Галина Жарова
Инновационные формы работы в театрализованной деятельности детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Инновационные формы работы в театрализованной деятельности детей младшего дошкольного возраста».
Цель: приобщение детей дошкольного возраста к театральной культуре средствами инновационных форм работы
Задачи:
1. Интеграция театральной деятельности в повседневную жизнь детей.
2. Создание условий для развития творческой активности и артистических способностей, а также развития пластической выразительности и музыкальности.
Публикация «Инновационные формы работы в театрализованной деятельности детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
3. Совершенствование артистических навыков детей посредством развития фантазии и воображения у детей, обработки речевых и поведенческих навыков.
4. Воспитывать культуру поведения в театре, доброжелательность и контактность в отношениях как со сверстниками, так и со взрослыми.
Актуальность и перспективность: Опираясь на свой многолетний профессиональный опыт, могу с точность утверждать, что игра является основной ступенью развития ребенка дошкольного возраста. Одним из видов игровой деятельности является театрализованная деятельность или театральная игра. И если говорить об инновационных технологиях в театральной деятельности, которая происходит не только в процессе знакомства с искусством, а также в процессе сплочение группового коллектива в театральной жизни детского объединения, но и сплочения детей интересной идеей, которая знакомит с необъятной вселенной во всей ее прекрасной театральной вариативности.
Театрализованные игры развивают речь и эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать разыгрывая различные события, в процессе которого пополняется активный словарь детей младшего дошкольного возраста и формируется фонетическая культура речи.
В процессе работы по теме театрализованной деятельности нельзя отрицать тот факт, что именно данная работа делает ребенка откровенно эмоциональным, так как он вживается в роль разных героев, будь это животное, или сказочный персонаж, или просто человек. Что способствует раскрытию индивидуально – личностного потенциала ребенка и потребностью ребенка самостоятельно добывать знания о решениях внутренних противоречий.
В процессе сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки. Выступая перед зрителями, дети раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера, преодолевают робость и смущения. Все эти качества благотворно скажутся на учебной деятельности ребёнка в школе, помогут ему уверенно почувствовать себя среди сверстников. Целевые ориентиры ФГОС ДО, говорят нам о том, что ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать с взрослыми и сверстниками. Все эти личностные характеристики особенно ярко развиваются в театрализованной деятельности.
Одним из направлений моей работы стала предметно-пространственная среда группы. Созданная среда предоставляет ребенку право выбора деятельности, возможность максимально активно проявлять себя. В распоряжении детей в театрализованном уголке имеются маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, ширма, различные виды театров. В зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей предметно - пространственная среда в театральном уголке нашей группы постоянно пополняется.
В процессе работы стараюсь знакомить детей с разнообразием кукол настольного театра. Работаю с детьми над текстом: читаем его несколько раз вслух, обдумываем манеру говорить за персонажа.
Одна из видов театра – пластилиновый театр Изготовление детям пластилинового театра по сказкам, доставляет детям много радости и удовольствия, создаёт хорошее настроение и находит яркое отражение в их творческих играх. И такой театр легко можно сделать своими руками.
Ролевой театр. Неоднократно мы с детьми драматизировали сказки. После чтения литературного произведения, беседовали о героях, о его характере.
В своей работе использую разные театрализованные игры :
«Продолжи сказку» - направленные на активизацию творческого потенциала детей. Предлагаю детям составить продолжение известных сказок «Теремок», «Машенька и медведь», «Заюшкина избушка»;
«Сказки наизнанку» - кукольный или настольный театр по известной сказке. Предлагаю детям придумать вариант сказки (колобок – злой, а лиса добрая).
«Диктофон» - предлагаю детям повторить, что сказал герой (громко – тихо, во весь голос, медленно, по слогам).
Активно использую игры – драматизации. Использую разные вида театра : кукольный театр, настольный театр, куклы би-ба-бо, театр теней, пальчиковый театр, пластилиновый театр. Участвуя в них, дети входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. Игра – драматизация оказывает большое влияние на речь детей. Они усваивают богатство родного языка, его выразительные средства, используют различные интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам, стараются говорить четко, чтобы его все поняли.
Для подбора средств выразительности использую простые слова; здравствуйте, помогите, послушайте - говорим по разному; при чтении – сама передаю интонационно, т. к. наша речь служит образцом для подражания детьми. Прежде чем, лиса, волк, медведь начнут проситься в теремок, объявляю конкурс «Кто лучше?». Дети стараются.
К театрализации мы обязательно привлекаем родителей. Они готовят костюмы, атрибуты, учат слова.
В своей работе применяю такую форму, как проектная деятельность, где решаются разноплановые задачи, в том числе и работа с родителями.
Так был реализован проект «В гостях у сказки». Инновационная идея заключается в том, чтобы привлечь и заинтересовать родителей воспитанников и приобщить их к жизни детского сада.
Формы организации театрализованной деятельности :
1. Совместная организованная театрализованная деятельность взрослых и детей.
2. Самостоятельная театрально - художественная деятельность, театрализованные игры в повседневной жизни.
3. Мини-игры, мини-сценки в ходе непосредственно-образовательной деятельности.
4. Посещение театров в ДОУ или вне детского сада с родителями.
5. Театрализованная игра на праздниках и развлечениях.
Оптимально и эффективно построены занятия по театрализованной деятельности, включающие: просмотр кукольных спектаклей, беседы по ним, игры-драматизации, упражнения для развития речи, игры - превращения, пальчиковые игры. Эффективно применение театрализованных праздников в ДОУ, куда каждый участник вносит свое творчество, свой труд через, игрушек, поделок, аппликаций, рисунков.
Результативность опыта. Содержание данной системы позволило развить у детей такие индивидуально – личностные качества, как терпимость и уверенной, симпатию к окружающим, развитие детской фантазии, способности сопереживать происходящему, умение управлять своим настроением и регулировать эмоции. раскрепощение ребенка, повышение его уверенности в себе, в своих силах.
Таким образом, в процессе работы по театрализованной деятельности у детей произошли значительные успехи в состоянии речевых возможностей и коммуникативных функций. Ощутимо раскрывается эмоциональность ребенка, а так же творческий потенциал, актерского мастерства, что считается определяющим для обучения детей театрализованной деятельности.
Принимая действенное участие в праздниках и театрализованных постановках, ребенок развивает свои художественно – творческие задатки, самостоятельность, самодеятельность, возвращает детей к истокам национальной культуры и естественному познанию духовной жизни народа.
Занимаясь с детьми театром, я делаю свою жизнь и жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполняя ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное - навыки, полученные в театрализованных играх, мои дети смогут использовать в повседневной жизни. С накопленным опытом работы охотно делюсь с коллегами по работе, родителями, выступая на семинар