Папки-передвижки

Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации программы «Цветик-Семицветик»

Мария Тазина
Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации программы «Цветик-Семицветик»
▼ Скачать + Заказать документы

Во ФГОС дошкольного образования говорится, что образовательная программа ДОУ должна быть направлена на: «создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития… на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности». В свою очередь одним из условий успешной социализации дошкольников Стандарт называет коммуникативные качества.

Публикация «Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации программы „Цветик-Семицветик“» размещена в разделах

Социально – коммуникативное развитие направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

Социализация необходима для того, чтобы ребенок научился успешно и легко взаимодействовать с другими людьми, строить отношения.

К старшему дошкольному возрасту у детей формируются такие коммуникативные качества как : умение сотрудничать, слушать и слышать сверстников и взрослых, обмениваться информацией. Кроме этого, у дошкольников должно сформироваться умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих его людей, детей и взрослых, выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами.

В исследованиях Андрея Борисовича Зверинцева, были сформулированы основные процессы, состояния, и свойства личности проявляются в межличностном общении, происходящем по формулам «Я – Ты», «Я – Мы», «Мы – Они».

Анатолий Борисович Добрович, предложил классификацию человеческих черт, которые достаточно ярко проявляются в контактах. Их можно сгруппировать в три основные оппозиции: «доминантность – недоминантность», «мобильность – ригидность», «экстраверсия – интраверсия».

Доминантный собеседник – это человек, жёсткий и напористый, легко перебивает, зато, повышая голос, не даёт перебить себя, или напротив, замолкает. Такой человек, выслушивая объяснения, непременно задаёт уточняющие вопросы, либо показывает, что уже всё понял. Недоминантный собеседник – полная противоположность доминантному. Когда он побуждается к контакту, он считает своим долгом отвечать незамедлительно, чтобы не обидеть, не разозлить собеседника задержкой своей реакции. Таким людям импонирует деликатность, предупредительность.

«Мобильность – ригидность». Мобильный собеседник с лёгкостью переключается на общение от других своих занятий. Ригидному собеседнику требуется некоторое время, чтобы включиться в беседу. Он основателен, слушает внимательно, говорит неспешно, вдумчиво, мысль излагает подробно, фразы строит понятно. Не любит, чтобы его перебивали.

«Экстраверсия – интраверсия». Экстраверт постоянно стремится к общению с окружающими. Он привлекает к себе внимание, поскольку не может без него жить. Интроверты предпочитают проводить время в одиночестве. Они больше погружены в собственные тревоги, чувства, размышления и фантазии. Если они и выходят в общество, то занимают позицию наблюдателей.

Таким образом, актуальность темы заключается в том, что формирование коммуникативных умений у детей решается в какой-либо деятельности, где создаются благоприятные условия для установления взаимодействий со сверстниками, формирования нравственных представлений, чувств, коллективных переживаний, для осознания оценки собственных поступков и товарищей. Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.

Между детьми часто возникают конфликты. Старшие дошкольники могут проявить упрямство, драчливость, приступы гнева, ярости, негодования, желание обидеть, унизить, оскорбить, властность, неумение понять интересы другого. Для таких детей разрабатываются индивидуально-ориентированные программы.

Поэтому в своей работе я часто акцентирую внимание на:

беседах о поступках (поведении, а не на личности ребенка («Ты воспитанный мальчик, но сейчас ведешь себя агрессивно», «Ты злишься? Ты хочешь меня обидеть?»).

выражении гнева в приемлемой для окружающих людей форме : стаканчик для крика, игра «Листопад злости», боксерская груша;

творческое самовыражение (занятия различными видами творческой деятельности, т. е. рисование на песочном столе, рисование рисунков.

В начале года была проведена диагностика Проявление коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста» авторы Альбина Михайловна Щетинина, Марина Алексеевна Никифорова, по следующим критериям:

- ребенок проявляет эмоциональный отклик на чувства и переживания партнера по общению;

- ребенок не конфликтует, уходит от конфликта, предвидя его;

- ребенок говорит и действует напрямую, открыто демонстрируя свое отношение к людям, проблемам.

В группе 29 человек, продиагностированны 27 детей, двоих не учла, так как редко посещают занятие.

Исходя из диагностики, мной была поставлена цель: формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации программы «Цветик-Семицветик».

Так же, исходя из данных диагностики, были поставлены следующие задачи:

Формировать у детей умение проявлять эмоциональный отклик на чувства и переживания партнера по общению.

Способствовать формированию у детей навыков сочувствия, сопереживания собеседнику.

Развивать навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе.

Воспитывать умение сотрудничать, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях.

На подготовительном этапе работы мной была проанализирована развивающая предметно-пространственная среда, которая соответствует возрастным особенностям детей, содержательно-насыщенная, доступная, трансформируемая, полифункциональная, безопасная.

Центр психолого – педагогического сопровождения оснащен играми на формирование навыков сотрудничества (Лабиринты, схемы-рисунки к блокам, строительный конструктор, «Лесенка света», прозрачный мольберт, песочный стол)

Информационные уголки для родителей, которые имеются в каждой группе, оснащены актуальной информацией. Например: «Возрастные особенности детей» (где помечено «Вам как его родителям важно знать…», «Картотека игр на развитие навыков сотрудничества, коммуникативных качеств у детей».

Так же проводятся индивидуальные беседы с родителями (по запросу). Было проведено анкетирование родителей по теме «Социализация вашего ребенка».

Далее я перешла к основному этапу работы используя программу «Цветик – Семицветик» для развития коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Занятие состоит из 4 этапов: организационный, мотивационный, практический, рефлексивный.

Организационный этап начинается с ритуала приветствия, который создает положительный эмоциональный настрой, является важным моментом работы с группой, позволяющим сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь важно для плодотворной работы.

Например, Стёпа, Соня, Таня при приветствии не всегда называют по имени своих соседей сидящих рядом. В этом нам помогают такие игры, как «Приветствие друга», «Ласковое имя», «Снежный ком», «Комплимент».

Мотивационная часть занятия подготавливает детей к восприятию информации, мотивирует на определенную деятельность. В качестве мотивов используется создание проблемных, развивающих ситуаций, игровые приемы. Например, при изучении эмоций «Радость. Грусть», «Гнев. Удивление» детям предлагается совершить путешествие в Страну Настроений. Или при знакомстве с различными видами этикета «Подарочный этикет», «Столовый этикет», «Этикет внешнего вида» к ребятам приходят в гости сказочные герои «Кот Чистюля», «Зайка Ушастик».

В основной части использую упражнения и игры, направленные на развитие навыков взаимодействия в группе. Например, игры «Встаньте, все кто…», «Клубочек», «Заморожу», «Кричалка, шепталка, молчалка». Левон, Гордей, Саша, у них не всегда получается подчиняться правилам игры.

Так же использую игры, способствующие развитию навыков саморегуляции. Например, игра «Да и нет не говори», «Смотри на мячик», «Наоборот». Ребятам не всегда удается контролировать свое поведение.

Одним из приёмов способствующих развитию коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста это использование «волшебного мешочка», где с помощью геометрических фигур ребята разделились на пары. Было заметно, что Даша Р. хотела работать с Викой, но дети заметили, что по фишкам у нее должна быть другая пара. Несмотря на то, что ей пришлось работать в паре с Аделей, девочки очень хорошо взаимодействовали друг с другом и справились с заданием.

Рефлексия занятия, или ритуал прощания проходит как в сенсорной комнате при использовании частичного оборудования, для снятия мышечного напряжения; так и в кругу в беседе обмениваясь впечатлениями. Например, спрашиваю ребят: Что понравилось / не понравилось? Где мы с вами побывали? Почему это важно? Зачем мы это делали? Паше, Гоше, Аделе не всегда удается рассказать о проделанной работе.

На заключительном этапе моей работы была проведена повторная диагностика по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Данные свидетельствуют о положительной динамике развития коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации программы «Цветик-Семицветик».

Для педагогов разработана картотека игр по развитию коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста :

игры, направленные на снятие конфликтности: игра «Ссора», игра «Примирение», игра «Коврик мира», игра «Сладкая проблема»

игры, отражающие притязание на социальное признание: игра «Король», этюды с проблемными ситуациями.

В дальнейшем планирую продолжать работу по данной теме.

Публикации по теме:

«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.

Формирование мелкой моторики как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Формирование мелкой моторики, как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Тип проекта: Образовательный.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возрастаФормирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Квест-игра по сказке В. П. Катаева «Цветик-семицветик» для детей старшего дошкольного возрастаКвест-игра по сказке В. П. Катаева «Цветик-семицветик» для детей старшего дошкольного возраста Мы готовы к игре. Наше первое испытание. Мы отправляемся на помощь девочке Жене. Вот мы и в магазине. Находим баранки с гласными и согласными.

Методическая разработка «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель:.

Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2 (окончание) Ранее мною был представлен первый блок правила поведения педагогов. Сегодня представляю разработанные рекомендации по следующим.

Рекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возрастаРекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста В декабре прошлого года закончила магистратуру по направлению "Педагогика дошкольного детства". писала диссертацию на тему «Формирование.

Сценарий игровой программы для детей старшего дошкольного возраста «Дерево здоровья»Сценарий игровой программы для детей старшего дошкольного возраста «Дерево здоровья» СЦЕНАРИЙ игровой программы для детей старшего дошкольного возраста «ДЕРЕВО ЗДОРОВЬЯ» Действующие лица: Волк, Заяц. Действие происходит.

Экологическая квест-игра «Экологический цветик-разноцветик» для детей старшего дошкольного возрастаЭкологическая квест-игра «Экологический цветик-разноцветик» для детей старшего дошкольного возраста Экологическая квест-игра для детей старшего дошкольного возраста «Экологический цветик-разноцветик»Цель: Создать условия для формирования.

Автор публикации:
Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации программы «Цветик-Семицветик»
Опубликовано: 25 июня 2020 в 13:43
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации программы «Цветик-Семицветик»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Тазина (УИ 166440) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД