Папки-передвижки

Головные уборы мордовского национального костюма

Наталья Торгашина
Головные уборы мордовского национального костюма

Программное содержание:

- воспитывать любовь к своей Родине,

- формировать представление о России как о многонациональной стране, познакомить с понятиями «большая» и «малая родина»;

- формировать представления о народах, населяющих Поволжье,

- познакомить с культурой и традициями мордовского народа, вызвать интерес к мордовской национальной кухне и фольклору.

Публикация «Головные уборы мордовского национального костюма» размещена в разделах

- обогащать словарь детей существительными: россияне, мордва; прилагательными: русский, мордовский, марийский, чувашский, татарский, башкирский,

Пособия и материалы: интерьер крестьянского дома (стол, лавки, печь) фонограммы песен о России; запись мультфильма о Мордовии, куклы в костюмах народов Поволжья; тесто на блины; цветные мелки.

Предварительная работа: беседы о России, чтение художественных произведений, заучивание стихотворений; рассматривание карты России, иллюстраций с изображением народных костюмов; знакомство с подвижными играми народов России.

Работа с родителями: подготовка к участию в занятии, привлечение родителей к сбору атрибутов: национальных костюмов, интерьера крестьянской избы и т. п.

Ход занятия

Дети входят под музыку, встают полукругом.

Воспитатель:

РОССИЯ

Россия – как из песни слово.

Берёзок юная листва.

Кругом леса, поля и реки.

Раздолье, русская душа.

Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей,

Люблю, всем сердцем понимаю

Степей таинственную грусть.

Люблю всё то, что называют

Одним широким словом – Русь.

С. Васильев

Воспитатель: Ребята, мы не случайно начали занятие с этого стихотворения, потому что сегодня мы поговорим с вами о стране, в которой мы живем. Скажите, что вы знаете о нашей Родине?

Дети (примерные ответы) :

- Наша стана называется Россия, Российская Федерация; - Столица нашей Родины – город-герой Москва; - Наша страна очень большая. В ней много лесов, рек, морей. Есть горы и степи, тайга и тундра; - Наша страна очень богатая. Она богата лесом, полезными ископаемыми, нефтью, углем, золотом.

Воспитатель: Правильно, ребята! Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. А мы с вами, граждане России – россияне! Россия – это самая большая страна в мире! Тринадцать морей и два океана омывают Россию. Могучие реки несут свои воды в моря и океаны. В России больше тысячи городов, сел и деревень. Богата наша страна нефтью, газом, лесом. Но не только природными ресурсами богата наша страна, главное ее богатство – люди, которые в ней живут. Какие люди живут в России?

Дети:

- В России живут много людей разных национальностей : русские, украинцы, белорусы, татары, евреи, якуты, ненцы, кабардинцы…

- У всех народов свой язык, культура, национальная одежда, кухня.

Воспитатель: Совершенно верно. Об этом очень хорошо сказано в стихотворении Владимира Степанова «Российская семья».

Ребенок читает стихотворение:

Живут в России разные

Народы с давних пор:

Одним тайга по нраву,

Другим степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд,

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один рыбак с рожденья,

Другой оленевод,

Один кумыс готовит,

Другой готовит мед.

Одним милее осень,

Другим милей весна

А Родина – Россия

У нас у всех одна!

В. Степанов

Воспитатель. Ребята, несмотря на то, что в России живет много людей разных национальностей, всех объединяет одно – мы все очень любим свою Родину и гордимся нашей великой страной!

Но когда мы говорим о Родине, мы имеем в виду не только огромную страну, но и маленький уголок в этой стране – город, деревню, даже улицу или дом – место, где каждый из нас родился и вырос, где живут наши родители, близкие люди и друзья. Родина – значит родная, как мама и папа. Место, где родился человек, называют малой родиной. У каждого из нас есть малая родина. Как называется место, где мы с вами живем?

Воспитатель. В междуречье Суры и Мокши расположилась Мордовия, жителей Мордовии называют – мордва. Здесь живут два народа эрзя и мокша. Я предлагаю вам поближе познакомиться с культурой и традициями мордовского народа. Ну что, ребята, интересно вам? Тогда я хочу пригласить вас в гости. Сегодня мы побываем с вами в мордовской избе.

Дети проходят в музей национальной культуры, где их встречает хозяйка (мама одного из ребенка) и приветствует всех на мордовском языке. Воспитатель переводит приветствие и приглашает всех за стол.

Воспитатель. Хозяйка, мы пришли к вам в гости, чтобы узнать о мордовских обычаях, культуре, фольклоре. Пожалуйста, расскажите нам все, что вы знаете о своем народе.

Хозяйка. С удовольствием расскажу.

Рассказ хозяйки об истории и культуре мордовского народа :

«Вы уже знаете, что мордовский народделится на две группы: мокша и эрзя. У них отличается язык, национальные костюмы, обычаи, но объединяет нас одно – все мы любим свою мордовскую землю и чтим обычаи своих предков. Наша семья принадлежит к народу эрзя. Бабушка рассказывала мне, что в давние-давние времена мордва- эрзя селились в лесах в деревянных избах – «кудо». Наши предки славились своим трудолюбием. Мужчины занимались охотой, рыболовством, земледелием. А женщины были искусными рукодельницами и хорошими хозяйками. Посмотрите, какие замечательные костюмы вышивали они своими руками. (Показывает на представленную экспозицию костюмов и нарядов для кукол). Мордовские семьи были очень большими. Самым главным в семье был «тятяй» - папа. А мама по-мордовски называется ласково – «авай». Наша семья тоже очень большая. У нас две дочери и маленький сынок (называет на родном языке). Мы очень любим собираться все за большим столом и кушать национальные блюда, которые научила нас готовить моя прабабушка ( перечисляет блюда: Рыба - кал (м, э.) была одним из основных видов пищевого сырья; Мясо - сиволь сывель (м., э.) в вареном виде; яйца ал (м., э.). Чаще они употреблялись сваренными вкрутую; из семян конопли получали масло - канцёрвай (м., канцёрой (э.); из пшена с добавлением небольшого количества картофеля готовили супы - шонгарям (м., вецаям (э., картофель - модамарь (м., э.); любимое блюдо мордвы — блины пачат (м., пачалксеть (э.); важное место в питании мордвы занимало молоко лофца (м., ловсо (э.) и т. д.).

Предлагаю вам отдохнуть, и потанцевать.

Дети играют в мордовскую игру «Два круга» под народную песню.

Хозяйка. Ребята, кроме таких замечательных песен, наш народ придумывал замечательные сказки, былины, героями которых были деревья, птицы, звери и разные мифические существа. Самым любимым персонажем мордовских сказок является Куйгорож – маленький летучий змееныш (показывает иллюстрацию). Куйгорож – большой непоседа, не минуты не мог сидеть он без дела. Хорошим людям он помогал по хозяйству, а плохих, ленивых – наказывал: шалил, прятал вещи, портил одежду. Давайте отдохнем и посмотрим про него мультфильм.

Дети смотрят мультфильм из серии «Наша Родина – Россия» мокшанскую сказку «Куйгорож». После просмотра сказки воспитатель достает заготовки – фигурки змееныша и предлагает детям раскрасить их яркими цветами, используя мотивы народных орнаментов. Дети раскрашивают фигурки, используя в качестве образца иллюстрацию с изображением героя народных сказок Куйгорожа.

Как хорошо, что наши мамы знают и берегут традиции своего народа, правда, ребята? Ведь любовь к Родине каждый из нас впитывает с молоком матери. Первые слова, которые мы учимся писать, - «мама» и «Родина».

Ребенок:

Мама и Родина очень похожи.

Мама красивая, Родина тоже.

Вы присмотритесь, у мамы глаза

Цвета такого же, как небеса.

Мамины волосы, словно пшеница,

Та, что на наших полях колоситься.

Много у Родины общего с мамой,

Самой красивой, ласковой самой!

Стариков А.

Воспитатель:

Родина – это глаза твоей мамы,

Полные слез или с искоркой смеха,

Родина – это закат над полями,

Сопок высоких далекое эхо.

Родина! Слова не знаю чудесней,

В ней наши сказки и славные были,

Те, что и мы до сих пор не забыли.

Родина – это земля у порога,

Где ты впервые узнал свое имя.

Родина – это большая дорога,

Та, по которой пойдешь ты с другими!

+ В Мои закладки

Публикации по теме:

Аппликация с элементами дизайна «Головные уборы индейцев»Аппликация с элементами дизайна «Головные уборы индейцев» Задачи. Вызвать интерес к созданию игровых атрибутов. Познакомить с одеждой и головными уборами индейцев. Показать способ создания головного.

Фотоотчет «День национального костюма» БашкортостанФотоотчет «День национального костюма» Башкортостан 11 сентября в Республике Башкортостан пройдёт День национального костюма. Национальный костюм неотъемлемая часть наследия каждого народа.

Фотозарисовка «Вязаные головные уборы»Фотозарисовка «Вязаные головные уборы» Приближается время холодов и морозов, а значит самое время подумать о головном уборе для зимы и поздней осени. Сегодня представляю Вашему.

Конспект НОД по развитию речи в старшей логопедической группе «Обувь. Головные уборы».Конспект НОД по развитию речи в старшей логопедической группе «Обувь. Головные уборы». Конспект НОД по развитию речи в старшей логопедической группе «Обувь. Головные уборы». Программные задачи: -учить детей составлению описательного.

Конспект НООД с использованием ИКТ для старших дошкольников «Одежда, обувь, головные уборы» Образовательная область: речевое развитие. Цель:систематизировать и закрепить знания детей по теме «Одежда, обувь, головные уборы». Задачи:.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Головные уборы»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Головные уборы» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. Тема: «Головные уборы» Задачи: Образовательная: расширять знания.

Конспект занятия «Красота народного костюма. Головные уборы» Тема: «Красота народного костюма. Головные уборы» Цель: познакомить детей с особенностями русского, армянского, турецкого национального.

НОД по пластилинографии «Головные уборы»НОД по пластилинографии «Головные уборы» НОД. Головные уборы. Художественное творчество. Пластилинография. Цель: 1. Закрепить знания о многообразии головных уборов. 2. Расширять.

Рисование гуашью «Головные уборы. Шапочка и шарф»Рисование гуашью «Головные уборы. Шапочка и шарф» Программные задачи:Продолжать знакомить детей с элементами одежды-головные уборы. Расширять знания детей об одежде в зимний период. Учить.

Тематическая неделя «Одежда и головные уборы» в подготовительной группеТематическая неделя «Одежда и головные уборы» в подготовительной группе Тематическая неделя «Одежда и головные уборы» Глебова Галина Николаевна В рамках тематической недели в подготовительной группе проведены.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Головные уборы мордовского национального костюма
Опубликовано: 25 мая 2021 в 08:56
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД