Лучший педагог года

Формирование стратегии популяризации и пропаганды водосбережения в образовательных учреждениях РК

клим аширяев
Формирование стратегии популяризации и пропаганды водосбережения в образовательных учреждениях РК

Приглашаю к участию в проекте на тему

Актуальность проекта. Сегодня назрела необходимость стимулировать более внимательное отношение граждан РК к использованию водоресурсов. Очевидно, что основы водоэффективного поведения должны закладываться в раннем возрасте человека, когда он еще только учится планировать и организовывать свою жизнь. В этой связи образовательные учреждени (ОУ) всех видов и типов являются авангардом в экологическом воспитании подрастающего поколения и формировании у него бережливого отношения к водным ресурсам.

Публикация «Формирование стратегии популяризации и пропаганды водосбережения в образовательных учреждениях РК» размещена в разделах

Мировой опыт организации работы по водосбережению показывает, что водосбережение без широкой разъяснительной компании невозможно. Создание продуманной системы пропаганды водосбережения и повышения водоэффективности позволит формировать водоэффективное поведение молодых граждан страны и обеспечит информацией руководителей и сотрудников инженерных служб образовательной организации о новейших водоэффективных технологиях и оборудовании производителей и потребителей водоресурсов.

В данной работе выполнен краткий анализ состояния дел по водосбережению в отрасли образования, определены основные механизмы популяризации и пропаганды водосбережения и мероприятия по их реализации в ОУ.

I. Анализ положения дел в отрасли, в образовательной организации

Реализация государственной политики в РК на период до 2030г должна предусматривать комплексную модернизацию действующих региональных сетей образовательных организаций, в том числе в части развития их водоэффективности.

Стратегической целью государственной политики в сфере повышения водной эффективности является рациональное использование водных ресурсов на основе обеспечения заинтересованности их потребителей в водосбережении, повышении водной эффективности и инвестировании в эту сферу. Повышение водоэффективности образовательных организаций должно быть заявлено в числе приоритетов комплекса мер по модернизации системы образования.

Основными причинами, вызывающими высокую водоемкость в образовательных организациях и сдерживающими проведение водосберегающей политики, являются:

- значительный физический и моральный износ водного оборудования и сетей;

- высокие потери при передаче и потреблении тепловой и электрической энергии и воды; - ограниченность бюджетных и финансовых иных средств для внедрения водосберегающих технологий;

- отсутствие мотивации к водосбережению и повышению водоэффективности у участников образовательного процесса.

Справедливости ради следует отметить, что отсутствие мотивации к водосбережению и повышению водоэффективности, недостаточные информированность и уверенность в необходимости и «безопасности» применения мер и механизмов водосбережения у всех участников образовательного процесса, от рядовых сотрудников до руководителей, являются одними из наиболее важных причин низкого водосбережения в отрасли.

При этом данные вопросы напрямую взаимосвязаны с реализацией комплекса мер по водопотреблению и определения режима водосбережения в целях сохранения комфорта среды пребывания обучающихся и здоровьесбережения.

В этой связи, особую роль играет такое направление водосбережения как поведенческое водосбережение, то есть укоренение у людей привычки к минимизации использования воды, когда она им не нужна.

Изменение поведенческой линии в среде участников образовательного процесса возможно только в случае осознания людьми положения, что водосбережение экономически выгодно и что средства, потраченные на водопотребление, могут быть обращены в интересах работающих. Поведенческое водосбережение подразумевает обеспечение потребностей при меньшем потреблении водоресурсов, и только его распространение может дать значительный эффект без дорогостоящих вложений в модернизацию или замену оборудования и технологий.

Как показывает зарубежный опыт, поведенческое водосбережение может составлять 2–10 % от всего потенциала водосбережения. Повышение мотивации к водосбережению и формирование модели поведенческого водосбережения, как и своевременная модернизация устаревшего оборудования и формирование программ по повышению водоэффективности в образовательной организации, невозможны без должной информационной поддержки, сбалансированной компании по пропаганде и обучению всех категорий водопользователей водосбережению.

При этом в основу деятельности имеет смысл положить, прежде всего, деятельностный подход, который обеспечивает включение всех участников образовательного процесса в процесс экономного водопотребления. Основной для такого проектирования и последующей организации может служить комплекс аналитических действий на предмет оценки водопотребления, выявления непроизводственных потерь воды и комплекс последующих организационных действий, обеспечивающих своевременность модернизации системы водопотребления и изменения поведенческого водосбережения, а так же создание системы стимулов к изменению водопотребления.

В то же самое время, открытыми для развития водосбережения остаются следующие вопросы:

- заключение водосервисного контакта;

- изменение характера и форматов информационного сопровождения реализации основных положений Государственной политики водосбережения, а именно переход от пропаганды к проектной деятельности, формирующей поведенческие навыки всех участников образовательного процесса;

- развитие здоровьесберегающей среды для обучающихся и сотрудников в ОУ в условиях развития системы водосбережения. Таким образом, очевидно, что работа по водосбережению, проводимая в ОУ, должна полностью соотносится с общими приоритетами деятельности по водосбережению в отрасли профессионального образования в целом.

2. Законодательное и правовое обеспечение популяризации и пропаганды водосбережения

Реализация основных положений об водосбережении и формирование водосберегающего образа жизни невозможны без гуманитарной составляющей, которая реализуется посредством пропаганды водосбережения. Это должно быть закреплено в Законе «О водосбережении». В котором раскрываются сущность понятия информационного обеспечения мероприятий по водосбережению, указаны способы информирования потребителей об водной эффективности различных водопотребляющих устройств, определены цели и задачи государственной информационной системы в области водосбережения.

Помимо Республиканского закона, вопросы пропаганды водсбережения должны подниматься и в других нормативных документах. Так, одним из мероприятий, реализуемых в рамках подпрограммы «Методическое, информационное и кадровое обеспечение мероприятий по водосбережению и повышению водной эффективности» Концепции Государственной программы по управлению водными ресурсами РК на период до 2020 года по подпрограмме «Водосбережение и повышение эффективности водопользования»» является содействие формированию бережливой модели поведения населения. Включая создание набора инструментов для информирования граждан о возможных типовых решениях по водосбережению и повышению эффективности водопользования.

Содействие формированию бережливой модели поведения населения направлено на стимулирование позитивного общественного мнения о необходимости водосбережения и повышения эффективности водопользования. Эта цель должна быть достигнута путем проведения комплекса мероприятий для различных целевых групп.

II. Механизмы популяризации и пропаганды водосбережения

Водосбережение – это не столько сбережение водоресурсов, но главным образом их рациональное использование. Необходимо донести до потребителей важность и необходимость рационального использования водоресурсов как в быту, так и в образовательной организации, показать все достоинства современных водосберегающих технологий и мероприятий. Мировой опыт организации работы по водосбережению показывает, что водосбережение без широкой разъяснительной компании невозможно. Пропаганда – это деятельность, направленная на распространение знаний и другой информации для воздействия на общественное мнение. Пропаганда должна соответствовать следующим требованиям:

- быть направленной на конкретную целевую аудиторию;

- привлекать внимание этой аудитории и соответствовать ее интересам;

- соответствовать представлениям целевой аудитории и избегать конфликтной информации.

Пропаганда к водосбережению не должна восприниматься человеком, как призыв к аскетизму и ограничению, учитывая сложившееся традиционное отношение к водоресурсам, как к круглосуточно доступным и потребляемым без ограничений.

Должна быть решена задача - устранить прежнее отношение и внедрить в сознание человека новые ценности, т. е. создать привычку задумываться о последствиях простых и привычных действий каждого человека, таким образом сделать водосбережение осознанным выбором.

К механизмам воздействия пропаганды с целью популяризации водосбережения в образовательной организации можно отнести:

1. Обращение к средствам массовой информации : телевидению, радио, газетам, журналам.

При информирование потребителей через СМИ об водной эффективности бытовых водопотребляющих устройств и других товаров важно донести мысль, что водосбережение – это совмещение приятного с полезным, при котором потребители получают все необходимые услуги, но на более высоком, технологически совершенном уровне, т. е. это и экономно, и престижно.

Особенно важно донести эту мысль подрастающему поколению, для которого как известно характерны элементы подражания в поведении и важны положительные авторитетные примеры.

В этой связи хорошо работает технология информационного воздействия на человека через значимых и знакомых ему авторитетных людей, которыми могут быть неформальные лидеры, политические деятели, деятели культуры, науки, спортсмены. 2. Использование средств визуальной рекламы и печатной продукции: плакаты, брошюры, буклеты, листовки. Эти виды воздействия должны быть ориентированы на соответствующие социальные группы: обучающихся, сотрудников.

Например, содержащие сведения о возможностях экономии и снижения платежей, требованиях законодательства и запретов, гарантий для жителей, справочной информации, телефонов, куда обращаться, рекомендаций, как выбирать бытовые приборы, их маркировка и т. д.

Информация в наглядных визуальных средствах должна быть полезной конкретной социальной группе потребителей.

3. Использование сети Интернет, в том числе и в рамках проведения тематических занятий с обучающимися, а также с целью информирования сотрудников. Это должны быть как официальные сайты, так и неофициальные сайты, уже пользующиеся доверием пользователей. Информация об этих сайтах должна быть доступной для сотрудников образовательной организации.

4. Вовлечение обучающихся в качестве участников какого-либо действия в большей степени меняет их взгляды, чем у пассивных наблюдателей, например, введение тем по водосбережению в учебные программы обязательных для изучения дисциплин («Экологические основы природо- и водопользования», «Основы водосбережения», «Водный менеджмент» и др.). В результате возникает возможность проецирования идей водосбережения через детей в их семьи, что расширяет круг пользователей, охваченных пропагандой. Таким образом, успешное развитие программы водосбережения возможно лишь при заинтересованности и сознательном активном участии в ее реализации максимального числа потребителей водоресурсов.

III. Создание системы популяризации и пропаганды водосбережения в ОУ

Система обучения в области водосбережения и повышения водной эффективности в ОУ должна решить ряд основных задач:

- распространение знаний по проблеме среди сотрудников и обучающихся;

- воспитание сознательного стремления и умения реализовывать водосберегающие мероприятия как на месте работы, учебы, так и в быту;

- формирование водосберегающего образа жизни за счет мотивации рационального водоиспользования.

Для формирования водосберегающего сознания обучающихся необходимо проводить следующую работу:

– организовывать классные часы по водосбережению;

– проводить конкурсы проектов, рефератов, рисунков, агитационных плакатов по теме водосбережения;

– практиковать индивидуальные самостоятельные задания с получением конкретного значения от водосберегающего мероприятия, что необходимо для количественного предоставления пользы водосбережения.

Для успешного выполнения индивидуального задания у обучающихся нужно формировать некоторый практический опыт решения конкретной задачи, совмещая его с соответствующей теоретической подготовкой. Для выполнения индивидуального задания необходимо обеспечить ОУ справочной информацией, содержащей основные понятия об водоресурсах и их использовании, интересные факты из истории водопотребления и т. п.

– проводить викторины, олимпиады, конференции, дискуссии и использовать другие активные формы проведения занятий.

Все эти мероприятия направлены на формирование водосберегающего образа жизни обучающихся.

Наиболее востребованными формами мероприятий, направленных на популяризацию водосберегающего поведения в образовательных организациях профессионального образования, являются классный час, учебное занятие, семинар, инструктаж, собрание, конференция, тематическая игра, самостоятельная работа в виде проекта.

Проекты могут создавать в творческих группах, иметь сквозной и комплексный характер.

Заключение

Поднятые в проекте вопросы являются важными с точки зрения практического применения в деятельности образовательной организации. Анализ положения дел по водосбережению в ОУ дает все основания полагать, что выполнение мероприятий должно проводиться в русле общей государственной стратегии достижения водной эффективности. Формирование стратегии популяризации и пропаганды водосбережения в образовательной организации является важной составной частью практически реализуемых мероприятий по водосбережению и должно рассматриваться в качестве начального этапа этой деятельности, в качестве первого приближения к конечной цели по снижению водопотребления и водоотведения. Создание продуманной системы пропаганды водосбережения и повышения водоэффективности позволит формировать водоэффективное поведение обучающихся и сотрудников образовательной организации, и его распространение способно дать значительный эффект без дорогостоящих вложений в модернизацию или замену оборудования и технологий, что в условиях дефицита финансовых ресурсов является весьма актуальным.

Аширяев К. Ш. к. т. н. ,проф. ,эксперт по управлению водопользованием и водосбережению

г. Алматы 11.05.21

Публикации по теме:

Анализ современных образовательных программ для ДОО в соответствии с ФГОС доАнализ современных образовательных программ для ДОО в соответствии с ФГОС до Тема моей презентации: «Анализ современных образовательных программ для ДОО в соответствии с ФГОС ДО»Необходимо помнить, что воспитательно.

Пособие для обучения детей стратегии переговоров и дискуссий в разрешении конфликтов «Коврик мира» За моими плечами большой педагогический опыт работы с детьми дошкольного возраста. Почти 40 лет я работаю воспитателем в детском саду. Жизнь.

Мастер-класс «Объемный футбольный мяч из бумаги» как наглядный материал для пропаганды ЗОЖМастер-класс «Объемный футбольный мяч из бумаги» как наглядный материал для пропаганды ЗОЖ Футбол — чудесная игра, В него играть всегда пора, Зимой, весной и жарким летом. Футбол на улицу зовет, Он ввел везде свои законы, То двор.

Интеграция образовательных областей «Праздник косичек» «Праздник косичек». ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое.

Фотоотчет о городских спортивных соревнованиях между детьми дошкольных образовательных учреждениях города ПионерскийФотоотчет о городских спортивных соревнованиях между детьми дошкольных образовательных учреждениях города Пионерский Этой осенью проходили очередные городские соревнования между детьми детских садов города Пионерский. В них принимали участия дети старших.

Использование нестандартного оборудования в дошкольных учрежденияхИспользование нестандартного оборудования в дошкольных учреждениях Использование нестандартного оборудования в дошкольных учреждениях. Лидия Волкова. "Весёлые лужицы". Цель:Развитие мышц нижних конечностей,.

Мастер-класс для педагогов и психологов «Стратегии эффективной коммуникации в конфликтах»Мастер-класс для педагогов и психологов «Стратегии эффективной коммуникации в конфликтах» 8 февраля в нашей школе был проведен семинар «Роль психолого-педагогического сопровождения в развитии коммуникативной сферы обучающихся.

Педагогическая конференция «Технологии интеграции образовательных областей»Педагогическая конференция «Технологии интеграции образовательных областей» Процессы поиска и разработки интерактивных технологий развивающего и обучающего взаимодействие педагогов, родителей и детей связанные.

Программа образовательных практик «Музыкальная семерка»Программа образовательных практик «Музыкальная семерка» I. Пояснительная записка Программа образовательных практик «Музыкальная семерка» (на основе игрового пособия «Первый дар Фребеля») разработана.

Вопросы взаимодействия образовательных организаций с семьёй «Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро». Василий Сухомлинский. Основной задачей дошкольной образовательной.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование стратегии популяризации и пропаганды водосбережения в образовательных учреждениях РК
Опубликовано: 11 мая 2021 в 15:17
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД