Фролова Ирина
Использование интерактивного чтения как средство развития интереса к чтению детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Повышение профессионального уровня педагога.
Задачи:
- Представить свой педагогический опыт по внедрению интерактивного чтения в работу с дошкольниками;
- Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на использование в практике интерактивного чтения;
- Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.
Публикация «Использование интерактивного чтения как средство развития интереса к чтению детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Участники: воспитатели ДОУ.
Результат: освоение слушателями интерактивного чтения.
Теоретическая часть:
Уважаемые коллеги! Добрый день! Я представляю вашему вниманию доклад на тему «Использование интерактивного чтения как средство развития интереса к чтению детей дошкольного возраста».
Что же такое интерактивное чтение?
Суть интерактивного чтения — это диалог между ребенком и книгой или с компьютером: не просто читать книгу и рассматривать картинки, но еще и задавать вопросы, обсуждать прочитанное, не ограничиваясь односложными ответами, формулировать у детей свои мысли.
Задачи интерактивного чтения:
- Создать условия для развития свободного общение с взрослыми и детьми;
- Способствуют развитию всех компонентов устной речи детей;
- Содействовать сотрудничеству детей и взрослого;
- Совершенствовать умение выражать свои мысли.
Принципы интерактивного чтения
Принцип совместное чтение. Очень важно добиться от детей полного понимания текста. Для этого делаются паузы во время чтения, чтобы объяснить новые или непонятные слова и выражения (бывают и в сказках) или поговорить о том, что заинтересовало маленького читателя. Мы привыкли, что надо довести чтение до конца — «Подожди, дочитаем, потом спросишь». Если ребенок интересуется чем-то в процессе, а мы знаем, что скоро он узнает ответ, все равно надо сделать паузу и помочь детям разобраться в интересующих их вопросах.
Принцип задавание вопросов – это один из главных принципов интерактивного чтения. Спрашивайте обо всем: чем лучше дети будут понимать на данном этапе своего развития, тем легче научатся читать и писать в будущем. Спрашивайте, что дети думают о поведении героя, о ситуации, о чувствах и эмоциях персонажей. Чем больше вопросов, тем лучше. Возьмем, к примеру, «Курочку Рябу»:
- Почему дед и баба не могли разбить яичко?
- Зачем они хотели его разбить?
- Почему дед и бабка плакали?
- Почему курочка сразу не снесла нормальное яйцо.
Принцип обсуждение деталей. Чтобы по-настоящему вникнуть, дети должны знать больше того, что написано и нарисовано. Обсуждайте иллюстрации, цвета, животных, людей, чувства персонажей. Постепенно, по мере взросления, дети научатся превращать чтение в интерактивный процесс.
Принцип разыгрывание историй в лицах. Чтение можно превращать в настоящее театральное представление. Для создания мини-спектакля не обязательно мастерить героев, подключайте имеющиеся предметы и игрушки, не забывая использовать разные голоса и интонацию. Благодаря наглядности, дети быстрее поймет, как одно событие приводит к другому и почему герои действуют и реагируют так, а не иначе. Ваша задача — показать настоящие эмоции и получить от этого взаимное удовольствие.
Принцип соотношение сюжета с имеющимся опытом — это помогает детям лучше понять позицию персонажа — почему он думает и поступает именно так. Пусть расскажет, в какую похожую ситуацию попадал и как вышел из затруднительного положения, или о чем думал в этот момент, чего боялся. Делайте ошибки в описаниях и давайте детям вас поправить — так они научатся не стесняться выражать свое мнение.
Пересказывайте любимые истории. Просите детей пересказывать вам прочитанные книги или сказки, рассказывайте сюжет по очереди, фантазируйте о другом возможном развитии сюжета. Это поможет ему не только строить отношения с окружающими, но и сформировать правильные привычки поведения.
Хвалите ребенка во время чтения или обсуждения прочитанного. «Какую замечательную книгу ты выбрал, молодец!», «Как интересно ты рассказал эту сказку!» Обращайте внимание на мелочи и не жалейте добрых слов, ведь это поможет детям в дальнейшем больше раскрываться.
Совместное чтение можно и нужно превращать в увлекательную игру. Не секрет, что именно игровая форма обучения является для детей самой эффективной. И еще чтение – удивительно простой и невероятно эффективный способ не только помочь ребенку узнавать что-то новое, но и стать ближе друг к другу.
Практическая часть:
Я думаю, среди нас не найдётся такого человека, который бы в детстве не любили сказки. И сегодня я прочитаю вам сказку «Репка».
«Репка»
Жил-был Дед да Баба. И жила с ними Внученька. Решил Дед посадить репу.
- Эх, какая сегодня хорошая погода. Самое время проверить мой огород, - говорит Дед, - здесь у нас много овощей, но нет у нас репы.
- Посмотрите и скажите, что еще растет на огороде у Деда?
- Морковка растет под землей, бывает оранжевой и желтой. А еще она помогает детишкам быстро расти.
- Спелые помидоры должны быть ярко-красными. Их них делают томатный сок и кетчуп.
- Болгарский перец ещё называют сладким. Перцы бывают красными, зелеными и желтыми.
- Сначала нужно выкопать землю, - говорит Дед.
- Подскажите, какой садовый инструмент нужен Деду?
- Правильно, чтобы вскопать землю, нужна лопата.
- Надо вскопать ямку, чтобы посадить семечко,- говорит Дед.
- Теперь посадим семечко в лунку.
- Дед посадил семечко в землю. Чем же нужно полить семечко? А во что мы нальем воду?
- Расти-расти репка сладка. Расти-расти репка крепка.
Выросла репка большая пребольшая.
- Вот тока боюсь, я не вытяну ее. Не справиться мне одному.
- Эй, Бабка, идем тянуть репку, - говорит Дед.
- Помогите позвать Бабку.
Потянули, потянули, а вытянуть не могут.
- Ох, велика репка. Не вытащить нам её, - говорит Бабка, - Нужны еще помощники.
- Как вы думаете, где внучка? Позовем вместе внучку.
Прибежала внучка. Потянули, потянули, а вытянуть не могут.
- Ну и репка велика, - говорит внучка, - Позову я Жучку, она нам поможет. Ой, а где Жучка? Куда она спряталась?
- Помогите Внучке. Куда спряталась Жучка? Позовем вместе Жучку.
Прибежала Жучка, залаяла.
- Как лает Жучка?
- Гав – гав, кто меня звал, - говорит Жучка, - Кому нужна моя помощь?
Потянули, потянули, а вытянуть не могут.
- Так дело не пойдет. Придется звать Кошку, - говорит Жучка.
- Кто отыщет Кошку? Где спряталась Кошка? Позовем вместе Кошку.
Прибежала Кошка, замяукала.
- Скажите, как мяукает кошка?
- Мяу-мяу, Жучка опять ты без меня не справляешься. Что тебе на этот раз нужно, – говорит Кошка.
- Да, не мне, - говорит Жучка, - А всем нам. Помоги репку тянуть.
Потянули, потянули, а вытянуть не могут.
- Слишком большая репка, - говорит Кошка, - Не даётся она нам. Зовите Мышку. Пусть она поможет.
- Скажите, куда же Мышка спряталась?
- Позовем вместе Мышку.
Прибежала Мышка, запищала.
- Скажите, как пищит мышка?
- Думаете, что я такая маленькая, окажусь полезной? – говорит Мышка.
- Деваться не куда, мы не можем репку вытянуть, может хоть с тобой получится, – говорит Кошка.
- Хорошо, но тогда Кошка, мне придется за твой хвостик тянуть, – говорить Мышка.
Потянули, потянули и вытащили репку.
- Ух, ну вот и вытащили репку, - говорит Дед – Один в поле не воин, говорят у нас в народе.
- Всем миром вытянули репку, - сказала Бабка.
- Как вы думаете, что произошло дальше?
- Может быть, они устроили большой пир?
- Бабка с Внучкой запекли репку в горшочке. Что еще напекла бабка?
- Чем угостили Жучку, Кошку и Мышку?
- Вот и сказке конец, кто слушал молодец!
- Спасибо за внимание.
Рефлексия:
- Узнали ли Вы что-то новое для себя?
- Будете ли использовать интерактивное чтение в своей работе?
- Что вам больше всего понравилось?
Спасибо за внимание.