Анна Терещенко
Использование произведений детской художественной литературы в формировании элементарных представлений об архитектуре у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Использование произведений детской художественной литературы в формировании элементарных представлений об архитектуре у дошкольников.
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Не секрет, что книга наш главный помощник в формировании познавательных способностей у детей. Книга развивает мечту, творческую фантазию, эмоционально-познавательную деятельность, активное отношение к жизни, любовь к искусству. В данном случае к архитектуре. Выделяется много факторов (причина, движущая сила какого-либо процесса) развития восприятия архитектурно-художественной среды, один из них: общая художественная подготовка, приобретаемая на занятиях по изобразительной деятельности, в чтении художественной литературы, просмотрах кинофильмов, телепередач. Проводя предварительную работу перед открытым занятием по конструированию, мы задумались, как детям, в принципе в короткий срок, рассказать, что дома бывают разные и почему они такими получаются. Нас выручила уникальная «методичка» - «Сказка рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.
Публикация «Использование произведений детской художественной литературы в формировании элементарных представлений об архитектуре у детей» размещена в разделах
Помните: «Они жили в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года».
Землянку мы рисовали восковыми мелками. Трудность состояла в том, чтобы рисунок был на весь лист и рисовать по показу, за воспитателем.
Землянка – это крытое углубление в земле, вырытое для жилья, укрытия. Дети определили это, как дом без окон, с крышей близко к земле.
Идё м дальше: «Пошёл он к своей землянке, а землянки нет уж и следа; перед ним изба со светёлкой»
Избу мы лепили из пластилина, брёвнышко за брёвнышком.
Изба – деревянный срубный (бревенчатый) жилой дом. Причём, раньше избой называли, только сруб без сеней, крыльца, чердака и других всяких пристроек к дому.
Следующее архитектурное сооружение «Воротился старик ко старухе, что ж он видит? Высокий терем» Терем мы отобразили в аппликации.
Терем – жилой верхний ярус, расположенный над горницей или отдельный дом в виде башни. Здесь, вообще, огромное поле для обогащения детского познания : горница, клеть, хоромы, подклеть. Мы думаем это познать с детьми через проект в подготовительной группе, тем более мы любим такие русские - народные темы.
И последнее произведение архитектурного искусства : «Старичок к старухе воротился. Что ж? перед ним царские палаты.»
А резиденцией царских особ являлся дворец – большое парадное здание, выделяющееся своей архитектурой. Дети определили, как дом, где жили короли и принцессы. Дворец мы строили непосредственно на открытом занятии.
Вот такое маленькое открытие мы сделали: нашли иную линию, архитектурную в сказке Пушкина.
Детям нужно рассказывать об архитектуре. Для кругозора, общего развития, развития объёмно-пространственного мышления. Но больше - для умения задавать вопросы и искать ответы. И ложится эта задача на нас, т. к. в программе «От рождения до школы» цель: «Формирование элементарных представлений о видах искусства, приобщать детей к профессиональному искусству – архитектуре.» есть, а материала в, так сказать, методичках нет.
Но наша работа не в пустую, я просто уверенна. Дети по природе своей любопытны и готовы воспринимать факты и информацию «просто так», впрок.