить, как они шли, чтобы спрятать мишку, просит снова пройти этот путь.

При повторном проведении игры игрушку прячут в другое место, и обход производится по другой стороне комнаты. Можно также сменить и игрушку.

Когда дети научатся быстро находить предметы, расположенные на уровне их роста, можно усложнить задание - спрятать предмет на высоте выше или ниже уровня глаз. В этом случае следует обратить внимание детей, что мишка хочет высоко (низко) спрятаться, чтобы его было труднее найти. Когда дети ищут предмет, педагог предлагает им посмотреть вверх (вниз).

Концентрация

1.«Охотники»

В лесу (набор букв или символов) спрятались птицы (заданная буква, символ). «Охотнику» нужно отыскать и поймать (увидеть и зачеркнуть) всех птиц. Ребёнку надо сконцентрироваться на одной заданной букве (символе) и за 2 минуты вычеркнуть в наборе как можно больше букв и как можно меньше пропустить.

2. «Послушаем минуту»

В течении минуты нужно прислушиваться к окружающим звукам, потом каждый по очереди называет услышанные звуки. Выигрывает участник, назвавший больше звуков.

3.«Не пропусти растение».

Дети слушают слова, которые произносит взрослый. Всякий раз, когда среди слов встречаются названия растений, дети должны хлопать в ладоши

4. «Строители»

Ребенку предлагают лист с четырьмя рисунками, содержащими элементы башни. Первый рисунок - образец, остальные три отличны между собой и образцом. Надо дорисовать недостающие элементы, чтобы все три рисунка соответствовали образцу.

Инструкция: «Посмотри внимательно на эти четыре рисунка. На первом из них изображена готовая башня, а на трех остальных детали башни не дорисовали. Тебе необходимо дорисовать недостающие детали к каждой башне так, чтобы все четыре башни стали одинаковыми. Приступай к работе».

5. «Обгонялки»

Детям предлагают таблицы с цветными цифрами. Задача игроков-быстрее друг друга находить и показывать цифры одного цвета по порядку от 1 до 10 (до20). Тот, кто показал цифру раньше получает очко (фишку). В конце игры подсчитываются очки и определяется победитель.

Распределение

1.«Охотник»

В лесу (набор букв или символов) спрятались птицы (заданные 2 буквы, картинки). «Охотнику» нужно отыскать и поймать (увидеть и 1-зачеркнуть, 2-ю обвести в кружок) всех птиц. Ребёнку задаются две буквы (картинки) и два способа вычеркивания. Например, все «Р» надо зачеркнуть, а все «И» обвести в кружочек и делать это надо одновременно. Ошибкой считается не только пропуск букв, но и неправильный способ вычёркивания. Если это получается, можно усложнить, добавив задачу распределения внимания между двумя различными видами деятельности. Для этого во время выполнения ребёнком здания, надо читать вслух небольшой отрывок, содержащий какой-либо сюжет. Ребёнку надо не только выполнить задание с вычеркиванием, но и слушать чтение, чтобы потом рассказать, о чем была история.

2. «Найди отличия»

Показать ребёнку две похожие картинки и попросить найти все (не меньше 10) отличия. Можно устроить соревнование между детьми, подсчитывая, кто найдет больше отличий.

3. «12 одинаковых предметов»

Сравнивая две картинки найти 12 одинаковых предметов. Например, картинки двух комнат: «Брат и сестра живут в разных комнатах, н в этих комнатах есть 12 одинаковых предметов. Постарайся найти все!»

4. «Смешанный лес»

Ребенку дается рисунок с изображением замаскированных деревьев, среди которых ему надо отыскать березу (сосну, самую маленькую елочку).

5. «Слушай в оба уха»

Читаем ребёнку предложение и одновременно стучим рукой по столу, но так, чтобы ребёнок не видел. Ребёнку необходимо повторить предложение и сказать, сколько было стуков (количество стуков не должно совпадать с количеством слов в предложении, стуки могут быть равномерными или с разными интервалами). Для начала надо выбирать короткие предложения и небольшое количество стуков.

Переключение

1. «Охотник»

В лесу (набор букв или символов) спрятались птицы (две заданные буквы, 2 символа, 2картинки). «Охотнику» нужно отыскать и поймать (увидеть и зачеркнуть) всех птиц. Ребёнок начинает искать одну букву (картинку, но как только раздается сигнал (хлопок в ладоши, он ставит там, где остановился черту (для того чтобы потом можно было проверить) и дальше продолжает искать и зачеркивать другую букву (картинку). Если сигнал повторяется, то ребёнок снова переключается на первую букву (картинку) и т. д.

2. «Слушай хлопки»

Дети идут по кругу под музыку и слушают ведущего. Если ведущий хлопнет в ладоши один раз, они встают в позу плакучей ивы (руки в стороны и ноги врозь, если два раза-в позу высокого тополя (ноги врозь, руки вверх, если три- в позу маленького кустика (присесть на корточки, руки в стороны).

3. «Четыре стихии»

Ведущий показывает движения, которые соответствуют 4 стихиям: небо-руки вверх, огонь- вращение руками, согнутыми в локтях, земля- руки вниз, вода-волнообразные движения рук. Дети стоя внимательно слушают взрослого. Он называет стихии произвольно, не показывая движения. Задача ребёнка- не ошибаться, быстро и правильно показать движение, соответствующее произнесенным словам.

4. «Обгонялки»

Детям предлагают таблицы с цветными цифрами. Задача игроков-быстрее друг друга находить и показывать цифры указанного цвета по порядку от 1 до 10 (до20). Цвет искомой цифры нужно менять по условному сигналу (по хлопку). Перед началом игры выбираются два или три цвета в зависимости от сложности. Игроки начинают искать цифры одного цвета, но как только раздаётся сигнал, искомый цвет меняется. (Например, начинают показывать цифры красного цвета-1,2,3,4, хлопок, и дальше ищут цифры зелёного цвета-5,6,7, ещё хлопок и снова красные т т. д. Тот, кто показал цифру раньше получает очко (фишку). В конце игры подсчитываются очки и определяется победитель. При любой ошибке игрок теряет очко.

Объем

1.«Общий звук»

Ребёнку читают 4 слова. Его задача- услышать, какой звук есть в каждом слове, т. е. найти общий звук. Если после двух прочтений ребёнок не услышал общий звук, попробовать в третьем прочтении выделить его интонационно.

2. «Найди два одинаковых предмета»

Ребенку предлагается:

- рисунок с изображением пяти предметов, среди которых два одинаковых; требуется их найти, показать и объяснить, в чем схожесть этих двух предметов;

- картинка (карточка) с изображением предметов и образца; необходимо найти предмет, подобный образцу, показать его и объяснить, в чем схожесть;

- рисунок (карточка) с изображением более пяти предметов; из изображенных предметов надо образовать одинаковые пары, показать их или соединить линиями, проведенными простым карандашом, и объяснить, в чем схожесть каждой пары.

3. «Выкладывание узора из мозаики»

Ребенку предлагают по образцу выложить из мозаики: цифры, букву, простой узор и силуэт. Нужно выложить точно такую же цифру, букву, как на рисунке (образце)

4. «Воспроизведение геометрических фигур»

Ребенку предлагают рассмотреть разные геометрические фигуры, запомнить их расположение с тем, чтобы через 10 секунд по памяти воспроизвести их на чистом листе.

Инструкция: «Посмотри внимательно на эти геометрические фигуры и постарайся запомнить их расположение. Через некоторое время я уберу карточку, и ты на листе бумаги должен будешь по памяти нарисовать эти же геометрические фигуры, расположив и раскрасив их так, как было на образце». Аналогично можно играть с любыми тематическими картинками.

5. «Точки»

Предлагаются два рисунка с квадратами из клеточек 4*4, в одном расставлены определённым образом точки, а другой –пустой. Задача ребенка расставить точки в пустых квадратах так же, как в образце.

Повышаем энергетику, общую гармонизацию соматического статуса ребёнка насыщаем мозг кислородом.

(Эти задания будут полезны детям, у которых снижена работоспособность: они долго делают все задания, быстро устают,у них снижен общий темп деятельности) 1. Дутибол

Игроки сидят за столом друг напротив друга. Двумя кубиками обозначаются ворота противника. В центр стола помещают мячик для настольного тенниса. По команде игроки начинают дуть на мячик, стараясь задуть его в ворота противника. При этом дотрагиваться до мяча нельзя. Если закружится голова, то делается пауза. После перерыва можно продолжать. Игра идет до трех голов.

2. Морские маневры.

Необходим лист бумаги и кубики (любые небольшие предметы, которые можно расставить на столе, как ориентиры)

Сделать вместе с ребенком кораблик, сложив его из бумажного листа. Расставить на столе кубики, которые будут играть роль препятствий. Задача ребёнка- дуя н кораблик, переместить его с одного конца стола на другой так, чтобы он не застрял и смог обойти все препятствия.

3. Ныряльщики.

Представить, что будем нырять без акваланга. Делаем глубокий вдох и на выдохе считаем метры: 1метр, 2метра, 3 метра…Считать надо пока хватит воздуха, ведь под водой нельзя делать ещё один вдох. Выигрывает тот, кто сможет дольше просчитать на одном выдохе (кто может глубже погрузиться). Задача- растянуть выдох как можно дольше.

4. Оперный певец.

Будем играть в соревнования оперных певцов. Делаем глубокий вдох и «поем» (тянем) гласный звук до тех пор, пока хватит дыхания. Выигрывает тот, кто сможет пропеть дольше других.

Развитие произвольности, контроля и планирования деятельности

1. Скалолаз

Ребёнок должен пройти вдоль стены (скалы, касаясь стены минимум тремя «точками опоры» и единовременно передвигая только одну конечность. Оторвав одновременно две конечности, ребенок проиграл (сорвался). Когда ребенок идет вдоль стены, проговаривайте каждый его шаг вслух, это поможет сократить количество ошибок и активизирует внимание ребенка на своих действиях. Затем попросите ребёнка самому озвучивать каждый свой шаг, проговаривая программу действия- это будет способствовать формированию функции планирования и контроля над своими действиями. Ошибиться можно не более 5 раз.

2. Не проговорись

Вы задаете ребёнку вопросы, а он должен отвечать на них так, чтобы не сказать «запретных» слов: «да», «нет», «зелёный».

3. Болгария

Вы задаете ребёнку вопросы, а он отвечает «по –болгарски»: кивая, если хочет сказать «нет», и качая головой, если хочет ответить «да». Перед началом игры убедитесь, что ребёнок понял, пусть покажет, как он будет говорить «да» и как- «нет».

4. Охотник за словами

Вы читаете список слов. Задача ребёнка-хлопнуть в ладоши (поймать животное). А правильно пойманное животное он получает очки, за ошибку (хлопок на слово, не обозначающее животного) теряет два очка. Можно использовать различные варианты: «Поймай все, что летает», «Поймай профессию», «Поймай все растения» и т. п. Можно постепенно усложнять: хлопнуть по столу левой ладошкой, если услышит название животного, правой- если название съедобного предмета, и хлопнуть в ладоши в ответ на название неодушевлённого и несъедобного.

6.«Летел лебедь»

Играют парами. Игроки, находясь друг напротив друга, ставят ладони одна между другой. Затем по очереди хлопают друг друга по ладони, произнося по очереди слова:

первый-«Летел»

второй- «лебедь»

1-«по синему», 2- «небу», 1-«читал», 2-«газету», 1-«под номером», 2-называет любое число от1 до10). Далее игроки считают до выбранного числа по очереди, сопровождая счет хлопками. Тот, кто называет последнюю цифру должен успеть поймать ладонь второго игрока (хотя бы её коснуться). Второй игрок в это же время должен успеть убрать ладонь. Выиграет тот, кто будет быстрее. Игра идет до трёх очков. Аналогичная игра с буквами: «Шла корова, сказала слово. Какое слово сказала корова?». Назвать любое слово и прохлопать его по буквам.

Публикации по теме:

Дидактические и словесные игры для дошкольников на развитие логического мышления Дидактическая игра "Разложи картинки в нужный конверт" У каждого ребёнка конверты с наклеенными на них геометрическими фигурами,которые.

Дидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими рукамиДидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими руками Дидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими руками. Лариса Гацко. Блог. Уважаемые.

Дидактические игры для дошкольников Дидактические игры, на умения отличать реальные явления от нереальных, делать правильные умозаключения, понимать юмор. «Кто больше заметит.

Дидактические игры для развития внимания. 2 частьДидактические игры для развития внимания. 2 часть Цель. Развивать устойчивость зрительного внимания во время нахождение предметов. Задачи. Развивать умение у детей последовательно рассматривать.

Дидактические пособия для дошкольников на развитие эмоциональной сферы на занятиях изобразительной деятельностьюДидактические пособия для дошкольников на развитие эмоциональной сферы на занятиях изобразительной деятельностью Создание портрета человека требует способности не только ухватить и нарисовать черты, схожие с оригиналом, но и передать характер и состояние.

Игры на развитие зрительного внимания у детей младшего и среднего возраста 1. Игра «Угадай» Возьмите 3-4 разные игрушки. Выложите перед ребенком все игрушки, пусть он посмотрит внимательно и назовет все игрушки.

Игры и упражнения на развитие зрительного внимания у дошкольников из личного опытаИгры и упражнения на развитие зрительного внимания у дошкольников из личного опыта Очень важно развивать у дошкольников наблюдательность, способность при рассматривании предметов замечать у них отличительные черты, признаки.

Игры для выявления и абстрагирования свойствИгры для выявления и абстрагирования свойств «Найди клад или мышку» Цель: развивать умение выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму, размер, толщину. Ход игры:.

Игры с помпонами, пинцетом по схемам на развитие мелкой моторики, цветовосприятия, вниманияИгры с помпонами, пинцетом по схемам на развитие мелкой моторики, цветовосприятия, внимания Игры с помпонами, пинцетом по схемам на развитие мелкой моторики, цветовосприятия, внимания Еще в прошлом году для годовалых деток выписывала.

Памятка для родителей. Игры для развития внимания дошкольников Памятка распечатывается двусторонней печатью, складывается в виде буклета. Игровая гостиная. Играем всей семьей. Игры за столом на развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры для развитие всех свойств внимания у дошкольников
Опубликовано: 8 апреля 2020 в 12:04
+42Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД