Приложение МААМ

Использование дидактических игр в работе воспитателя для улучшения слоговой структуры слова дошкольников

Марина Чайченко
Использование дидактических игр в работе воспитателя для улучшения слоговой структуры слова дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Цель мастер – класса: повысить профессиональное мастерство воспитателей – участников мастер – класса в процессе активного педагогического общения по проблеме устранения нарушения слоговой структуры слов путём теоретических аспектов и игровой практикой.

Задачи:

1. Использовать в работе воспитателя по коррекции нарушений слоговой структуры слова новые современные ИКТ.

Публикация «Использование дидактических игр в работе воспитателя для улучшения слоговой структуры слова дошкольников» размещена в разделах

2. Соблюдать принципы коррекционной работы, направленные на преодоление нарушений слоговой структуры слова, для достижения наиболее эффективных результатов.

3. Вовлечь педагогов в совместную игровую деятельность, вызывая интерес к данной проблеме.

4. Побудить воспитателей к использованию в своей работе новые формы и методы работы, воспитывать положительный эмоциональный настрой и интерес к занятиям с детьми.

Оборудование: магнитная доска, магниты, картинки с предметами, ноутбук, дидактические игры.

Ход мастер – класса.

1. Организационный момент. Объявление темы мастер- класса.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сейчас, как правило, я должна объявить тему мастер- класса, но мне очень бы хотелось подвести вас к формулировке этой темы. Сейчас я вам покажу картинки и произнесу слова так, как называли дети эти слова :

АВТОБУС - «татобу»

ПОМИДОР - «мидор»

КАСТРЮЛЯ - «кастуля»

ОБЕЗЬЯНА - «бизяна»

КЛУБНИКА - «лубика»

ТАРЕЛКА - «талерка»

Может быть, вы догадались, что случилось со словами? (нарушался контур слова, были переставлены звуки, слоги, выпущены слоги из слова.)

Да, нарушалась в целом слоговая структура слова. Ну и соответственно тема нашего мастер – класса «Использование дидактических игр в работе воспитателя для улучшения слоговой структуры слова дошкольников».

Одним из наиболее трудных для коррекции речевых нарушений является нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов. Практика показывает: для развития слоговой структуры слова нужен "фундамент" - хорошо развитое слуховое внимание и чувство ритма. Предлагаются некоторые игры и упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников.

При нормальном развитии ребёнка овладение им слоговой структурой происходит постепенно через ряд закономерно сменяющихся фаз. К трем годам все трудности слогообразования оказываются преодоленными. В этом возрасте появляется так называемое языковое чутье, когда ребёнок способен оценить правильность не только своего, но и чужого высказывания.

При нормальном речевом развитии дети трех лет должны воспроизводить за педагогом слова, состоящие из 1-3 слогов (дом, коса, малина).

Дети 4-5 лет произносить различные типы слов : простые – из открытых слогов без стечения согласных, более сложные – из 4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине и в конце слова (пуговица, сковорода, милиционер, парикмахер).

После 5 лет дети должны произносить предложения с большой концентрацией сложных слов (строители работают на строительстве высотного дома.).

Существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, мотивационной сферы ребенка. А также от особенностей развития неречевых процессов: оптико-пространственной ориентации, ритмической и динамической организации движений, способности к серийно-последовательной обработке информации.

В свою очередь, формирование слоговой структуры влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоение звукового анализа.

Часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирование слоговой структуры слов, это одна из причин возникновения дисграфии и дислексии в последствии у школьников. У детей наблюдаются пропуски гласных и согласных букв – «он» – слон, «кассета»- конфета; перестановки и выпадение слогов – «ходиник»- холодильник, «скородова» – сковорода; появление лишних букв или слогов в слове – «птипца» – птица, «апстобус»- автобус.

Эффективность коррекционной работы по преодолению нарушения слоговой структуры слова определяется соблюдением некоторых принципов:

Работа проводится поэтапно «от простого к сложному»;

• Одновременное развитие речедвигательного и речеслухового навыка;

• Учет индивидуального дефекта нарушения слоговой структуры слова;

• Взаимосвязь в работе по преодолению нарушения слоговой структуры слова логопеда, воспитателя и родителей.

Параллельно с работой по совершенствованию слоговой структуры слова проводится работа над звуковой наполняемостью слов, коррекцией звукопроизношения, так как все это – решающие факторы в фонетически правильном формировании у ребенка слова. Данная работа должна вестись с учетом ведущего вида деятельности детей - игры и, следовательно, с применением наглядности. Формирование слоговой структуры слова - долгий процесс и ребенку каждое занятие должно быть интересно.

Поэтому проблема коррекции слоговой структуры слова посредством использования дидактических игр одна из актуальных в системе работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Проговаривая слова, словосочетания и предложения отраженно и самостоятельно, дети учатся правильно воспроизводить ритмический рисунок слова.

4. Практическая часть.

Все мы любим, играть в различные игры, а дети особенно. Сегодня я бы хотела вам показать, как можно играя, учить, корректировать и овладевать слоговой структурой слова.

Предлагаю вашему вниманию многофункциональные дидактические пособия, предназначенные как для коррекции нарушения слоговой структуры слова, так и для автоматизации звуков.

После объяснения целей и хода игр воспитатели практикуются в использовании игры.

Игра «Гусеница»

Цель: упражнять детей в умении делить слова на слоги, запоминая их последовательность, формировать навык слогового и фонематического анализа слова, развивать мелкую моторику и сенсорику.

Ход игры: детям предлагается определить количество слогов в слове использованием наглядности или на слух) и выложить соответствующее количество цветных фишек на изображение гусеницы (пуговицы, крышечки, ракушки, камешки или другой материал).

Игра «Путешествие на воздушном шаре»

Цель: закреплять умение делить слова на слоги, закреплять правильное произношение звуков в словах с разной слоговой структурой, упражнять в соотношении количества слогов в слове с цифрой.

Ход игры: детям предлагается определить количество слогов в слове (картинка) и вставить картинку в корзину воздушного шара так, чтобы количество слогов в слове соотносилось с той цифрой, которая указана на корзине воздушного шара, четко произнося слово по слогам.

Игра «Построй башню».

Цель: научить определять количество слогов в слове и сравнивать слова между собой.

Современные детские конструкторы — это безграничный простор фантазии не только для ребенка, но и для педагога. Ребятам предлагаются предметные картинки со словами разной слоговой структуры. По количеству слогов в слове дети строят башню из деталей конструктора. Затем сравнивают башни и определяют, какое слово самое большое, какое самое маленькое.

Игра «Чудесный мешочек».

Цель: Закрепление правильного произношения слов, контроль правильного слогового состава.

Ход: В мешочек опускаются игрушки (картинки) маленькие предметы, ребёнок вынимает игрушку (картинку) и называет. Мешочек идёт по кругу детей. Кто правильно назвал слово, у того остается игрушка (картинка). В конце игры подсчитывают количество игрушек (картинок, у кого больше тот выиграл.

Игра «Угадай словечко»

Цель: упражнять детей в умении составлять короткие и длинные слова из различных слогов, формировать навык слогового анализа слов, упражнять навыки чтения слов и слогов, развивать мелкую моторику и сенсорику.

Ход игры: Детям предлагается прочитать словечко правильно, изменив порядок букв.

Игра «Ребусы»

Цель игры: упражнять детей в умении разгадывать ребусы, упражнять слогом синтезе, развивать логическое мышление и зрительную память, закреплять в делении слов на слоги, развивать интерес к интерактивным играм.

Ход игры: детям предлагается отгадать ребусы и сделать слоговой анализ отгаданных слов.

Игра «Дикие и домашние животные» (интерактивная)

Цель игры: закрепить лексические темы «дикие животные» и «домашние животные», активизировать словарный запас по этим темам, закреплять слоговой анализ слова, продолжать развивать интерес к интерактивным играм.

Ход игры: предлагаю детям назвать диких и домашних животных так, в слове, у которых имеется один слог, затем – два слога и т. д.

5. Рефлексия.

Воспитатели делятся своими впечатлениями мастер – класса (вопросы записаны на бумажных облаках).

1. Что я сегодня узнала нового?

2. Что для меня было интересно?

3. Я приобрела…

4. Я поняла, что…

5. Теперь я могу…

6. Что меня удивило?

7. Что я возьму для своей работы?

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактические игры по формированию слоговой структуры слова Дидактические игры по формированию слоговой структуры слова Цели: • Определение наличия или отсутствия ритмического и структурного искажения.

Презентация «Формирование слоговой структуры слова у дошкольников» Вашему вниманию представляется универсальная анимированная базовая презентация, которую Вы можете использовать при отработке звуко-слогового.

Использование авторских игр в коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возрастаИспользование авторских игр в коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста Использование авторских игр в коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста. С каждым годом увеличивается число.

Использование дидактических игр при нарушениях слоговой структуры слова у детей с ТНР в подготовительной группе Слоговая структура слова является необходимым элементом для формирования всех компонентов речи. У детей наблюдаются элизии (сокращение и.

Мастер-класс для педагогов «Упражнения на развитие ритмико-слоговой структуры слова» Мастер-класс для педагогов на тему: «Упражнения на развитие ритмико-слоговой структуры слова»Учитель-логопед: Федорчук О. А. Цель мастер-класса:.

Консультация «Нарушение слоговой структуры слова» Здравствуйте, уважаемые коллеги, хочу затронуть один из самых трудных аспектов в коррекционном процессе - это нарушение слоговой структуры.

Открытый урок «Методы работы по формированию слоговой структуры слова «Встречаем весну» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №5 г. МОЖАЙСКА 143200, Московская область, тел.

Презентация «Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей с ОВЗ» 2 слайд. Предпосылки формирования слоговой структуры слова. Факторы психической деятельности: пространственный динамический ритмический.

Рекомендации родителям «Предупреждение нарушений слоговой структуры слова у детей» Нарушения речи у дошкольников являются очень распространенными и оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка, а в дальнейшем,.

Технология и методика формирования слоговой структуры слова у дошкольников на этапе гласных звуков Нарушение слоговой структуры слова — это одно из разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста. Причина - нарушение ритмического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование дидактических игр в работе воспитателя для улучшения слоговой структуры слова дошкольников
Опубликовано: 25 марта 2019 в 00:14
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование дидактических игр в работе воспитателя для улучшения слоговой структуры слова дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Марина Чайченко (УИ 682297) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД