Любовь Моторина
«Храбрый рыцарь Магнитолик» — конспект занятия по ознакомлению с окружающим с элементами экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим с элементами экспериментирования в подготовительной к школе группе.
Тема: «Храбрый рыцарь Магнитолик».
Цель: Познакомить детей с физическим явлением – магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путём выявить материалы, которые могут стать магнетическими. Дать представление о том, что магниту не помеха ни вода, ни дерево, ни бумага, ни другие предметы.
Публикация «„Храбрый рыцарь Магнитолик“ — конспект занятия по ознакомлению с окружающим с элементами экспериментирования» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Задачи: Формировать и приобретать знания посредствам опытов, делать выводы, обобщения.
Развивать способность детей вести целенаправленную деятельность – отыскивать предметы, свойства которых отвечают предметным требованиям (притягиваются к магниту). Развивать у детей коммуникативные навыки, познавательную активность, любознательность; воображение, творческие способности обогащать словарный запас детей новыми понятиями («магнит» и «магнитная сила», активизировать словарь детей: металлический, бумажный, резиновый, деревянный, пластмассовый.
Воспитывать самостоятельность, инициативу, Эмоциональную отзывчивость, интерес к экспериментальной деятельности.
Материал к занятию.
Демонстрационный: магнитный театр «Колобок», таз с водой, две заводные игрушки для игры в воде, рыцарь в доспехах – картинка, магнит, поднос с крупой и металлическими болтами и шурупами.
Раздаточный материал: магниты; предметы из разных материалов – металла, резины, дерева, пластмассы, бумаги; скрепки канцелярские.
Предварительная работа. Беседы о материалах, их свойствах; чтение сказок «Колобок» и «Золушка»; беседа о легенде, как жанре народного сказания.
Методы и приё мы: наглядные, словесные, практические, игровые.
Ход занятия.
Организационный момент. Дети исполняют песню на мотив песни «Толи ещё будет».
А у нас в саду дела – эксперименты снова,
Сам волшебник никогда не творил такого!
То растопим снег и лед, то смешаем краски,
Изменяем вкус воды, как в волшебной сказке.
То ли еще будет, ой-ой-ой.
- Ну, как настроение улучшилось? Тогда с хорошим настроением присаживайтесь и будем узнавать еще очень много интересного.
Я хочу рассказать вам одну интересную легенду: В старину рассказывали, будто есть на краю света, у самого моря огромная гора. У подножья этой горы давным-давно люди нашли камни, обладающие невиданной силой – притягивать к себе некоторые предметы. Неподалеку от горы был город Магнезия, в котором жил храбрый рыцарь Магнитолик. Как и все рыцари, он носил доспехи, сделанные из железа, и поэтому ничего не боялся, ни стрел вражеских, ни диких зверей. Смело разгуливал Магнитолик, где хотел. Только в одном месте еще ни разу не был – возле той самой горы. С детства рассказывала ему мама, что ни один рыцарь мимо нее проехать не может. Притягивает гора их к себе и больше уже не отпускает… Но Магнитолик был очень храбрый, да и любопытно ему было, что за колдовство в этом месте скрыто, вот и поспорил он, что мимо горы проедет и живым и невредимым в город вернется. Но как ни был Магнитолик силен и отважен, гора все равно притянула его к себе. Магнитолик был не только храбрым, но и умным. Он нашел способ как от нее освободиться и освободил всех рыцарей.
- Ребята, вы догадались, как называлась эта гора?
- Какой способ нашел Магнитолик, чтобы освободиться от этой горы? (снял доспехи, сделанные из железа).
«Вот перед вами обычный магнит, много секретов в себе он хранит».
- Если магнит такой сильный и притягивает предметы из железа, то может быть он должен притягивать и другие предметы? Чтобы проверить это, давайте поэкспериментируем.
«Важное дело – эксперимент! В нем интересен нам каждый момент»
(У каждого ребенка набор предметов из железа, дерева, пластмассы, бумаги и стекла).
- Возьмите магнит и самостоятельно определите, какие предметы притягиваются, а какие нет. Разделите на две группы, в одну тарелочку положите те предметы, которые притягиваются к магниту, а в другую – нет.
(Дети делают вывод, какие предметы притягивает магнит, какие нет).
- Женя, скажи, какие предметы притягиваются к магниту? Из чего они сделаны? Значит, они какие? (металлические).
- Аня, а какие предметы не притягиваются к магниту? (Пластмассовая ложка с магниту не притянулась, ластик– тоже, деревянный кубик – не притянулся, бумажная игрушка тоже не притягивается. Значит, магнит притягивает только металлические предметы).
Каждому ребенку выдается листок с изображением различных предметов вокруг магнита : иголка, скрепка, шишка, кнопка, чашка, катушка ниток и т. д. Ребенок должен провести стрелку от магнита к тому предмету, что он притягивает. (Уточняем, что же получилось).
- Дети, посмотрите, у меня два колокольчика. Этот колокольчик из чего сделан? (из металла, значит он какой (металлический, а этот сделан из дерева, значит он какой? (деревянный).
- Слушайте внимательно – если звучит металлический колокольчик – бегаем врассыпную; а как услышите звучание деревянного колокольчика – прыгаем на двух ногах.
Дети садятся на стульчики полукругом. Показываю детям заводные игрушки, утенка и лягушку, но завести их не могу, т. к. ключ случайно падает в тазик с водой. Условие: заведет игрушки тот, кто сможет достать ключ не намочив рук. Воду сливать нельзя, потому что негде будет плюхаться утенку и лягушонку (ключ достаем при помощи магнита).(Эксперимент повторяем два раза). Вспомнить с детьми сказку “Золушка”, где злая мачеха перемешала чечевицу с горохом и заставила перебирать Золушку. Кто ей помог? (Птички). А сейчас злая мачеха перемешала гречку с шурупами, болтами и гайками и опять заставила перебирать Золушку, птицы помочь в этот раз не могут, боятся сломать клювики.
- Может быть, мы сможем помочь? Как это сделать быстрее? (При помощи магнитов). Все дети берут магниты и выбирают шурупы, гайки.
- Я волшебница и могу двигать предметы, не касаясь их руками (под столом вожу магнитом – двигается ключ. А другой вожу сверху, над ключом).
Если дети догадались, предлагаю им сделать тоже самое с другими металлическими предметами.
Делаем вывод: магниту не помеха ни вода, ни дерево, ни пластмасса, ни другие преграды.
- Хотите побыть волшебниками? (Показываю, как из скрепок можно сделать длинную цепочку – из 4-5 штук). К магниту притягивается скрепка к этой скрепке – другая скрепка и т. д. пока держатся. Предлагаю посоревноваться, у кого получится длиннее цепочка.
-Приглашаю всех в театр, посмотреть магнитную сказку “Колобок” на новый лад. Сказка “Колобок” Я расскажу вам старую сказку, на новый “магнитный” лад. Называется сказка “Колобок”. Жили-были Дед и Баба. Не было у них ни детей, ни внучат. Решили они сделать себе помощника. Долго они думали из чего сидеть- из бумаги, ткани, дерева … Да только жили они так бедно, что ничегошеньки у них не нашлось. Уж мела, мела старуха по амбару, скребла по сусекам, по всей горнице – ничего не нашла. Устала и пошла спать. Помел старик по сараюшке, да намел немного гаечек, болтов и шурупов. Вздохнул: “Разве из этого что-нибудь сделаешь?” Открыл печь, швырнул туда горсть с железками, да и пошел спать. Наутро опять встали, собрались печь топить, открывают, чтобы дрова положить, а там “колобок” лежит, да не простой, а железный. Обрадовались старики. И стал он им по хозяйству помогать.
Но колобок оказался любознательный. Попросился он как-то погулять, свет посмотреть. Катится, катится и поет свою песенку: Я колобок, колобок, Я железный бок. Я хочу гулять, Все на свете знать. Услышал его песенку заяц. Говорит: “Колобок, железный бок, я тебя съем!” Схватил, да не смог даже от земли оторвать, такой тяжелый был колобок, и слишком твердый по зубам зайцу. Так и остался заяц ни с чем, а колобок покатился дальше. Катится, катится, а навстречу ему волк: “Колобок, колобок я тебя съем!” Схватил колобка, чуть приподнял, да не удержал, уронил и прямо себе на лапы. Завизжал волк, а колобок в это время покатился дальше. Катится, катится колобок, а навстречу ему медведь: “Колобок, колобок, а я тебя съем!” Схватил колобка, в карман положил, идет и думает “сейчас зайду подальше в лесок, сяду на пенек и съем колобка”. Тропинка в лесу вела возле Магнитной горы. Идет медведь, мечтает, как колобка есть будет, и даже не заметил, как Магнитная гора вытянула колобка у него из кармана. Колобок прилип к горе, не может освободиться. А тут мимо горы бежала лиса. Видит – колобок к горе примагнитился. Уж очень ей есть хотелось. Подбежала, хотела оторвать, не получилось. Ходила возле него, и понюхает, и полижет. Только зубы обломала. Постучала по нему – понравился звон, который он издавал. Песенку поет. Эту песенку услышал дедушка, он колобка уже давно ходил искал. Вытащил магнит, поднял и колобку потянул и забрал его домой30 С тех пор стали они вместе жить. Радуются старик со старухой. Вот и сказке конец.
-Герои моей сказки из чего сделаны? (Из бумаги).
- А экран какой? (Бумажный).
- В чем секрет моей сказки, почему бумажные герои передвигались по бумажному экрану? (Раскрыть секрет детям).
-Ребята, а магнит нам в группе помогает? Что у нас есть магнитное? (Магнитная доска, магнитики для крепления картинок, магнитный конструктор)
- Сейчас, после занятия, я предлагаю вам взять магниты и обследовать группу – найти предметы, которые магнит притягивает.
А домашнее задание такое: я предлагаю вам вырезать любых героев сказок и с обратной стороны приклеить (с помощью родителей) металлическую пластинку. Будем придумывать и показывать новые сказки.