Папки-передвижки

Формирование у детей старшего дошкольного возраста познавательно-исследовательской активности через проектную деятельность

Баранова Татьяна
Формирование у детей старшего дошкольного возраста познавательно-исследовательской активности через проектную деятельность

Формирование у детей старшего дошкольного возраста познавательно-исследовательской активности через проектную деятельность

Актуальность данной темы определяется, прежде всего, требованиями современного общества, в котором уровень жизни человека зависит от его активности и стремления к получению новых знаний. Для полноценной жизни людям приходится все чаще проявлять поисковое поведение.

Публикация «Формирование у детей старшего дошкольного возраста познавательно-исследовательской активности через проектную деятельность» размещена в разделах

Однако, исследования ученых свидетельствуют о снижение познавательно-исследовательской активности у дошкольников. В значительной степени, такая ситуация обусловлена низким уровнем овладения детьми навыками исследовательской деятельности. А также отсутствием ориентировки на индивидуальные особенности и интересы детей в процессе воспитания и обучения.

В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования одной из задач «познавательного развития» является формирование у детей представлений о родном крае и социокультурных ценностях народа. Для поддержания познавательно-исследовательской активности необходимо строить образовательный процесс, основываясь на активном включении ребенка в процесс познания.

Таким образом, одной из важнейших задач современного образования становится проблема воспитания ребенка – дошкольника творчески развитого, инициативного, с высоким уровнем познавательных способностей.

Стоит отметить, что в современная педагогика предлагает различные инновационные методики, способствующие формированию познавательно-исследовательской активности у дошкольников. Одним из таких методов выступает проектная деятельность, основанная на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию.

Метод проектов (метод проблем) был разработан американским философом и педагогом Джоном Дьюи, а также его учеником В. Х. Хилпатриком в начале 20 века. Суть метода проектов заключается в стимулировании интересов детей к определенным проблемам и усвоение полученных знаний через самостоятельную поисковую деятельность. «Мы думаем только тогда, когда сталкиваемся с проблемой» – утверждал Дьюи. Опыт самостоятельной деятельности развивает в детях уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения проблемы.

I этап разработки проекта – целеполагание : воспитатель выносит проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.

II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели. На данном этапе необходимо выявить, что ребенку известно о данной проблеме, а также выявить пробелы в знаниях по данной теме. Эти пробелы и будут служить дальнейшим планом действий. Необходимо зафиксировать их и уточнить где искать информацию, к кому обратиться за помощью. Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий.

III этап работы над проектом – его практическая часть. Дети исследуют, ищут, творят. На данном этапе идет активный сбор информации, разработка моделей, создание творческих продуктов (доклады, макеты, копилки материалов, творческие альбомы, выставки, мини-музеи и пр.)

Заключительным, IV этапом работы над проектом является подведение итогов. На данном этапе происходит презентация готового продукта, определение задач для новых проектов.

Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования

Литература:

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М. : Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.

2. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М. : Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).

3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М. : АРКТИ, 2005. – 96 с.

4. Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Выпуск 5. / Сост. О. В. Дыбина, О. А. Еник. – Тольятти: ТГУ, 2007. – 116 с. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, №

5. Сагадеева А. А. Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 94-96.

Публикации по теме:

Формирование культуры поведения в социальной жизни у детей дошкольного возраста через игровую деятельность «Формирование культуры поведения в социальной жизни у детей дошкольного возраста через игровую деятельность» Воспитание культуры поведения.

Мастер-класс «Формирование социальной компетентности у детей дошкольного возраста через игровую деятельность» Тема: «Играй всегда, играй везде!» Цель: способствовать освоению и последующему активному применению современных технологий в практической.

Презентация «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через проектную деятельность» Актуальность: В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое.

Формирование ценностных ориентиров у детей старшего дошкольного возраста через совместную деятельность с семьями Аннотация В статье изложены формы взаимодействия с родителями детей. Освещены результаты работы по вопросу формирование ценностных ориентиров.

Формирование коммуникативной активности дошкольников через познавательную деятельность .

Консультация «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»Консультация «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.

НОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Волшебница соль»НОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Волшебница соль» Цель: Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей детей через познавательно-исследовательскую деятельность. Задачи:.

План работы по самообразованию «Формирование познавательной активности у детей через проектную деятельность» Тема: «Формирование познавательной активности у детей через проектную деятельность» Актуальность: Смысл проектной деятельности заключается.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельностьРазвитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность Семинар — практикум для педагогов «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность».

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через опытно — экспериментальную деятельность МКДОУ Богучарский детский сад комбинированного вида «Сказка» Экспериментальная деятельность Мастер - класс на тему «Развитие познавательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование у детей старшего дошкольного возраста познавательно-исследовательской активности через проектную деятельность
Опубликовано: 10 декабря 2019 в 16:35
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД