Папки-передвижки

Формирование у детей дошкольного возраста представлений о неживой природе

Татьяна Русинович
Формирование у детей дошкольного возраста представлений о неживой природе

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 Кировского района Санкт-Петербурга

Конспект семинара по познавательному развитию детей старшего и подготовительного возраста на тему :

«Формирование у детей дошкольного возраста представлений о неживой природе».

Подготовили: воспитатель старшей группы Русинович Т. Ю.

Санкт-Петербург

2019 г.

Публикация «Формирование у детей дошкольного возраста представлений о неживой природе» размещена в разделах

Цель: обобщить знания детей о неживой природе, развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

Задачи:

• развивать любознательность, память, умение делать выводы;

• развивать творческое воображение, умение фантазировать;

• развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь;

• способствовать развитию познавательных интересов;

• расширить знания о неживой природе;

• учить быстро находить правильный ответ на поставленный вопрос;

• учить способам самостоятельного познания;

• продолжать воспитывать любовь к природе;

• развивать навыки проведения опытов;

• расширять и активизировать словарь детей;

• поощрять выдвижение гипотез;

• развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;

• воспитывать аккуратность при работе с песком, водой, камнями.

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы : летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки. Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком и водой — предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игры. Дети очень любят экспериментировать, так как им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование как никакой другой метод, соответствует возрастным особенностям дошкольника. Есть замечательная китайская пословица, которая гласит:

Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму.

Наблюдая за детьми, мы определили объекты неживой природы, которые вызвали познавательный интерес. Для достижения цели определили следующие задачи :

• Развивать творческие способности детей, любознательность, поисковую деятельность.

• Воспитывать бережное и заботливое отношение к объектам неживой природы.

• Привлекать детей к активной самостоятельной экспериментальной деятельности.

Для решения поставленных задач нами в группах создана предметно-развивающая среда, обеспечивающая возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы. Материалы, находящиеся в уголке распределяются по разделам :

Песок и вода, звук, магнит, камни, свет и тень, воздух.

В своей работе используем следующие методы и приё мы:

• Наглядные (наблюдения, экскурсии, иллюстрации, просмотр презентаций о природе).

• Словесные (беседы, чтение художественной литературы о природе, использование фольклорных материалов).

• Практические (игры - эксперименты, игры-опыты).

Организуя детское экспериментирование, мы пришли к выводу о необходимости составления перспективного плана и разработки дополнительных конспектов по экспериментированию.

Работу с детьми проводим в наиболее благоприятные периоды каждого сезона. Например, познание свойств снега происходит в зимний период, а изучение песка — в теплые месяцы, в него можно играть.

Работу по экспериментированию проводим ежемесячно. Основной формой детской экспериментальной деятельности, которую мы активно используем, являются опыты, которые способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе. Воспитанники с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы : песком, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - они всё проделывают сами. Тем самым у детей развивается любознательность, наблюдательность, и умение находить пути решения проблемных ситуаций.

При изучении новой темы, используем определённую структуру :

• постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи) ;

• выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;

• проверка гипотез;

• подведение итогов, вывод;

• фиксация результатов;

Работу с детьми в «Детской лаборатории» начали со знакомства с хозяином – «Профессором Знайкой», который познакомил детей с оборудованием, и правилами поведения. «Профессор Знайка» показывает опыты и ставит перед детьми проблемные ситуации. После поставленного вопроса мы не торопимся с ответом, а предлагаем детям самим найти ответ, способствуем тому, чтобы дети нашли его самостоятельно, для удовлетворения своего познавательного мотива. «Профессор Знайка» может прислать в группу какую-нибудь подсказку книгу, предмет – намек на отгадку, может предложить спросить у родителей, а затем рассказать всем детям.

В старшем дошкольном возрасте, при проведении опытов работа осуществляется по этапам, выслушав и выполнив одно задание, дети получают новое, более сложное. Они следят за ходом выполнения опыта, поскольку сложность экспериментов возрастает, а самостоятельность детей повышается. Мы очень внимательно следим за ходом работы, напоминая о правилах безопасности, в сложных моментах оказываем помощь, задаём вопросы, стимулирующие развитие логического мышления. В этом возрасте детям доступны сложные умственные операции: выдвижение гипотез, проверка их истинности, умение отказаться от гипотезы, если она не оправдалась. Дети делают выводы о скрытых свойствах предметов и явлений, самостоятельно формулируют выводы. Изменения объектов, переход вещества из одного состояния в другое (снега и льда - в воду; воды - в лед и т. п., такие явления природы, как снегопад, метель, гроза, град, иней, туман и т. п. вызывают у детей этого возраста особый интерес. Проводим опыты с магнитами, тенью, водой, снегом, песком, воздухом. В помощь для самостоятельного воспроизведения опытов мы предлагаем детям алгоритмы, которые служат для развития способностей, для систематизации познавательного опыта.

При изучении темы «Песок» дети познакомились с его составом и свойствами. Например, в ходе наблюдения дети рассмотрели и поняли, что песок состоит из очень мелких песчинок, похожих на зернышки. А при проведении опытов - «Сыпем, сыпем, посыпаем», «Лепим колобки» ребята поняли, что песок может быть сухим и мокрым, лёгким и тяжёлым, что из влажного песка можно лепить. Выясняем с детьми, кому песок нужен для жизни, кто живет в песчаных пустынях. Рассматривая глобус, отыскиваем Сахару, обсуждаем, кто там живет.

В одной из бесед предлагаем подумать о том, нужен ли песок людям. Предлагаем обсудить этот вопрос дома с родителями. На следующий день продолжаем разговор о том, как песок используют в строительстве (его добавляют в цемент, чтобы получить прочные бетонные изделия, в изготовлении стекла.

Планируя работу с детьми по теме «Вода-Волшебница», дети учатся различать воду в трёх физических состояниях, выделять и называть их особенности, делать простые умозаключения: вода бывает жидкой, твёрдой - в виде льда и в виде подвижного летучего пара. А при проведении опыта «Лед - легче воды» ребята убедились в том, что сначала лед плавает и не тонет, держится на воде. Но через некоторое время он все-таки исчезает - тает. О газообразном состоянии воды дети узнали из опыта «Пар - это тоже вода», когда поместив зеркальце над паром, они увидели, что на нем выступили капельки воды. В ходе элементарных опытов дети научились определять ее свойства : прозрачная, не имеет вкуса и запаха, бывает холодной, теплой и горячей. На занятии «Спрячь колечко», дети познакомились со свойствами воды - прозрачность, бесцветность, может менять цвет. Выступая, как партнер, выясняю с детьми, как спрятать колечко в стакане с водой, что для этого необходимо, уточняем. Затем проверяем предложенные детьми все способы решения проблемы. Далее планируем свою деятельность: например: обернем стакан бумагой, но ее нет, тогда подкрасим воду красками. Выясняем, какого цвета краска подходит лучше, что бы спрятать колечко. В процессе деятельности обсуждаем производимые действия и то, что происходит. Затем совместно делаем выводы: Вода была без цвета, а потом стала цветная, разноцветная, вода может поменять цвет. Вода была прозрачной, а стала непрозрачной. Дети постепенно начинают понимать, что состояние, развитие и изменения в неживой природе во многом зависят от отношения к ним человека.

Работая по теме «Воздух», познакомили детей с его свойствами и ролью в жизни человека. Маленькие исследователи в играх: «Мы ищем воздух», «Ворчливый шарик», открывали для себя элементарную закономерность - мы дышим воздухом, воздух есть везде, он лёгкий и невидимый, движение воздуха - это ветер, его можно увидеть в воде, в виде пузырьков. Ребята учились делать элементарные умозаключения. Например, при решении проблемы «Можно ли услышать воздух?» мнения детей разделились : одни говорили, что воздух можно услышать, но не могли объяснить, как; другие говорили, что воздух услышать нельзя. Тогда мы предложила провести опыт «Воздух поёт и свистит», в ходе, которого они пришли к одному мнению, что воздух действительно поёт и свистит. Дети брали бутылочки, приставляли к нижней губе и дули сбоку на горлышко – возникал звук. Объяснили, что ещё можно услышать воздух с помощью свистков и свистулек. Так дети ещё раз убедились, что воздух поёт и свистит.

Работая над темой «Камни», ребята знакомились с разнообразием камней в природе, с их отличительными признаками (они бывают разного размера, имеют разную структуру, различаются по цвету). Вместе придумываем сказки, например «Как камень из моря в детский сад попал», или «Что рассказал речной камень рыбкам в аквариуме?» Со старшими дошкольниками провели серию занятий на тему: «Простые и ценные камни в природе». Дети узнали о том, что камни в природе есть в земле, в реках и морях, поэтому их называют речными и морскими. Их легко узнать: речные камни неровные, разной формы, бывают с острыми углами; морские камни всегда округлой формы, гладкие — такими их сделали морские волны. Камни тяжелые, очень твердые и прочные, поэтому используются в строительстве зданий, дорог, мостов и других сооружений. Рассказали детям, что у Земли есть каменная одежда и там, где этой одежды много возвышаются горы. Во время прогулок собирали разные камни для коллекций, обсуждали с детьми природные богатства нашей страны и нашего края и то, как человек использует их. Рассмотрели коллекцию камней железной руды, которую добывают на Лебединском ГОКе. Дети как ученые исследовали камни с помощью лупы.

Наблюдая за солнцемв один из солнечных дней, обращаем внимание на тень человека: ее размеры, форму, как она ходит и бегает за каждым, как исчезает. Объясняем, что это происходит от того, что солнце утром восходит с восточной стороны, а вечером заходит на западе. Объектами наших наблюдений стали солнце, звезды, луна, радуга. После наблюдения за объектами неживой природы детям давала задание - сделать зарисовки, чтобы потом можно было сравнивать произошедшие изменения за определенный период.

На занятиях познакомились с планетами солнечной системы. Дети узнали, что у некоторых планет по несколько спутников, а у Земли он один, но какой замечательный! Это наше ночное светило - Луна! Дети стали обращать внимание, что она не всегда выглядит одинаково. То полная Луна заливает призрачным светом заснеженные поля, то узкий серпик месяца с трудом пробивается из-за облаков. Почему так происходит? Чтобы ответить на этот вопрос предложила детям провести длительное наблюдение за Луной. Конечно, без помощи родителей ничего бы не получилось. А так дети совершали вечерние прогулки и наблюдали за звездным небом. Дети узнали, что месяц и Луна - это один и тот же небесный объект. Просто вращаясь вокруг Земли, Луна отражает солнечные лучи на одной своей стороне, а другая ее сторона остаётся невидимой.

Работая над темой времена года, используем в своей работе «Календарь сезонных наблюдений», с помощью которого дети закрепляют знания дней недели, месяцев, производят наблюдение за изменением природных явлений в зависимости от времени года.

Можно сделать вывод, что благодаря систематической работе по экспериментированию, мы смогли заинтересовать детей, у них появился активный познавательный интерес к объектам неживой природы.

Применение экспериментирования оказало влияние на повышение уровня развития любознательности, исследовательских умений и навыков детей. Расширились и углубились знания детей о неживой природе. Дети стали замечать красоту, необычность природы, любоваться, наблюдать, сравнивать.

В итоге: дети активно участвуют в предложенных экспериментах, охотно самостоятельно действуют с предметами, выявляя их особенности. Они проявляют желание экспериментировать дома: исследовать различные предметы быта, их действие, что выясняется в беседах с родителями и детьми.

Публикации по теме:

Формирование основ безопасности жизнедеятельности в природе у детей старшего дошкольного возраста Формирование у детей основ безопасности жизнедеятельности является очень важным в дошкольном возрасте. Безопасность - это не просто сумма.

Формирование начальных представлений о футболе у детей дошкольного возраста Формирование начальных представлений о футболе у детей дошкольного возраста Во всем мире большой популярностью пользуется игра в футбол,.

Формирование представлений о коренных жителях Кузбасса у детей среднего дошкольного возраста Уважение и любовь к своей Родине воспитывается в человеке с ранних лет. Изучение истории своей малой Родины неотъемлемая часть патриотического.

Формирование представлений о птицах у детей дошкольного возраста посредством наблюдения Ребенок должен получить начальные сведения о природе и целесообразности бережного отношения к растениям, животным, о сохранении чистоты.

Формирование представлений о семье детей дошкольного возраста Человек, прожив малую долю своей жизни с мамой, папой, братом, сестрой начинает задумываться о будущем, о своём уголке, о своём мире – о.

Формирование представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста в возраста в контексте ФГОС Наиболее специфической характеристикой личности является система её отношений к окружающему миру и особенности ее поведения в дальнейшем.

Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста Дети дошкольного возраста, как правило, с трудом усваивают такие понятия как слева, справа, вверху, внизу и другие, необходимые для правильной.

Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет 2-й слайд «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь,.

Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста с использованием моделирования Введение Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым.

Влияние экологической сказки на формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе Экологическое развитие детей в настоящее время актуально, как никогда. В основном связано с ухудшением экологического состояния нашей страны.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование у детей дошкольного возраста представлений о неживой природе
Опубликовано: 18 июня 2019 в 18:19
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД