Получи документы

Консультация «Формы работы с родителями детей с задержкой психического и речевого развития»

Людмила Коржиченко
Консультация «Формы работы с родителями детей с задержкой психического и речевого развития»

МАДОУ «Детский сад

компенсирующего вида № 15 «Мальвина» г. Балаково

Учитель-дефектолог: Коржиченко Л. В.

Ученые отмечают роль психологического климата в семье для преодоления психической задержки, обеспечения психофизического здоровья ребенка.

Не имея глубоких знаний о природе задержки психического развития, родители не всегда понимают трудности детей в обучении, неадекватно оценивают их возможности, не осознают своей роли в воспитании и развитии таких детей. Противоречие между восприятием родителями ребенка как имеющего задержку в своем психическом развитии и предъявлением к нему требований как к нормально развивающемуся и является чаще всего причиной неэффективных взаимоотношений между родителями и детьми.

Публикация «Консультация „Формы работы с родителями детей с задержкой психического и речевого развития“» размещена в разделах

Каждый специалист знает, что успешность коррекционно-развивающей работы во многом зависит от того, насколько родители понимают состояние своего ребёнка, принимают его таким, какой он есть и стремятся помочь. Практика показывает, что достичь оптимального взаимодействия с семьями воспитанников специального детского сада очень непросто.

• Некоторые родители, приведя ребёнка в коррекционный детский сад, остаются убеждёнными в том, что развитие их ребёнка не отстаёт от «нормы» и у него нет особых проблем.

• У некоторых родителей снижена социальная ответственность за судьбу ребёнка. Они не интересуются, чем с ребёнком занимаются педагоги, безразлично относятся к его успехам и неудачам.

• Некоторые семьи демонстрируют завышенные требования к своему ребёнку, постоянно сравнивают его работы с более «успешными».

• Могут возникать психологические проблемы при установлении доверительных отношений между специалистами и родителями.

• Многие родители не знают закономерностей психического развития детей и не могут оценить проблемы своего ребёнка. Их пугает термин «Задержка психического развития», не видят разницы между ЗПР, умственной отсталостью и психическим заболеванием.

В условиях специального детского сада для детей с ЗПР перед педагогическим коллективом встают особые задачи взаимодействия с семьёй, т. к. в психолого – педагогической поддержке нуждаются не только дети, но и родители.

Задачи работы ДОУ по взаимодействию с родителями :

• установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

• объединить усилия для коррекции, развития и воспитания детей;

• создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

• активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

• поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Содержание работы учитывает трудности в организации взаимодействия с родителями воспитанников. Это предполагает использование принципов взаимодействия с родителями :

1. доброжелательный стиль общения педагогов с родителями,

2. корректность при общении с семьёй,

3. тщательное планирование действий педагогов,

4. индивидуальный подход,

5. сотрудничество, а не наставничество,

6. динамичность.

Рассмотрим направления взаимодействия с семьями воспитанников.

1. Оказание социально-правовой поддержки семьям воспитанников детского сада. (Обеспечивает администрация и уполномоченное лицо по правам ребенка)

2. Просветительско – разъяснительная работа с родителями до начала посещения ребёнком детского сада. (Реализуют педагоги и администрация).

3. Оказание психолого – педагогической поддержки семьям детей, посещающих детский сад:

- психолого-педагогическое консультирование по заявкам родителей,

- психолого-педагогическая помощь в проблемных ситуациях.

- пропаганда психолого-педагогических и специальных знаний.

- обучение методам и приёмам оказания коррекционно-педагогической помощи детям. (Реализуют психолог, учителя – дефектологи, логопеды).

В работе родителями мы активно используем разнообразные формы работы.

Формы взаимодействия с семьёй.

Основные формы организации психолого-педагогической помощи в специальном детском саду – это

• Коллективные формы взаимодействия;

• Индивидуальные формы работы с семьёй;

Формы наглядного информационного обеспечения.

Коллективные формы взаимодействия.

1. Общие родительские собрания. Проводятся администрацией ДОУ два раза в год, в начале, в конце учебного года.

Задачи:

- информирование родителей о задачах и содержании коррекционно-образовательной работы;

- решение организационных вопросов;

- информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОУ с другими организациями, в том числе и социальными службами.

2. Групповые родительские собрания. Проводятся специалистами и воспитателями групп не реже четырех раз в год и по мере необходимости.

Задачи:

-обсуждение с родителями задач, содержания и форм работы;

- сообщение о содержании и формах работы с детьми в семье;

-решение текущих организационных вопросов.

3. «День открытых дверей». Проводится администрацией ДОУ в октябре и апреле для родителей детей, поступающих в детский сад в следующем учебном году.

Задача:

- знакомство с учреждением, направлениями и условиями его работы.

- демонстрация динамики развития детей.

4. Тематические занятия «Клуба заботливых родителей». Работа клуба планируется на основании запросов и анкетирования родителей. Занятия клуба проводятся специалистами детского сада один раз в месяц.

Формы проведения :

- тематические доклады; мастер-классы, семинары; тренинги; круглые столы и т. д.

5. Проведение детских праздников и досугов, спортивных развлечений.

Подготовкой и проведением праздников занимаются педагоги учреждения с привлечением родителей.

Задача: поддержание благоприятного микроклимата в группах, включения в этот процесс семьи.

Индивидуальные формы работы с семьёй.

1. Анкетирование и опросы. Проводятся по планам администрации, дефектологов, психолога, воспитателей и по мере необходимости.

Задачи:

- сбор необходимой информации о ребёнке и его семье;

- определение запросов родителей о дополнительном образовании детей;

- определение оценки родителями эффективности работы специалистов и воспитателей;

- выявление мнения родителей о работе детского сада.

2. Беседы и консультации специалистов.

Задачи:

- оказание индивидуальной помощи родителям по вопросам коррекции, образования и воспитания;

- оказание индивидуальной методической помощи в форме «домашних заданий» и пояснений к ним.

Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.

3. «Служба доверия». Работу службы обеспечивает администрация и психолог. Служба работает по персональным и анонимным обращениям и пожеланиям родителей. (Почта Доверия)

Задача: оперативное реагирование администрации на различные ситуации и предложения.

4.«Родительский час». Проводится учителями-дефектологами и логопедами групп один раз в неделю во второй половине дня.

Задача: информирование родителей о ходе образовательной работы с ребёнком, разъяснение «домашних заданий».

5. Приём врача - невролога.

Проводится врачом во взаимосвязи с логопедами, дефектологами, психологом, медсестрой по массажу.

Задача:

- контроль над здоровьем детей,

- проведение мониторинга оздоровления, коррекции и развития детей.

Формы наглядного информационного обеспечения.

1. Информационные стенды и тематические выставки. Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах.

Задачи:

- информирование родителей об организации и содержании коррекционно – образовательной работы в учреждении;

- пропаганда психолого – педагогических знаний.

2. Выставки детских работ. Проводятся по плану воспитательно – образовательной работы.

Задачи:

- ознакомление родителей с формами и результатами продуктивной деятельности детей;

- привлечение и активизация интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребёнка.

3. Открытые занятия специалистов и воспитателей. Содержание и методы работы подбираются с учётом доступности информации для родителей. Проводятся два раза в год.

Задачи:

- создание условий для объективной оценки родителями успехов своих детей;

- обучение родителей элементам коррекционно – развивающей работы с детьми в домашних условиях.

Нетрадиционные формы :

• защита семейных проектов,

• участие родителей в творческих конкурсах,

• массовых мероприятиях детского сада,

• выставках родительских работ по изодеятельности,

• презентация детского сада,

• "Дни добрых дел" - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно развивающей среды в группе

• посещение семьи ребенка по запросам социальных служб с целью изучения семьи, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания,

информация о детском саде на сайте в Интернете.

Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями.

Публикации по теме:

Досуговые формы взаимодействия с родителями по вопросам речевого развития детей дошкольного возраста «Современные формы работы с семьей по вопросам развития речи и приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе». Досуговые.

Формы работы педагогов ДОО с родителями по вопросам речевого развития детей старшего дошкольного возраста Формы работы педагогов ДОО с родителями по вопросам речевого развития детей старшего дошкольного возраста Эффективность речевого развития.

Конспект комбинированного занятия для детей с задержкой психического развития Цели: Развитие и активизация воображения, а также социальных эмоций и чувств, при использовании эмоционально близких ребенку фактов и явлений;.

Конспект НОД по лексической теме «Деревья» для детей 5–6 лет с задержкой психического развития Цель: Уточнить знания детей о деревьях их строении по-средством аппликации. Задачи: 1. Закреплять представления детей о видовом разнообразии.

Консультация для родителей «Рекомендуемые игры для детей с задержкой психического развития» Консультация для родителей Н. А. Самошкина МБДОУ ДС «Парус» Рекомендуемые игры для детей с задержкой психического развития Для развития детей.

Особенности мнемической деятельности детей с задержкой психического развития Особенности мнемической деятельности детей с задержкой психического развития. Говоря об особенностях памяти у детей с ЗПР следует подчеркнуть,.

Пособие «Волшебный стол» для детей 5–7 лет с задержкой психического развитияПособие «Волшебный стол» для детей 5–7 лет с задержкой психического развития С помощью данного пособия у детей с задержкой психического развития закрепляются знания о системе временных эталонов, закрепляются представления.

Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой психического развития в соответствии с ФГОС ДО В настоящее время происходит переосмысление содержания коррекционной работы в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными.

Развитие математических представлений у детей с задержкой психического развития В системе коррекционно-педагогической помощи детям с задержкой психического развития (далее- ЗПР)формирование элементарных математических.

Психическое развитие детей с задержкой психического развития Автор: Анисимова Надежда Дмитриевна Тема: Психическое развитие детей с задержкой психического развития. Проблема слабовыраженных отклонений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Формы работы с родителями детей с задержкой психического и речевого развития»
Опубликовано: 5 августа 2019 в 11:26
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД