Получи документы

Использование дидактических игр при коррекции речи у дошкольников

Рузанна Минасян
Использование дидактических игр при коррекции речи у дошкольников

Дидактическая игра имеет свою структуру, включающая несколько компонентов. Основной компонент - дидактическая (обучающая) задача.

Игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях. Правила – обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной – им подчиняются все участники игры. Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу. Являясь эффективным средством обучения, они являются составной частью занятия.

Публикация «Использование дидактических игр при коррекции речи у дошкольников» размещена в разделах

В коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушение речи, дидактические игры подобраны по каждому направлению работы для решения узкой коррекционной задачи :

1) Формирование точных движений органов артикуляции (с помощью приёмов артикуляционной гимнастики).

2) Формирование направленной воздушной струи.

3) Развитие мелкой моторики:

а) с помощью пальчиковой гимнастики;

б) с помощью массажа рук;

в) с помощью самомассажа пальцев рук;

г) с помощью предметно-практической деятельности (шнуровка, лепка,

мозаика, конструктор, плетение, нанизывание и т. д.).

4) Развитие фонематических процессов (фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематические представления).

5) Отработка опорных звуков (это звуки, которые сходны с нарушенными по артикуляции (месту или способу образования, но произносимые ребенком правильно.

Большое внимание уделено разделу «Звукопроизношение», т. к. при проведении работы по автоматизации, дифференциации звука и введения его в речь работа должна быть разнообразной и не наскучить ребёнку. Игровая мотивация стимулирует к заинтересованности в положительном результате. С другой стороны, игровая мотивация может служить и усложнением при закреплении навыка правильного произношения, т. к. увлёкшись игровым сюжетом, ребёнок перестаёт контролировать произношение и может проиграть. Поэтому ему приходится концентрировать на двух задачах одновременно: соблюдать правила игры и контролировать правильное произношение. Некоторые игры, такие как «Электронная викторина», «Логико-малыш», позволяют ребёнку самостоятельно контролировать правильность выполнения задания.

С помощью дидактических игр проводится работа по закреплению навыков словоизменения и словообразования, связной речи. Когда необходимо закрепить полученные навыки, дети могут самостоятельно выбрать игру, используя символическое обозначение игр.

Самые любимые детьми игры на развитие психологической базы речи. Такие игры, как «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Запомни и назови», «Чудесная коробка» и др., использую в работе по коррекции звукопроизношения, слоговой структуры, активизация словаря.

В работе использую личный ноутбук, который даёт возможность использовать ИКТ в логопедической работе.

В целях развития дыхания, чувства ритма, фонематического слуха, восприятия, произношения, связной речи, грамматического строя использую логопедические программы: «Учимся говорить правильно». В свои логопедические занятия я стараюсь включать различные современные инновационные технологии, игры и упражнения, необходимые для формирования грамматического строя речи, обогащения словаря, формирования слоговой структуры слова, развития связной речи, фонематического восприятия, а также когнитивных процессов детей дошкольного возраста : внимания, памяти, мышления, которые отвечают новым требованиям. Физкультминутки, которые я провожу, помогают детям расслабиться, снять напряжение. Также они развивают общую и мелкую моторику, зрительно-моторную и слухо-моторную координации.

Некоторые формы работы детям наиболее интересны и я вижу результат своей деятельности, после применения современных информационных технологий. Подгрупповые логопедические занятия по подготовке к обучению грамоте проводятся в подготовительной к школе группе. Для облегчения усвоения учебного материала приобретены дидактические пособия : «Деление слов на слоги», «Звонки-глухой».

Изучив и обобщив литературу по использованию игровых технологий в соответствии с основными задачами подготовки дошкольников с нарушениями речи к усвоению грамоты, материал по использованию игровых технологий я разделила на три направления:

1. Фонетико-графический, моторный - формирование фонематического анализа и синтеза слов, слогового анализа.

2. Звуко-буквенный и слоговой - ознакомление детей с буквами и формирование первоначальных навыков чтения.

3. Лексико-грамматический - ознакомление со словесным составом предложения. Анализ предложений.

4. Закрепление, контроль – задания на самостоятельный подбор слов по готовым схемам; выполнение контрольных заданий, исходя из представленной классификации букв.

I направление.

Формирование фонематического и слогового анализа и синтеза.

Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, установлению различительной роли звука, основных качественных его характеристик.

Фонематический анализ и синтез - это способность расчленять слово на отдельные фонемы, определять их последовательность, количество, а так же составлять слово из отдельных звуков.

В процессе развития элементарных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что умение выделять и вычленять звук зависит от его характера, от положения в слове, а так же от произносительных особенностей звукового ряда.

На этапе выделения звука из ряда звуков, слогов и слов использую следующие игровые приемы по типу "Услышишь звук - подай сигнал" :

«Берегись автомобиля» Услышав звук (Р, ребенок показывает красный кружок.

«Светофор», «Чуткие ушки» Ребенок поднимает соответствующий звуку кружок.

«Кораблик в тумане» Услышав звук Л, ребенок зажигает фонарик, показывая дорогу кораблю.

«Горшок каши» Услышав, что каша кипит (звук Ш, ребенок звонит в колокольчик.

«Поймай комара» Услышав звук З, ребенок хлопает в ладоши.

«Поймай жука» Услышав звук Ж, дети хлопают в ладоши.

«Поймай звук в ладошки», «Подними символ»

«Умная машина», «Умный паровоз», «Умный самолет» Эти транспортные средства перевозят пассажиров или грузы с определенным звуком в названии. Дети должны отобрать соответствующие картинки.

Выделение первого и последнего звука в словах

«Поймай слово за хвост», «Я начну, а ты закончи»

«Звукоед» Звукоед съел первый (последний) звук в слове, назови какой.

…адуга, …акета, …убаха.

Определение места звука в слове.

«Соберем вещи» В одну сумку положим вещи, в названии которых звук находится в начале слова, в другую - в середине и в третью - в конце.

«Разложи вещи» Уберем одежду в комод, в соответствии с местом расположения звука в слове: в верхний ящик, в средний и в нижний.

Рубашка, сарафан, свитер.

«Новоселье в зоопарке» Расселить животных по клеткам в соответствии с расположением звука в слове: лошадь, волк, осел; рысь, корова, бобер.

«Подбери картинки к схеме» Использование раздаточных карточек

Звуковой анализ и синтез

«Живые звуки» Дети, изображающие звуки встают в определенной последовательности

«Разбросаем звуки», «Рассыплем слово по звукам»

Логопед называет детям слово, а дети называют звуки.

«Позовем звуки домой» Первый звук, второй и третий…

«Подбери схему к картинке» Выставляется картинка и набор схем. Дети находят ту схему, которая подходит к данной картинке.

«Подбери картинку к схеме»

Детям предложена схема и несколько картинок. Дети подбирают картинку к схеме.

«Кубик» Каждый из детей бросает кубик, и подбирает картинку в соответствии с количеством звуков или звуковой схемой.

«Слово рассыпалось», «Поймай звуки»

Логопед называет, «бросает» звуки, а дети составляют слово и называют его.

«Прочитай» слово по первым звукам картинок»

Логопед предлагает детям ряд картинок, определив первый звук в названии картинок можно составить слово.

«Цепочка звуков» Дети стоят в кругу. Логопед называет слово, а дети, передавая мяч, называют звуки по порядку, ребенок, назвавший последний звук в слове поднимает мяч и отдает ведущему.

«Волшебные часы», «Слово рассыпалось» Логопед называет звуки в разбивку. Дети составляют слово из предложенных звуков.

Слоговой анализ.

«Слогоцветик» Дети собирают цветок, в соответствии с количеством слогов в слове.

«Магазин» Чтобы купить товар, дети должны заплатить такое количество «монет», сколько слогов в названии этого предмета.

«Поезд» Рассадить пассажиров в соответствии с количеством слогов в слове.

«Собираем урожай» В одну корзину положим овощи, в названии которых два слога, а в другую - три слога. свекла, салат, морковь, горох, -баклажан, картошка, помидор.

«Картинки-половинки» Перед ребенком на столе лежат разрезанные на половину картинки, с изображением предметов с названиями состоящими из 2 слогов. Логопед называет первый слог и показывает на картинку, ребенок находит вторую половинку и произносит второй слог. Ребенок повторяет слово, показывая на каждую часть, называя количество слогов.

II направление.

Знакомство с буквами, первоначальные навыки чтения.

В процессе работы над звуками происходит формирование звукобуквенных связей и закрепляется графический образ буквы.

«Подними букву» Эту игру используют для закрепления звукобуквенных связей. Услышав слово с соответствующим звуком, дети поднимают букву.

«Сложи букву» Конструирование буквы из элементов, из различных материалов, составление разрезного изображения. Для закрепления зрительного образа составление буквы можно предложить по образцу и по памяти.

«Чудесная коробка» Используются пластмассовые буквы. Дети узнают их на ощупь.

«Отгадай по описанию» Две палочки, наверху перекладина. (П)

Три палочки, внизу перекладина, справа хвостик. - Щ

Палочка в середине - по бокам полуовалы - Ф.

Палочка - посередине вверху перекладина - Т

«Слово рассыпалось» Дети оставляют слово из предложенных букв разрезной азбуки: Р, К, А.

«Замени букву» Преобразование слов. МАК-БАК-ЛАК-ЛУК-СУК-СОК

«Волшебные тучки», «Путешествие по морю» Дети учатся сливать слоги, сначала обратные, затем прямые.

«Разложи предметы по величине» При составлении слов из букв, дети выполняют задания, опираясь на размер предмета с изображенной на нем буквой. Детям предлагаются плоскостные фигуры, на которых располагаются буквы. Разложив их по величине, можно будет прочитать слово.

«Путаница» Дети выделяют начальные звуки в названиях предложенных картинок, вписать буквы в соответствующие клетки и прочитать полученное слово.

III направление.

Анализ предложений.

Работу над предложением провожу в два этапа. Сначала детей знакомлю со словесным составом предложения. Затем дети учатся выделять предложения из текста и подсчитывать их количество.

На этапе анализа предложений

«Живые слова» Слова изображают дети, им предлагается встать последовательно, слева направо, соответственно словесному составу предложения.

«Подружим слова» Дети восстанавливают грамматическую форму слов в предложении. Мама, завязывать, девочка, бант

«Разбери завал» Дети разбирают «бревнышки». На каждом бревнышке деформированное предложение, правильность которого дети восстанавливают.

«Исправь ошибки Незнайки» Дети вставляют пропущенный или неправильно вставленный предлог.

«Подбери предложение к схеме», «Исправь ошибку»

Допускается намеренная ошибка в графическом обозначении предложения. Правильно ли Незнайка записал предложение? Согласны ли вы с ним?

«Какое слово убежало?» На доске схема предложения совместно составленная с детьми. Дети закрывают глаза, логопед убирает одну полоску на схеме предложения. Дети называют слово.

«Волшебный кубик» На гранях кубика схематическое изображение предлога. Бросив кубик, дети составляют предложение с соответствующим предлогом.

Применяемые мною игровые технологии используют и воспитатели в образовательной деятельности и в режимных моментах, в индивидуальной работе с детьми. Совместно мы работаем над формированием предметно-развивающего пространства в группе, создаем благоприятные условия для полноценного развития наших воспитанников.

Провожу консультации для родителей по использованию игр в коррекционной работе, предлагаю памятки, буклеты.

Публикации по теме:

Игрушка-помощник в развитии и коррекции речи дошкольников «Говоруша»Игрушка-помощник в развитии и коррекции речи дошкольников «Говоруша» Продолжаю серию публикаций о том, как предметы быта превращаются в развивающие пособия и игры. На этот раз в хозяйственном магазине моё.

Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».

Использование логопедических игр для повышения эффективности автоматизации звуков речи у дошкольников.Использование логопедических игр для повышения эффективности автоматизации звуков речи у дошкольников. Повторяя один и тот же материал для автоматизации звука, ребенок очень быстро утомляется. Поэтому, чтобы заинтересовать детей, и сделать.

Использование логосказок и логорассказов в работе по коррекции лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников Формирование лексико-грамматического стороны речи является одной из главных задач коррекционного обучения и воспитания. Известно, что у.

Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольниковИспользование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Консультация для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников» Сегодня существует множество технологий и методов, которые позволяют активизировать познавательную деятельность и способствует развитию.

Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа)Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа) 22 марта 2017 года для родителей средней группы было организовано родительское собрание в форме «практикума» на тему «Использование приёмов.

Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию презентацию:«Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников» Театрализованная.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование дидактических игр при коррекции речи у дошкольников
Опубликовано: 22 февраля 2020 в 14:44
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД