МААМ-картинки

Формирование коммуникативных качеств у детей седьмого года жизни посредством произведений художественной литературы

Валентина Белоусова
Формирование коммуникативных качеств у детей седьмого года жизни посредством произведений художественной литературы

Формирование коммуникативных качеств у детей седьмого года жизни посредством произведений художественной литературы

Мы, педагоги, в последнее время можем наблюдать, как бурно по просторам родной страны идет развитие информационных технологий. Какие умницы наши дети, как быстро и ловко они ориентируются в поставленных задачах, связанных с компьютером. И все чаще мы озадачиваемся тем, что социальное развитие дошкольников не соответствует современным нормам, а большинство детей дошкольного возраста не умеют правильно общаться. Недостаточное развитие коммуникативных качеств вызывает серьезную озабоченность у воспитателей дошкольников. Формирование коммуникативных качеств – важное условие нормального психологического развития ребенка, ведь они являются одной из составляющих нравственного развития ребенка. Исследования последних лет в области педагогики, психологии и возрастной физиологии показали, что возможности детей дошкольного возраста в усвоении знаний, умений и навыков в формировании способностей и нравственных черт личности значительно выше, чем предполагалось до сих пор. Особенно подчеркивается роль дошкольного детства в развитии личности. От того, как будет обеспечено развитие ребенка в дошкольном детстве, во многом зависит его будущее. Рассматривая процесс нравственного воспитания, педагогика выдвигает идею прижизненного усвоения ребенком нравственных норм, целенаправленного формирования у него нравственных качеств и опыта взаимоотношений под влиянием воспитателя.

Публикация «Формирование коммуникативных качеств у детей седьмого года жизни посредством произведений художественной литературы» размещена в разделах

Роль воспитателя в создании условий для постоянного упражнения детей в нравственных поступках огромна. К старшему дошкольному возрасту дети должны уметь сотрудничать, слушать и слышать сверстников и взрослых, обмениваться информацией. Кроме этого, у дошкольников должно сформироваться умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих их людей, детей и взрослых, умение выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами.

Коммуникативные способности включают в себя: желание вступать в контакт, умение организовать общение, знание норм и правил при общении.

Необходимо расширять представления детей о различных способах коммуникации с окружающими, формировать позитивное отношение к себе и к сверстникам, воспитывать умение сотрудничать, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях. Детей старшего дошкольного возраста, по сравнению с младшими, отличает более богатый жизненный опыт. Благодаря этому они уже в состоянии представить себя на месте другого человека и понять, как нужно поступить в той или иной ситуации, и с какими чувствами и переживаниями это связано. В результате у детей появляется способность к сопереживанию и сочувствию не только окружающим его взрослым и детям, но и героям художественных произведений литературе, музыке, изобразительном искусстве).

В результате многолетней работы я пришла к выводу, что для развития коммуникативных навыков и способностей необходимо использовать целенаправленные развивающие занятия, в которых будут использоваться различные виды деятельности детей дошкольного возраста. Коммуникативные навыки можно развивать в образовательной и повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых играх, а также в театрализованной деятельности. Но все же в совместной работе с детьми я чаще всего использую такой методический прием как чтение художественной литературы, художественных произведений.

Художественная литература – наиболее доступный и самый действенный в воспитательном отношении вид искусства. Литература позволяет ребенку понять многие общечеловеческие проблемы. Она обогащает его личностный опыт, дает возможность познать и пережить более широкий спектр человеческих отношений и характеристик, чем непосредственно окружающий его реальный мир. Литературные произведения развивают ребенка всесторонне, но особая роль литературы в формировании у детей коммуникативных качеств. И здесь очень помогают произведения В. Осеевой, В. Драгунского, Л. Толстого, Н. Носова, Е. Пермяка, Л. Пантелеева, Э. Шима и других писателей.

Нельзя забывать всеми любимые сказки. В них можно найти полный перечень человеческих проблем и различные способы их решения. Слушая сказки, дети накапливают некий опыт жизненных ситуаций. После прочтения рассказов или сказок, мы с детьми обсуждаем прочитаное, анализируем, дети находят ответы на задаваемые мной вопросы. Когда смысл произведения проработан, необходимо установить связь с реальными жизненными ситуациями.

Чтение художественной литературы формирует у старших дошкольников умение сопереживать, радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих неприятностей; позитивно относиться к людям, распознавать эмоции других, владеть своими чувствами. Дети учатся выражать свои чувства и потребности с помощью вербальных и невербальных средств. У них развивается умение сотрудничать и взаимодействовать друг с другом, с взрослыми.

При формировании у детей какого-либо коммуникативного качества педагог опирается на художественный образ, к которому у детей уже создано эмоциональное отношение, и это скорее вызовет у детей желание поступать в соответствии с преподнесенным правилом, чем назидание. Детям трудно самостоятельно регулировать свои поступки, потому что всякий раз перед ними возникает довольно сложная задача: оценить ситуацию, ее моральный смысл, выбрать моральное право, определить поступок, удовлетворяющий нормам морали. Но ребенок не всегда способен провести такой анализ, может ошибиться в оценках сложившейся ситуации. Задача воспитателя состоит в том, чтобы помочь детям в оценке нравственного смысла произведения.

Результат моей работы не всегда бывает сиюминутным. Порой дети не могут действия героев перевести на себя, использовать опыт героев в своей жизни. Иногда затрудняются определить главное в произведении. Но все же проводимая в системе работа дает ощутимые результаты. Целенаправленные педагогические приёмы позволяют развивать у воспитанников коммуникативные, речевые умения, культуру общения, познавательные интересы, творческую активность, воображение, открытость, доброжелательность.

Список литературы

1. Мазурова Н. А. «Воспитание эмоциональной отзывчивости и языка чувств у дошкольников средствами сказки». Томск., 2004.

2. Гриценко З. А. «Ты детям сказку расскажи». М., 2003.

3. Петерина С. В. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста», Москва, «Просвещение», 1986.

4. Нечаева В. Т. «Нравственное воспитание в детском саду», Москва, «Просвещение», 1984

5. Жукова Г. Н. «Нравственные беседы с детьми 4-6 лет»

6. Дурова Н. В. «Очень важный разговор», Москва, Мозаика-Синтез, 2002.

7. Шипицына Л. О. «Азбука общения», Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2003.

Публикации по теме:

Презентация «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством художественной литературы» Нравственное воспитание - очень актуальная и сложная проблема настоящего времени. Когда материальные ценности преобладают над духовными,.

Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством произведений устного народного творчества «Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через произведения устного народного творчества» Проект «Сказка.

Формирование коммуникативных качеств личности детей дошкольного возраста в процессе художественно-эстетического развития Участники проекта: Дети. Родители. Воспитатель. Сроки реализации проекта: Январь –март. Цель проекта:создать условия для формирования.

Использование произведений детской художественной литературы в формировании элементарных представлений об архитектуре у детейИспользование произведений детской художественной литературы в формировании элементарных представлений об архитектуре у детей Использование произведений детской художественной литературы в формировании элементарных представлений об архитектуре у дошкольников. А. С. Пушкин.

Конспект НОД по дорожной безопасности для детей седьмого года жизни «Путешествие в город потерянных знаков»Конспект НОД по дорожной безопасности для детей седьмого года жизни «Путешествие в город потерянных знаков» Интеграция областей: «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Социализация». Форма организации: подгрупповая Форма проведения: интегрированное.

Пед. проект «Формирование у воспитанников третьего года жизни культурно-гигиенических навыков посредством фольклора» 1 слайд Тема моего выступления: «Формирование у воспитанников третьего года жизни культурно-гигиенических навыков посредством фольклора».

Проектная деятельность «Выращивание кристаллов» с детьми седьмого года жизни Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Развитие речи детей 3–го года жизни посредством чтения произведений фольклора и игр на развитие мелкой моторикиРазвитие речи детей 3–го года жизни посредством чтения произведений фольклора и игр на развитие мелкой моторики Выступление на собрании для родителей детей 1 младшей группы Развитие речи детей 3 – го года жизни посредством чтения произведений.

Развлечение с детьми седьмого года жизни «Любовь с первого взгляда» Развлечение с детьми седьмого года жизни «Любовь с первого взгляда» Цель: Воспитывать любовь, уважение к окружающим людям. Уточнять, закреплять.

Сценарий новогоднего праздника для детей шестого и седьмого года жизни (декабрь 2016 года) В зал заходит ведущая, поздравляет всех с праздником, предоставляет слово зав. детсадом. Звучит рус. нар. песня «Уж ты, зимушка-зима!» 1-й.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование коммуникативных качеств у детей седьмого года жизни посредством произведений художественной литературы
Опубликовано: 13 мая 2017 в 19:10
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД