Получи документы

Формирование творческой личности ребёнка дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Елена Селякина
Формирование творческой личности ребёнка дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Селякина Елена Александровна, воспитатель МДОУ «Детский сад №127

комбинированного вида» г. о. Саранск. Дата рождения: 08. 02 .1983 г.

Профессиональное образование: высшее, МГПИ им. М. Е. Евсевьева, 2009 г., специальность «Родной язык и литература с дополнительной специальностью «Русский язык и литература», квалификация «Учитель родного языка, литературы и учитель русского языка и литературы»

№ диплома 255431, дата выдачи 24.01. 2009 г.

Стаж педагогической работы (по специальности) : 10 лет.

Общий трудовой стаж: 10 лет.

Наличие квалификационной категории: соответствие занимаемой должности

Публикация «Формирование творческой личности ребёнка дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» размещена в разделах

Дата последней аттестации: 05.09.2017 г.

1. Актуальность и перспективность опыта.

Театрэто удивительный мир:

это сказка и это реальность,

где каждый ребенок может

проявить свое творчество.

Творческая деятельность и развитие творческих способностей ребенка является неотъемлемой частью всестороннего развития дошкольника. Благоприятной средой для творческого развития способностей детей дошкольного возраста является театрализованная деятельность.

Эта деятельность близка и понятна ребенку, так как напрямую связана с важнейшим видом деятельности в этом возрасте, с игрой.

Ребенку хочется воплотить в живые образы и действия все свои выдумки и впечатления из окружающей жизни. Это и есть проявление детского творчества.

Когда ребенок входит в образ, играя определенную роль, он старается подражать тому, что видел и что его заинтересовало.

Театрализованная деятельность помогает ребенку создать свой свод правил поведения в современном мире, учит его правильным поступкам и действиям, позволяет решать многие проблемные ситуации от лица какого – либо персонажа.

Актуальность выбранной мною темы в том, что театрализованная деятельность – это большая область, где применяются все образовательные области, и при правильном использовании может привести к формированию определенных личностных качеств детей.

Это огромная школа, где ребенок развивает свои чувства, глубокие переживания и эмоциональные открытия.

Ребенок раскрепощается, перестает быть сжатым от переживания за персонажа. Выражая свои эмоции, малыш учится самостоятельно добывать знания о решении внутренних противоречий. В этом состоит новизна театрализованной деятельности.

2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Наблюдая за играми своих воспитанников, я обратила внимание, что дети пассивны, зажаты, не могут «вжиться в роль». Одни и те же дети играли главные роли и были инициаторами игр. У детей было слабо развито воображение. Они не могли объединить несколько сюжетов. Дети не были готовы к самостоятельной театрализованной деятельности. У них были слабо развиты актерские умения. Многие из детей с удовольствием принимали роль, но не могли активно пользоваться своей речью, мимикой, жестами, интонациями. Они не знали, что такое импровизация.

Я решила организовать свою работу по театрализованной деятельности с целью развития эмоциональности детей, их творческих способностей, словарного запаса и устной речи.

Для достижения данной цели поставила перед собой задачи:

1. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности;

2. Приобщить детей к театральной культуре (знакомить с обстановкой театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);

3. Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами совместной деятельности, свободной деятельности педагога и детей в едином педагогическом процессе;

4. Организовать взаимодействие родителей и детей для совместной театрализованной деятельности.

3. Теоретическая база опыта.

Свою работу я начала с изучения методической литературы по развитию творческой личности дошкольника посредством театрализованной деятельности. Это Антипина Е. А. «Театрализованная деятельность в детском саду», Губанова Н. Ф. «Театрализованная деятельность дошкольников», Васькова О. Ф. «Сказкотерапия».

Почему я выбрала именно эту литературу? Потому, что сказка близка и понятна детям с раннего детства. На основе сказок можно сделать много театральных постановок, с их помощью можно познакомить детей с различными конфликтными ситуациями, решить вопросы нравственного воспитания, безопасности.

За три года я разнообразила и дополнила развивающую среду группы новыми театрализованными играми и игрушками – персонажами для театрализованной деятельности.

Театральный уголок пополнился новыми видами театров : пальчиковый театр «Курочка Ряба», «Теремок»; театр «Би-Ба-Бо» : «Три медведя», «Колобок»; театр на ложках «Репка», «Лиса и Волк», «Три поросенка»; театр теней «Кот, Петух и Лиса», «Заюшкина избушка»; театр масок «Волк и семеро козлят», «Смешарики», «Фиксики».

Все эти виды театров я использую как в процессе совместной деятельности с детьми, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.

Важную роль театрализованной деятельности я уделяю работе над актерским мастерством. Дети учатся изображать различных животных и птиц при помощи жестов и мимики, интонации, учатся передавать настроение в театрализованных играх «Зеркало», «Нарисуй эмоцию».

Большое внимание я уделяю речи детей, правильному произношению, стараюсь обогатить их речь новыми словами и выражениями. Вместе с детьми мы учим чистоговорки, скороговорки, фразеологизмы и крылатые выражения.

Так же мы сочиняем маленькие истории, небылицы, разучиваем потешки и песенки.

Воспитанники научились исполнять небольшие диалоги и монологи персонажей, разыгрывать действие при помощи жестов. Они с удовольствием показывают отдельные черты характера сказочных героев при помощи театральных игр – этюдов ( например: показать хитрую лису, трусливого зайца, злого волка).

Практически все воспитанники принимают активное участие в играх – драматизациях, театрализованных постановках, в маленьких спектаклях.

Родители нашей группы с интересом участвуют в жизни нашей группы. Они помогают в развитии театрализованной среды : оказывают помощь в изготовлении атрибутов к театральным постановкам, рисуют декорации и шьют костюмы.

Я же со своей стороны привлекаю внимание родителей при помощи консультаций «Театрализованная деятельность для детей старшего возраста», «Изготовление театральной игрушки в домашних условиях», «Кукольный театр дома».

4. Роль педагога в организации театрализованной деятельности.

Работая в детском саду, я открыла в себе разностороннюю творческую личность. Каждый день, окунаясь в этот удивительный мир детства, я как бы оказываюсь в сказке, где должна исполнять разные роли.

Воспитатель должен уметь выразительно читать, рассказывать, быть готовым к любому превращению. Главное – это эмоциональное отношение ко всему происходящему. Чувства воспитателя должны быть искренними. Его голос – это образец для подражания.

5. Результативность опыта.

В результате моей работы в группе стало наблюдаться положительная динамика игровой деятельности детей. Они стали намного активнее, научились общаться со сверстниками, знакомыми в различных ситуациях общения. Дошкольники стали проявлять большой интерес к театрализованной игре.

Представленный опыт доказывает, что необходимо использовать нетрадиционные, разнообразные приемы и методы, которые позволяют делать игру намного интересной и доступной.

6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

При использовании данного опыта я столкнулась с некоторыми трудностями. Как быть, если не все дети задействованы в инсценировке и получили роли? Кто будет играть отрицательного героя?

Решение первой проблемы не вызвало больших усилий. Я организовала подгрупповые занятия по театрализованной деятельности. Так же придумывала дополнительные роли, чтобы охватить всех детей.

Вторая же трудность требует индивидуального подхода к каждому ребенку. Не все хотят быть плохими героями, так как они осуждаются. В этом случае нужно подчеркнуть, что в театрализованной деятельности все – и дети, и взрослые – артисты, а артисты должны уметь играть и положительные, и отрицательные роли.

Отрицательного героя бывает играть намного сложнее, чем положительного.

Некоторые дети стараясь привлечь к себе внимание, постоянно берут на себя отрицательные роли. Постепенно этот образ, как бы за ними закрепляется. В конце концов, над этим ребенком начинают смеяться и дразнить его.

Поэтому очень важно, чтобы каждый из детей играл не только положительных, но и отрицательных героев.

8. Адресные рекомендации по использованию опыта.

Полученные результаты будут иметь практическую ценность:

– для педагогов дошкольных образовательных учреждений

для родителей в плане организации совместной деятельности с ребенком в домашних условиях;

Наиболее приемлемыми формами трансляции опыта работы считаю:

информационные брошюры, содержащие описание и иллюстративный материал методики проведения игр, организованных форм образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми, родителей с детьми;

– мастер-классы, мероприятия;

– консультации;

– дни открытых дверей для родителей и педагогов других дошкольных образовательных учреждений;

– сайт ДОУ.

Опытом своей работы я делюсь на педагогических сайтах, форумах, с коллегами на педсоветах, где выступала с темами: «Как организовать театрализованную среду», «Технология организации театрализованных игр», «Использование театрализованной деятельности в работе с неуверенными детьми», провела мастер-класс с педагогами на тему «Декорирование бумажной маски к сказке «Репка на новый лад».

Список литературы.

В своей работе я использую литературу:

1. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности : - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 160 с.

2. Маханева, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду / М. Д. Маханева. - М. : ТЦ Сфера, 2004. -128 с.

3. Мигунова, Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду / Е. В. Мигунова. - НовГУ имени Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2006. – 126 с.

Для реализации участия детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности я могла бы порекомендовать для изучения следующую литературу:

1. Ушакова О. С. и др. Развитие речи и творчества дошкольников : Игры, упражнения, конспекты занятий. - М. : ТЦ Сфера, 2009.- 176 с.

2. Лыкова И. А. Теневой театр вчера и сегодня С. -П. :2012г.

Публикации по теме:

Развитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятияхРазвитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Развитие речи детей раннего возраста (2–3 года) средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Театрализованная деятельность.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.

Формирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игрыФормирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры Данная тема выбрана была не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его.

Формирование творческой личности детей посредством театральной деятельности в ДОУФормирование творческой личности детей посредством театральной деятельности в ДОУ Театральная деятельность – широко распространенный вид детского творчества, потому что она близка и понятна ребенку разного возраста, она.

Из опыта работы по развитию творческой личности ребёнка «Импровизируем, играем и ритм на барабане сочиняем»Из опыта работы по развитию творческой личности ребёнка «Импровизируем, играем и ритм на барабане сочиняем» Из опыта работы по развитию творческой личности ребёнка «Импровизируем, играем и ритм на барабане сочиняем» Импровизация – один из самых.

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческой личности ребёнка»Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческой личности ребёнка» Консультация для родителей "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческой личности ребёнка" Выполнила: Махалова Ирина.

Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Детям раннего возраста нравится ритмическая речь, сама музыка слова. Еще не понимая.

Консультация для воспитателей «Эмоциональное развитие дошкольника средствами театрализованной деятельности»Консультация для воспитателей «Эмоциональное развитие дошкольника средствами театрализованной деятельности» ЕМА «Эмоциональное развитие дошкольника средствами театрализованной деятельности». «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому.

Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельностиРазвитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности «При знакомстве с искусством, в том числе и театрализованным, у детей развивается эмоциональная среда, которая является одним из основных.

Роль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнкаРоль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнка Театрализованная деятельность доставляет детям много радости, привлекая своей яркостью, красочностью, динамикой и располагает целым комплексом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование творческой личности ребёнка дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
Опубликовано: 5 марта 2022 в 09:14
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД