Ольга Воропаева
Формирование грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры
▼ Скачать + Заказать документы
Представление опыта работы по теме «Формирование грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры»
Видеоматериал (проведение игр с детьми в группе)
Играть мы любим очень:
Вы знаете, друзья!
Без игр прожить ребенку
Никак, никак нельзя.
Актуальность опыта, его практическая значимость.
Мир игры разнообразен и интересен.
Публикация «Формирование грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры» размещена в разделах
Организация Объединенных Наций провозгласила игру неотъемлемым правом ребенка. Ведь именно в игре происходят глубокие изменения во всей психике ребенка дошкольника и появляются важнейшие психические новообразования возраста : образно мышление, воображение, ориентация в задачах и мотивах человеческой деятельности, способность к взаимодействию со сверстниками.
Увлекательные игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач. А успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит удовлетворение. Все это делает игру также важным средством развития мышления и речи дошкольника.
Тема моей работы «Формирование грамматически правильной речи старшего дошкольного возраста через дидактические игры» является актуальной. Так как использование системы дидактических игр, разнообразных по воспитательно- образовательному содержанию способствует гармоничному развитию детей, что имеет большое значение в общей подготовке ребенка к обучению в школе. Практическая ценность исследования заключается в том, что результаты моей работы могут быть успешно применены в практической деятельности с детьми в условиях как детского сада, так и дома.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий и предпосылок, обеспечивающих формирование грамматически правильной речи посредством использования дидактической игры, которая позволяет развивать коммуникативные умения и раскрывать творческие возможности ребенка.
Технология реализации ведущей педагогической идеи
Цель моей работы — исследовать возможности использования игры для развития грамматически правильной речи и коммуникационных навыков детей старшего дошкольного возраста. Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности. Я работаюв старшей логопедической группе детского сада, поэтому мне, как воспитателю очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.
Для воспитанников моей возрастной группы, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль во всестороннем развитии личности и интеллекта каждого ребенка.
Игры и упражнения, в которых проблемный ребенок действует путем проб и примеривания, развивают внимание к свойствам и отношениям предметов, умению учитывать эти свойства в практических ситуациях.
В своем опыте я использовала комплекс педагогических исследований:
- Теоретический метод- (анализ литературных источников по исследуемой проблеме,
- Эмпирические методы - прямое, косвенное и включенное наблюдение; опрос, анкетирование, беседа с детьми, с родителями и педагогами. На основе данных, полученных в результате исследования, были подобраны дидактические игры различного содержания с учетом того, что одни и те же грамматические формы могли использоваться в работе с детьми по- разному. Это способствовало закреплению знаний и развитию умений в дальнейшем самостоятельном применении их в любых обстоятельствах.
Работу с детьми по формированию грамматически правильной речи я проводила через следующие формы работы с детьми :
Дидактические игры, составленная совместно с логопедом группы, по темам («Животные». «Овощи», «Фрукты», «Транспорт») способствовали обогащению активного и пассивного словаря детей, формированию грамматических понятий.
Развивающий эффект обучения в процессе дидактических игр, способствовал формированию грамматически правильной речи детей старшего дошкольного возраста.
Самоанализ результатов профессиональной деятельности
Анализируя свою деятельность по данной теме, пришла к выводу, что дидактические игры, игровые занятия наиболее эффективны для развития грамматического строя речи детей, самостоятельности, дисциплинированности, организованности, позитивно влияют на развитие межличностных отношений среди сверстников.
Без игры не может быть полноценного умственного развития.
Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий.
Игра- это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
Игра помогает ребенку прожить детство в мире сказки, фантазии, музыки,
творчества и шагнуть в следующий возрастной период — школьный.
Наша жизнь, как город в сказке,
Где играют каждый день,
Где меняют часто маски,
Где смеяться нам не лень.
Город игр и веселья
В гости ждет своих друзей,
Всех избавит от безделья,
Поспеши туда скорей.
Игра,
Да здравствует игра!
Пусть ты маленький ребенок
Или дедушка седой,
Встретил ты её с пеленок,
В жизнь вошла она с тобой.
В день ненастный и дождливый
Всех она развеселит,
Всем подарит мир счастливый,
В тесный круг друзей сплотит.
Наша жизнь, как город в сказке,
Где играют каждый день,
Где меняют часто маски,
Где смеяться нам не лень.