МААМ-картинки

Идеи индивидуализации образовательного пространства

Наталья Трушина
Идеи индивидуализации образовательного пространства

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №53»

Консультация для

педагогов ДОУ:

«Идеи индивидуализации образовательного пространства»

Подготовила:

воспитатель

высшей категории

Трушина Н. В.

г. Арзамас 2018г.

Идеи индивидуализации образовательного пространства

Публикация «Идеи индивидуализации образовательного пространства» размещена в разделах

Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество. ФГОС ДО от 17 октября 2013 года вводит понятие индивидуализации дошкольного образования. П. 1.4. ФГОС «Основные принципы дошкольного образования, среди которых:

построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования В соответствии с данным принципом среди задач, на решение которых направлен ФГОС ДО выделяются:

Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей. Таким образом, в условиях реформирования системы дошкольного образования и перехода на личностно ориентированное взаимодействие педагога с детьми одной из самых важных становится задача индивидуализации образования. Индивидуальности невозможно обучить и невозможно воспитать ее извне. Индивидуальность рождается и развивается вместе со способностью человека учить и воспитывать самого себя. Но для того, чтобы данная способность развивалась, необходимо создавать ребенку такие условия, при которых он имеет возможность сталкиваться не только с желаниями и требованиями другого человека (родителя, педагога, сверстников, но и со своими собственными.

Индивидуализация – это выделение индивидуальных особенностей из первоначального безразличия

Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. Энциклопедический словарь

Индивидуализация дошкольного образования - построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

В связи с этим возникла необходимость пересмотреть организацию предметно развивающей образовательной среды (образовательного пространства) в соответствии с ФГОС ДО. Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Задача педагогов при этом: организация развивающей среды таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Предметно- пространственная развивающая среда в группе, ориентированной на ребенка, должна помогать реализации основополагающего принципа: ребенок учится лучше и научится большему в процессе самостоятельного взаимодействия с окружающим миром – через игру и открытия. Групповое пространство должно быть спланировано педагогами так, чтобы дети могли делать самостоятельный выбор (где, с кем и чем ребенок будет заниматься) и принимать решения. Важно, чтобы среда не ограничивала детскую инициативу, а наоборот, предоставляла бы возможности для проявления и - что важно – для развития и реализации разнообразных идей. Приобретая опыт, достигая своей цели, ребенок постепенно обретает уверенность в себе, убеждаясь в собственных возможностях, делая личностные, а поэтому радостные для него открытия. Разумно организованная развивающая среда способствует подготовке ребенка к жизни в стремительно меняющемся мире, формирует устойчивое стремление познавать, открывать мир. Существуют принципы создания среды развития в группе, ориентированной на ребенка, которых следует придерживаться педагогам. Принцип комфортности. Принцип целесообразной достаточности. Принцип доступности. Принцип личной ориентированности. Принцип баланса инициатив детей и взрослых. Принцип гибкого зонирования

Все части пространства должны обладать возможностью изменяться по объему - сжиматься и расширяться. Для этого используются легко передвигаемые многофункциональные ширмы, подвижная мебель. Оснащение групповых комнат помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределить время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки.

Организуя групповое пространство и подбирая материалы для занятий, мы должны проанализировать свою предшествующую работу, критически осмыслить е и приложить усилия к тому, чтобы понять смысл перемен, в которые вовлечены. В центрах активности подбираются разнообразные материалы, которые дети могут использовать, проявляя нестандартный и творческий подход. Мы должны серьезно подходить к отбору материаллов для каждого центра, которые: - отражают реальный мир; - побуждают к дальнейшим исследованиям; - соответствуют интересам и уровню развития ребенка; - обеспечивают его дальнейшее развитие; - имеются в достаточном количестве; - доступны и привлекательны; - систематизированы и снабжены надписями и символами. Помещение группы разделено на так называемые центры активности (небольшие субпространства, в каждом из которых находится достаточное количество различных материалов для исследования и игры. Материалы заменяют по мере того, как дети приобретают новые навыки, знания, как появляются новые интересы и соответствуют теме работы на данный период. Материалы подталкивают детей к самостоятельным исследованиям.

Предлагаю вам центры, которые созданы в группе по образовательным областям в свете требований ФГОС.

«Социально-коммуникативное развитие»

«Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».

- Центр ППД.

- Центр пожарной безопасности.

- Центр труда, уголок дежурств.

- Центр активности (центр сюжетно-ролевых игр).

-Центр уединения — это, прежде всего, ниша покоя, где ребенок чувствует себя защищенным и может тихонечко поиграть, отгородиться от окружающих и посидеть с фотоальбомом, любимой игрушкой или просто полежать

Познавательное развитие:

«Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира».

- Центр «Мы познаём мир» или Уголок краеведения.

- Центр сенсорного развития.

- Центр конструктивной деятельности.

- Центр математического развития.

- Центр экспериментирования.

Речевое развитие:

Владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- Центр «Будем говорить правильно»

Художественно-эстетическое развитие:

«Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)».

-Центр «Здравствуй книжка»

- Центр изодеятельности или уголок творчества «Умелые руки».

- Центр музыкально-театрализованной деятельности.

Физическое развитие:

«Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)».

- Центр физического развития

- Центр сохранения здоровья или

- Центр «Будь здоров!».

Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.

В группе мы устраиваем персональные выставки творческих работ детей. Это дает возможность ребенку проявить свои способности, развивает творческую активность, инициативность, а в других детях группы воспитывает умение уважать труд товарища, оценивать его работы, развивает внимание.

В группе мы отвели место под «спонтанные» выставки. Сначала это был простенок, где дети прикрепляли свои работы, теперь это большой магнитный стенд с магнитами, которыми ребята крепят рисунки, аппликации, созданные ими в самостоятельной деятельности.

Также с целью реализации идеи индивидуализации среды мы предложили родителям принять участие в оформлении мини портфолио о каждом ребенке. Родители поддержали нас в этом, и вскоре появились красочные индивидуальные творческие работы родителей о своих детях. Это позволяет педагогам лучше понять каждого малыша, стимулирует развитие связной речи, а каждый родитель горд тем, что посвятил свою работу дорогому человечку.

При изучении какой-либо темы мы предлагаем всем детям и их родителям проявить себя творчески, поучаствовав в выставках рисунков, фотографий, поделок, конкурсах, в создании книг, альбомов. Это безусловно способствует обогащению среды группы, развивает в ребятах уверенность в себе, желание поделиться опытом, воспитывает уважение к чужому труду, укрепляет дружеские чувства.

Рассматривание альбома с фотографиями детей в кругу семьи – любимое занятие ребят в минуты досуга. Ребята учатся рассказывать о своих родных, выражать свои чувства по отношению к близким, а в редкие моменты грусти и тоски по маме такая фотография – утешение и надежда на скорую встречу. А большая общая фотография группы помогает ощутить единство всех ребят, ведь мы не можем друг без друга.

В раздевалке размещены детские рисунки и поделки выполненные в образовательной и самостоятельной деятельности. Это также способствует индивидуализации образовательной среды в группе.

Предметно- развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по центрам активности позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование и так далее. Пространство зонированием так, чтобы находились подальше друг от друга, для этого пространство преобразовываем с помощью ширмы и мягких модулей. Это позволяет ребятам заниматься любимой игрой и не мешать друг другу.

Хочется отметить, что мы стараемся максимально эффективно использовать пространство группы для реализации идеи индивидуализации образовательного пространства. Насыщенная предметно- развивающая образовательная среда, нацеленная на индивидуальное развитие ребенка, становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка, а также условием повышения компетентности педагогов.

Публикации по теме:

Артикуляционная гимнастика как средство индивидуализации образовательного процесса в ДОУ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ Подготовила: учитель-логопед МБДОУ «Атяшевский.

Формирование экологического пространства и экологической культуры у всех участников образовательного процесса УДК 373.21 И. Р. Гудова (магистрант 2 курса, направление 44.04.01 Педагогическое образование, «Управление инновационным развитием дошкольной.

Консультация для воспитателей «Значение образовательного пространства в ранней социализации дошкольников» Современная жизнь общества определила основную цель системы образования – подготовку подрастающего поколения к жизни в демократическом,.

Метод проекта как форма организации единого образовательного пространства Консультация для воспитателей: Воспитатель 1 категории МБДОУ № 56 Пузакова Лидия Николаевна Метод проекта как форма организации единого.

Направления индивидуализации детей раннего возраста Согласно одному из принципов дошкольного образования, реализуемых в ФГОС, является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных.

Памятка для воспитателей по индивидуализации образовательного процесса Памятка для воспитателей по индивидуализации образовательного процесса 1. Необходимо различать два понятия: индивидуальный подход и индивидуализация.

Презентация опыта работы «Театрализованная деятельность как средство индивидуализации образовательного процесса» 17 октября 2013 года вступил в силу Федеральный Государственный Стандарт Дошкольного Образования. В этом документе, в основных положениях,.

Реализация принципа индивидуализации в дошкольной образовательной организации Ребенок—это солнце, вокруг которого вращается весь педагогический процесс, его сила должна быть выявлена, интересы удовлетворены, способности.

Республиканский фестиваль «Проектирование креативного образовательного пространства для детей дошкольного возраста»Республиканский фестиваль «Проектирование креативного образовательного пространства для детей дошкольного возраста» 12 января 2018 года на площадке бизнес-центра "ВОСЬМОЕ ЧУДО СВЕТА" проводился республиканский фестиваль "Проектирование креативного образовательного.

Создание образовательного пространства для изучения биоразнообразия на территория детского сада Современная жизнь ставит перед человечеством всё новые и новые экологические проблемы. Велика вероятность того, что они будут возникать.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Идеи индивидуализации образовательного пространства
Опубликовано: 12 апреля 2018 в 20:08
+30Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД