галина азаренкова
Игра как условие физического развития детей раннего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1. Роль игры в физическом развитии ребенка
Ребенок – существо растущее и развивающееся. Его двигательная активность и двигательная одаренность, приобретенные им двигательные умения и ловкость определяют его физическое развитие. Значение игры в физическом развитии ребенка трудно переоценить. В играх развиваются эмоциональная сфера, двигательная активность ребенка, умение координировать свои действия с действиями партнеров, развивается внимание. Игры оказывают большое влияние на желание детей двигаться, а физические навыки совершенствуются только в движении. Выполняя движения в игровой деятельности, малыши обогащают свой двигательный опыт, у них развиваются такие физические качества, как ловкость, быстрота, выносливость. Благодаря разнообразию движений в играх, весь организм ребенка вовлекается в работу: учащается сердцебиение, углубляется дыхание, усиливается обмен веществ, что в целом оздоравливает его.
Публикация «Игра как условие физического развития детей раннего дошкольного возраста» размещена в разделах
2. Теоретические основы игры, как важнейшего средства всестороннего воспитания детей заложили исследования таких ученых как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, Е. П. Флерина, Е. А. Аркин; позднее игре были посвящены работы Р. Я. Лехтман-Абрамович, Н. М. Аксариной, А. П. Усовой, В. П. Залогиной, Т. А. Марковой, П. Ф. Каптерева и других. Основные требования к руководству игрой детей раннего возраста раскрываются и в трудах Н. М. Аскариной, Ф. А. Фрадкиной, С. Л. Новоселовой, Е. В. Зворыгиной и др.
3. Наше дошкольное учреждение работает по основной общеобразовательной программе основу работы с детьми раннего возраста составляет программа «Кроха» под редакцией Г. Г. Григорьевой
Цель нашей работы: создание условий для физического развития детей раннего возраста средствами игровой деятельности.
Перед собой мы поставили следующие задачи:
Создать условия и обстановку, благоприятные для вовлечения ребенка в двигательно-игровую деятельность.
Способствовать накоплению и обогащению двигательного опыта детей, развитию физических качеств, потребности у двигательной активности детей в совместной организованной деятельности детей и педагога.
Обеспечить преемственность общественного и семейного воспитания в вопросах физического развития детей раннего возраста.
4. Анализ физического развития детей показал :
что большинство детей 68% имеют 2 группу здоровья
с I группой здоровья - 4 ребенка, 16%
со II группой здоровья - 11 детей, 68%
с III группой здоровья – 1 ребенок 6 %
56 % уверенно ходят, взбираются на возвышенные предметы, могут преодолевать небольшие препятствия; проявляют положительное эмоциональное отношение, интерес к двигательной деятельности.
У 30% не сформированы двигательные навыки в лазании, прыжках, слабая работоспособность, при выполнении упражнений действуют только по подражанию.
Лишь 14% детей активны, самостоятельны, инициативны, хорошо ориентируются в пространстве, могут выполнять физические упражнения по слову взрослого.
5. Обогащение предметно-пространственной среды
Свою работу мы начали с пополнения игрушек, пособий и оборудования, способствующих двигательной деятельности детей. Разместили все это так, чтобы дети могли свободно пользоваться тележками, колясками, машинами, мячами, «дорожками здоровья», нетрадиционным оборудованием и т. д. Мы обратили внимание, что особую радость у малышей вызывает нетрадиционное оборудование, которое очень красочное и яркое, в изготовлении которого большой вклад внесли наши родители. Его мы используем не только в группе, но и на улице. На практике мы убедились, что игрушки и пособия для игр (флажки, мячики, ленточки и т. д.) должны быть яркими, красочными, иметь разнообразную форму.
Игровое пространство организовали таким образом, чтобы побуждать детей к игре и ребята имели возможность играть как поодиночке, так и в небольшой группе.
Мы изменяем физкультурно-игровую среду в группе, используя совсем незначительное количество простых пособий, но расставляя их по-разному. Мы заметили, что малыши с удовольствием тянутся на носочки, чтобы потрогать шарик или погремушку, играют в прятки с зайкой, или показывают «петушку» как надо ходить по дорожкам. Чтобы научить детей лучше ориентироваться, мы меняем игрушки, постепенно пополняем их новыми, придумывая интересные игровые упражнения, чтобы добиться разнообразия в их использовании.
6. Большое внимание уделили созданию психологического комфорта в группе:
Для сближения детей, для поддержки положительных взаимоотношений используем разнообразные общие игры Едем в лес. ", "Курочка и цыплята" ,"Петрушка в гостях" и другие. И В рамках личностно-ориентированного взаимодействия стараемся придерживаться следующих рекомендаций:
если ребенок с чем-то не справляется, поддерживаем его желание добиться результата
не оцениваем ребенка (личность) отрицательно, это больно ранит его самолюбие, упреки подавляют инициативу, порождают неуверенность в себе.
в случае неудачи подбадриваем ребенка, внушаем уверенность в его силы («Ты уже много умеешь делать. Я уверена, что и этому ты научишься. Смотри, как это делается. Попробуй еще раз»
не сравниваем неудачи ребенка с успехами других детей;
стараемся не вступать в споры с ребенком, а помогать ему справиться с самим собой когда он упрямиться
предоставляем право ребенку самому выбирать, что он будет делать, принимая и понимания точку зрения ребенка
В группе наблюдаем за детьми, при необходимости оказываем помощь. предусматриваем каждому ребенку место для движений, оберегая это пространство, снимаем напряжение. скованность отдельность детей улыбкой, поощрением. Для пробуждения двигательно-игровой активности используем косвенные методы воздействия (игра рядом, деликатное подключение к игре, вопросы, советы, обращение от имени персонажа и т. д.)"Пожалеем зайку"
7. Совместная организованной деятельности детей и педагога
Физкультурные занятия (СанПин 2.4.1.3049-13) проводим в группе, физкультурном зале; 2 раза в неделю с использованием музыкального сопровождения с включением игровых персонажей Зайчик, Мишка, Солнышко. Малыши, преодолевая различные препятствия на пути к сказочному герою, например к кошке (перешагивают через ручеек, летят на самолете, едут на поезде и т. д., радуются, находя ее с неожиданным сюрпризом, например погремушки или султанчики
При организации физкультурных занятий сосредоточили внимание на индивидуальных особенностях каждого ребё нка и придерживались следующих принципов:
Принцип дифференциации и индивидуализации: объединили детей по подгруппам и выявили детей для индивидуальных занятий.
Принцип микросоциума – на физкультурных занятиях активизируем психические, интеллектуальные возможности ребёнка, формируем в нём определённые отношения к себе и окружающим;
Принцип оптимальности – не допускаем физических и психических перегрузок, а физические упражнения должны оказывать стимулирующее воздействие на организм ребёнка;
Принцип вариативности – используем на занятиях не только физические упражнения, но и создаем условия для их выполнения, воздействуя на сенсорные ощущения, речь, мелкую моторику, интеллект;
Принцип развивающей направленности : развиваем познавательную деятельность, речь, внимание, память, психофизические и координационные способности средствами физической культуры.
В течение дня мы стараемся создавать условия для активной двигательной деятельности. Используем много хороводов, игр-забав, которые собраны по образцу народных игр. Малыши очень любят подвижные игры и предлагаем детям разные варианты проведения одной и той же игры. " Петрушка у нас в гостях" (обогащать представление об овощах, вариант игры: в следующий раз Петрушка может принести игрушки или фрукты.
Утренняя гимнастика проводится в игровой форме с предметами (кубиками, погремушками, платочками, с деревянными ложками и т. д.) и без предметов
На прогулке организуем подвижные игры и физические упражнения («Догони меня», «Желтые листочки», «Поезд») направленные на ориентировку детей в пространстве, развитие физических качеств детей. Используем развивающие образовательные ситуации «Достань зайчика», «Пройди через ручеек», «Куры в огороде»
Бодрящая гимнастика (после дневного сна) проводится с элементами самомассажа, мы обучаем детей разминать пальчики, проводя круговые движения вокруг каждого пальца; интенсивное движение большого пальца вперед-назад, вверх-вниз, по кругу при помощи художественного слова «Сорока- белобока», имитации движений, сравнений «Глазки», «Коза-дереза»
Специальные дыхательные упражнения («Мыльные пузыри», «Подуй на кораблик», «Вот какие мы большие», «Понюхаем цветочек», «Дудочка» «Воронка»( создаем воронку: дуем в воду через трубочку)
Большое внимание уделяем профилактике плоскостопия и развитию мелкой моторики рук, используем игровые ситуации «По ровненькой дорожке», «Волшебные коробочки», «Коврик здоровья» «Рожки», «Глазки», «Сорока белобока»
Игры-забавы «Муха», «Вертушки» игры-сюрпризы и игровые упражнения «Прятки», «Зашагали наши ножки топ-топ-топ…», «Мой веселый звонкий мяч», «Догони ленточку», «Мыльные пузыри» и др. способствуют формированию самостоятельной двигательной активности детей;
Для поддержания эмоционального настроения детей включаем фольклорные попевки, потешки, пестушки, прибаутки. (пример фото)
Для обогащения игрового опыта детей используем следующие приемы:
- поддержка инициативы ребенка, поощрение действий вызывает у него желание еще раз повторить какое-нибудь упражнение (пройти по широкой и узкой дорожкам, перешагнуть через листочек, догнать не только большой, но и маленький мячик, бросить не только мешочек с песком, но и «снежный комочек», а неоднократное повторение движений улучшает качество их выполнения.
-введение игрового персонажа, обогащение игровых сюжетов. Учитывая особенности раннего возраста, малышам трудно точно выполнять движения по слову воспитателя, мы предлагаем игровые ситуации, побуждающие ребенка выполнять различные движения, например кукла Катя катает мяч, а теперь мячик к Сереже покатится или кошка играет с мышками, а теперь дети будут мышками.
.
Всю свою работу мы планируем в тесном взаимодействии со специалистами детского сада.
педагог – психолог содействует активизации двигательной деятельности детей психологическими методами и средствами
инструктор по физической культуре – координирует работу по профилактике нарушений опорно - двигательного аппарата
музыкальный руководитель – включает в совместно-организованную деятельность элементы здоровьесберегающих технологий