Жердева Наталья
«Естественная математика». Формирование элементарных математических представлений во второй группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ФЭМП - Формирование элементарных математических представлений — это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности (в области математики).
А нужна ли малышу, который едва выучился ходить, математика? Зачем такому крохе учить цифры? Действительно, зачем? Вот в этом и заключается главная ошибка, что многие взрослые сводят такую многогранную и многоликую науку, как «математика» к одному из ее разделов – «арифметике». А, между тем, начальные математические представления малышу просто необходимы. Это и способность ориентироваться в пространстве, и такие понятия, как размер и форма, и простейшие логические и арифметические операции. Без этих первых эталонов маленький человек не сможет полноценно осваивать окружающий мир. Кроме всего прочего, математика как нельзя лучше развивает интеллект малыша, учит его думать и анализировать. И по этому вхождение в мир математики необходимо начинать с самого раннего детства. Ранний возраст – важнейший стартовый период жизни человека. Это период сензитивного развития, когда у ребенка закладываются основы интеллекта и мышления, высокой умственной активности. У детей раннего возраста важно сформировать первоначальные представления о количественных и качественных различиях предметов ближайшего окружения. В этот период их необходимо учать разнообразно действовать с предметами : собирать однородные предметы вместе, отсоединять часть предметов от основной группы, отбирать игрушки одинакового цвета, величины, формы, передвигать в разных направлениях. Александр Владимирович Запорожец, считал, что процесс умственного развития ребенка связан с развитием его ощущений, восприятий, представлений. Поэтому формирование математических представлений в раннем возрасте тесно связано с развитием сенсорного опыта ребенка.
Публикация «„Естественная математика“, Формирование элементарных математических представлений во второй группе раннего возраста» размещена в разделах
Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия, формирование представлений о внешних свойствах предметов : их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить. Источником элементарных математических представлений является окружающая реальная действительность, которую ребенок познает в процессе разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством.
В основе познания маленькими детьми качественных и количественных признаков предметов и явлений лежат сенсорные процессы (движение глаз, прослеживающих форму и размер предмета, ощупывание руками и др.). В процессе разнообразной перцептивной и продуктивной деятельности у детей начинают формироваться представления об окружающем их мире: о различных признаках и свойствах предметов — цвете, форме, величине, их пространственном расположении, количестве. Постепенно накапливается сенсорный опыт, который является чувственной основой для математического развития. При формировании элементарных математических представлений у дошкольника мы опираемся на различные анализаторы (тактильный, зрительный, слуховой, кинестетический) и одновременно развиваем их. Развитие восприятия идет путем совершенствования перцептивных действий (рассматривание, ощупывание, выслушивание и пр.) и усвоения систем сенсорных эталонов, выработанных человечеством (геометрические фигуры, меры величин и др.).
Только вот развивать детский ум тоже нужно с умом. Одним из условий реализации программы по ФЭМП является организация развивающей среды. Основная задача воспитателя – вызвать и поддержать познавательную активность ребенка, заинтересованность необычным предметом, обеспечить новыми впечатлениями и побудить к самостоятельному экспериментированию.
И делать это лучше всего в повседневных играх и занятиях. Этакая «естественная» математика.
Программное содержание по разделу «ФЭМП» во воторой группе раннего возраста
Количество. Привлекать детей к формированию групп однородных предметов. Учить различать количество предметов (один — много).
Величина. Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом — маленький домик, большая матрешка — маленькая матрешка, большие мячи — маленькие мячи и т. д.).
Форма. Учить различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар и пр.).
Ориентировка в пространстве. Продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада). Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина). Учить двигаться за воспитателем в определенном направлении.
ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным, а эффективным и результативным он будет только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Детям кажется что они только играют. Не заметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают логические задачи. Задача воспитателя поддерживать интерес ребенка. А в этом нам поможет наша предметно – развивающая среда.
Развивающая предметно-пространственная среда в нашей группе позволяет организовать как совместную деятельность педагога с детьми, так и самостоятельную детскую деятельность, направленную на саморазвитие ребенка под наблюдением и при поддержке взрослого. Для реализации образовательной области «Познавательное развитие» через процесс формирования элементарных математических представлений в группе создан центр занимательной математики,который оснащён материалами и атрибутами, позволяющими детям в самостоятельной деятельности отрабатывать навыки, закреплять уже имеющиеся знания, открывать для себя новое в области математики через своеобразные детские виды деятельности: игровую, поисково-исследовательскую, конструктивную, речевую и т. д.
Содержание математического центра «Фикси – школа»
1. Разнообразные игры на развитие сенсорных и на формирование элементарных математических представлений по количеству и счету, величине и форме предметов, ориентировке в пространстве и времени.
2. Разнообразный счетный, наглядный материал :
- плоскостные предметные картинки для счета;
- мелкие игрушки и предметы – матрешки, грибочки, рыбки и др. ;
- счетные палочки; комплекты геометрических фигур разных размеров, разного цвета;
- природный материал для счета;
- конструкторы разного размера.
3. Занимательный материал математического содержания :
- игр на нахождение сходства и различия;
- цветная полянка;
- логические кубы;
- деревянные вкладыши;
-шнуровки;
-бизиборды;
-мозаики (крупные и мелкие);
-мягкие пазлы (разного размера);
Зонирование нашей группы имеет свою особенность, которое заключается в том, что игровой материал, предметы мебели и дизайн основываются на сенсорном цветовом восприятии, в оформлении помещения используются основные цвета: красный, зеленый, синий, желтый.
Таким образом, правильно организованная развивающая среда в группе позволяет каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности. К самостоятельным активным действиям ребёнка побуждает не взрослый, а предметный мир.