Лучший педагог года

Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с ФФНР, через систему игровых упражнений (3 фото)

Анастасия Белова
Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с ФФНР, через систему игровых упражнений

Практика логопедической работы показывает, что на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов. О важности данной проблемы говорит и тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребенка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.

Публикация «Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с ФФНР, через систему игровых упражнений» размещена в разделах

Свою работу по формированию слоговой структуры у детей ФФНР я провожу в два этапа:

– подготовительный; цель данного этапа – подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка;

– коррекционный; цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов.

На подготовительном этапе я проводила упражнения сначала на невербальном уровне, а затем на вербальном. Я покажу некоторые игровые упражнения, которые использую в своей работе:

С целью воспроизведения заданного ритма, проводятся следующие упражнения

Упражнение «Повтори так же»

Цель: учить воспроизводить заданный ритм.

Материалы: мяч, барабан, бубен, металлофон, палочки.

Ход упражнения : Логопед задаёт ритм с одним из предметов, ребёнок должен повторить так же.

Упражнение «Сосчитай правильно»

Цель: учить воспроизводить заданный ритм.

Материал: детские музыкальные и шумовые инструменты, кубик с точками.

Ход упражнения:

Ребёнок хлопает в ладоши (стучит в бубен и др.) столько раз, сколько точек выпало на кубике.

Упражнение «Длинное – короткое»

Цель: учить различать длинные и короткие по звучанию слова.

Материал: длинные и короткие полоски бумаги, картинки.

Ход упражнения:

Ребенок произносит слова и кладёт картинку на длинную или короткую полоску.

Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с ФФНР, через систему игровых упражнений

На коррекционном этапе работа проводилась на вербальном уровне с обязательным «включением» слухового, зрительного и тактильного анализаторов.

Упражнения на уровне звуков :

1. «Произнеси звук А столько раз, сколько точек на кубике. Произнеси звук О столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши».

2. «Узнай, какой звук (серию звуков) я произнесла». Узнавание по беззвучной артикуляции, произнесение с голосом.

Упражнения на уровне слогов :

– Произносить цепочку слогов с одновременным нанизыванием колец на пирамидку.

«Пальчики здороваются» – произнесение цепочки слогов с одеванием на каждый палец массажных колец Су-Джок.

– Сосчитать количество слогов, произнесённых логопедом.

– Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов.

– Запоминание и повторение чистоговорок.

Упражнения на уровне слова :

Игра с камешками Марблс «Гроздь винограда».

Цель: совершенствование умения делить слова на слоги.

Материал: картинки, камешки.

Ход игры: ребенок называет слова и делит их на слоги и на веточке винограда ищет маленькую веточку из нужного количества слогов. Одна маленькая веточка – слово из одного слога, один камешек, две веточки – слово из двух слогов, два камешка и т д.

Игра «Сосчитай, не ошибись»

Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.

Материал: картинки, камешки.

Ход игры: ребёнок произносит слова на картинках и выкладывает камешки. Сравнить слова : где камешков больше, то и слово длиннее.

Фото №1 Практика логопедической работы показывает что на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования

Упражнение «Что изменилось?»

Цель: учить различать разную слоговую структуру слова. Разные домики, чем отличаются. Провожу работу над суффиксом, слушаю ребенка как образовались слова, эти слова имеют еще различие, давай поищем в чем. И начинаем считать слоги, а потом делаем вывод, отличается количеством слогов. Продолжением этого упражнения является следующее.

Материал: картинки, камешки.

Ход упражнения : ребёнок объясняет различие между словами.

Слова : Дом, домик, домище.

Упражнение «Найди самое длинное слово»

Цель: закреплять умение делить слова на слоги.

Материал: картинки.

Ход упражнения : ребёнок выбирает из предложенных картинок ту, на которой изображено самое длинное слово.

Игра «Конец слова за тобой»

Цель: учить синтезировать слова из слогов.

Материал: мяч.

Ход игры: логопед начинает слово и бросает мяч ребёнку, он добавляет одинаковый слог ША : ка, ва, Да, Ма, Ми…

Упражнение «Назови слово правильно»

Цель: учить чётко произносить слова, развивать слуховое внимание и память.

Материал: предметные картинки.

Ход упражнения : логопед произносит звукосочетание. Ребёнок поднимает карточку, когда услышит правильное название предмета и называет его.

Логопед: Ребё нок:

Селка

Велка Белка

Белка

Игра «Слоговое лото»

Цель: упражнять в синтезе односложных, двухсложных и трехсложных слов.

Материал: игровое поле, картинки.

Ход игры: дети считают количество слогов в слове и распределяют в игровом поле, кто первый все закроет. Одна точка означает слово с одним слогом, две точки два слога, три точки три слога.

Фото №2 Слоговая структура речи слоговой структуры слов

Игра «Поезд»

Цель: учить подбирать слова с заданной слоговой схемой.

Материал: поезд с вагончиками, набор предметных картинок, схемы слоговой структуры слов.

Ход игры: детям предлагается помочь «рассадить пассажиров» в вагоны в соответствии с количеством слогов.

Игра «Пирамида»

Цель: закреплять умение анализировать слоговой состав слова.

Материал: набор предметных картинок.

Ход игры: ребё нок должен расположить картинки в заданной последовательности: одно вверху – с односложным словом, два в середине – с двухсложными словами, три внизу – с трёхсложными словами.

Упражнение «Собери слово»

Цель: учить синтезировать двух- трехсложные слова.

Материал: карточки со слогами на тонированной бумаге.

Ход упражнения:

Ребёнок сортирует сначала по цвету слоги, затем составляет слова из получившихся слогов.

Упражнение «Подбери слово»

Цель: закреплять умение анализировать слоговую структуру слов.

Материал: предметные картинки, карточки со схемами слоговой структуры. Ход упражнения :

Ребёнок подбирает схемы к картинкам.

Существует двусторонняя связь между речью и игрой : с одной стороны речь развивается и активизируется в игре, и с другой стороны сама игра развивается под влиянием развития речи. Игровые упражнения являются положительной мотивацией выполнения заданий и решения проблемных ситуаций. Использование игровых упражнений способствует эффективному повышению развития речи у дошкольников.

Литература:

1. Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб: Детство-Пресс, 2000.

2. Большакова С. Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. Москва: Сфера, 2007.

3. Волина В. В. Учимся играя. Екатеринбург: Арго,1996.

4. Козырева Л. М. Мы читаем по слогам. Комплекс игр и упражнений для детей 5 – 7 лет. Москва: Гном и Д, 2006.

5. Курдвановская Н. В., Ванюкова Л. С. Формирование слоговой структуры слова. Москва: Сфера, 2007.

6. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб: Союз,1999.

7. Лопухина И. С. Логопедия. Москва: Аквариум, 1996.

8. Ткаченко Т. А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Москва: Гном и Д, 2001.

9. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Москва: 1991.

10. Четверушкина Н. С. Слоговая структура слова. Москва: Гном и Д, 2001.

Публикации по теме:

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников через систему оздоровительной работы в ДОУ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» г. Сыктывкара Творческий отчет «Формирование навыков.

Роль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗРоль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗ На протяжении многих лет, работая с дошкольниками, имеющими логопедическое заключение общее недоразвитие речи различного уровня речевого.

Дидактическая игра на формирование слоговой структуры слова «Маша и Наташа пошли в магазин»Дидактическая игра на формирование слоговой структуры слова «Маша и Наташа пошли в магазин» Цель: Учить детей делить слова на слоги. Материал: Две куклы, картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов. Ход игры: На.

Дидактические игровые пособия по коррекции нарушений слоговой структуры словДидактические игровые пособия по коррекции нарушений слоговой структуры слов Дидактические игровые пособия по коррекции нарушений слоговой структуры слов учитель-логопед МАДОУ детский сад №15 «Солнышко» Ворошилова.

Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип»Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип» Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип» (1 тип — двусложные слова) 1. Пальчиковая гимнастика:.

Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова «Грибы» Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова по теме «Грибы». Составила: учитель – логопед Катина Светлана.

Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР.Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР. Цель: Формирование слоговой структуры слова. Задачи: 1. Закреплять умение воспроизводить слова различного слогового состава; 2. Автоматизировать.

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игрКоррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игр .

Логопедическое занятие по теме «Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры»Логопедическое занятие по теме «Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры» Открытое логопедическое занятие с детьми 6-7 лет по теме “Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры.

Развитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры словаРазвитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры слова Слоговая структура слова - это взаиморасположение и связь слогов в слове. В норме у ребёнка к 3-м годам слоговая структура слова нарушается.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с ФФНР, через систему игровых упражнений
Опубликовано: 17 декабря 2021 в 00:01
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД