Лучший педагог года

Использование предметных картинок в развитии мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Ольга
Использование предметных картинок в развитии мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Аннотация: мастер-класс «Использование предметных картинок в развитии мышления детей дошкольного возраста с ЗПР» представляет практическую работу с детьми имеющих задержку психического развития, которую можно использовать во время проведения коррекционно-развивающих занятий. Данный материал может быть полезен как методические рекомендации для педагогов-психологов, воспитателей групп компенсирующей направленности, а так же для родителей (в домашних условиях).

Актуальность

Публикация «Использование предметных картинок в развитии мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР» размещена в разделах

У детей с ЗПР отмечается своеобразие в развитии мыслительной деятельности, которое проявляется:

• в крайне низкой познавательной активности, боязни интеллектуального напряжения вплоть до отказа от задания;

• в отсутствии потребности ставить перед собой цель, планировать свои действия;

• в нарушении динамических сторон мыслительных процессов;

• в несформированности умственных операций анализа, синтеза,

абстрагирования, обобщения, сравнения.

Проблема развития, коррекции и совершенствования мышления у дошкольников – одна из сложнейших в психолого-педагогической практике. Главное для ее решения – рациональная организация коррекционно-развивающего процесса, так как дошкольное детство — особенный период развития, когда перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру.

Содержательная часть мастер-класса

Цель: привлечь педагогов-психологов к использованию игровых упражнений в коррекционно-развивающей работе с детьми ЗПР

Задачи мастер-класса:

• осветить вопрос об актуальности и систематическом использовании игровых упражнений;

• дать четкую характеристику специфике применяемых игровых упражнений;

• познакомить педагогов-психологов с комплексом игровых упражнений;

• презентовать комплекс игровых упражнений.

Материал: предметные картинки, на которых изображены времена года, природные явления, одежда, головные уборы, бытовые предметы, животные, растения, и одна карточка с изображением паровоза.

Особенности мышления у детей с ЗПР

Работая на протяжении десяти лет в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития, отметила ряд особенностей таких детей. Это дети с нереализованными возможностями, так как все основные психические новообразования возраста формируется у них с запозданием, и имеют качественное своеобразие:

• замедленное и неравномерное созревание высших психических функций;

• недостаточность познавательной деятельности (низкий уровень сформированности познавательных психических процессов у детей, снижения уровня развития мелкой моторики пальцев рук, низкий уровень речевого развития);

• снижения уровня работоспособности;

недоразвитие эмоционально-личностной сферы.

Мышление ребенка с ЗПР в возрасте 5 – 6 лет находиться на уровне его житейского опыта. Он не может устанавливать связи и отношения предметов логическим путем. Умение мыслить подразумевает выделение существенных признаков предметов, объединение различных признаков в целом представление о предмете; сравнение предметов и выявление различий в них. Все эти навыки формируются значительно хуже, чем у нормально развивающихся сверстников.

И пришла к выводу, что наиболее приемлемым способом развития мышления у детей данной категории является использование в коррекционной работе игры и игровые упражнения с предметными картинками.

Мышление – одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, неравномерно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация).

Выделяют три вида мышления :

1. наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами);

2. наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений);

3. словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).

Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 3 – 4 лет. Он постигает свойства предметов, учиться оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи.

На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма мышления – наглядно-образное. Оно характеризуется тем, что ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практический действий. Это позволяет ребенку, например, использовать схематические изображения или считать в уме.

К 6 – 7 годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Однако оно не является ведущим у дошкольников.

Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой задачи требует словесных обобщений.

Предлагаемый мною комплекс игр и упражнений направлен, прежде всего, на развитие элементарных мыслительных операций, как обобщение, сравнение, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать.

Использование игр и игровых упражнений с предметными картинками в коррекционно-развивающей работе способствуют :

• расширению общего запаса знаний об окружающем мире;

развитию внимания, памяти;

развитию восприятия, речи и моторики;

• позволяет научить ребенка сравнивать и различать объекты;

• повышению уровня познавательной активности и мыслительной деятельности.

Организация занятий-игр с ребенком:

• Должны быть систематическими (2 раза в неделю).

Определенное время (первая половина дня).

• Продолжительность ежедневного занятия с карточками не должно быть больше 15 минут.

• Не заниматься с ребенком, если он плохо себя чувствует, жалуется на недомогание или просто отказывается.

• Темп работы должен быть спокойным, не следует торопить ребенка.

• Перед ребенком может находиться не больше 10 - 12 карточек.

Заключение

Данный мастер-класс адресован педагогам-психологам, воспитателям дошкольных образовательных учреждений, а так же родителям. Изучив данный материал, вышеперечисленные категории обретут мотивацию для систематического использования игровых упражнений в коррекционно-развивающей работе.

Список литературы

1. Хочу все знать! Развитие интеллекта детей 5-7 лет. Е. О. Севастьянова.

2. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе. Л. И. Катаева.  

Москва, 2008, «Книголюб».

3. Практическая психология образования/ под ред. И. В. Дубровиной. Москва, ТЦ «Сфера»,

2000.

4. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет. А. З. Зак. Москва, 1996,

«Новая школа».

5. Коррекционно - развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста Москва, Е. А. Алябьева, «Сфера»,2003.

Приложение № 1

Комплекс игр и упражнений с предметными картинками

Комплекс игр и упражнений корригируется под индивидуальные особенности каждого ребенка с ЗПР.

На мой взгляд, предметные картинки являются основным толчком к познанию ребенком предметов, явлений, событий.

Игра «На что похоже»

Цель: Знакомство с основными признаками предметов.

При описании предмета (первично полезно использовать параллельно с картинками реальные предметы, использовать как обучающий материал).

Для игры понадобится 8 карточек, которые между собой как то связаны, которых объединяет какой-нибудь признак (форма, цвет).

Пример. Картинка мяч - педагог называет и описывает «Это мяч, он круглый».

Инструкция для ребенка: Найди еще круглые предметы.

Игра «Узнай по описанию»

Цель: Закрепление основных признаков предметов (на ранее отработанных картинках).

Педагог выкладывает картинки, обращает внимания ребенка на каждую из картинок. Затем картинки убираются, и педагог описывает любой предмет из, ранее увиденных ребенком и просит ребенка угадать картинку.

Упражнение «Парные картинки»

Цель: Развивает умение группировать и классифицировать окружающие предметы.

Для данной игры понадобится 8 парных картинок (две с животными, две с посудой, две с игрушками, две с мебелью).

Инструкция для ребенка: Найди пару к картинке.

Игра «Чего не стало, что изменилось?»

Цель: Развитие свойств внимания и памяти.

Для игры использовать разные картинки от 6 до 12 (с учетом особенностей ребенка).

Картинки выкладываются в один ряд, ребенка просят запомнить все картинки, как они расположены. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает картинку либо меняет местами.

Игра «Логический поезд»

Материал: карточки, на которых изображены времена года, природные явления, одежда, головные уборы, бытовые предметы, животные, растения, и одна карточка с изображением паровоза.

Предназначение игры : Нужно найти и объяснить связь между картинками-вагончиками.

Ребенок должен объяснить, как он скрепляет вагончики.

Вариант 1.

Пример 1: 1 сапоги, за ними 2 тучка (сапоги одевают в дождливую погоду).

Пример 2: 1 сапоги, за ними 2 мяч (сапоги и мяч резиновые).

Вариант 2.

Ставить рядом можно любые вагончики, составляя логическую цепочку не только по признакам предмета, а по любой связи между ними (название предметов начинаются с одной буквы, или они рифмуются между собой, или: «и то, и другое есть у нас на даче, дома»).

Это игра очень хорошо развивает речь, логическое мышление и фантазию.

Пример 1: Солдат + суп (солдат любит суп) + самолет (солдаты бываю летчики) + птица (у самолета и птицы есть крылья).

Пример 2: Корабль + мотоцикл + самолет (это транспорт) + колесо (есть у самолета) + обруч (круглый как колесо) + часы (тоже круглые).

Вариант 3.

Вагончики составляются, отыскивая не общее, а противоположности.

Пример 1: колючий ёж, а рядом пушистый кот.

Пример 2: Холодная снежинка – горячий чай.

Пример 3: Большой слон с маленькой мышкой.

Игра «Длинная история»

Игрок выбирает несколько карточек, которые будут в его истории.

Выкладывает карточки так, чтобы с предыдущей карточкой образовывала связный рассказ.

Публикации по теме:

Использование компьютерных технологий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста В наше время использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой.

Использование учебно-игровых пособий в развитии мыслительных способностей детей дошкольного возрастаИспользование учебно-игровых пособий в развитии мыслительных способностей детей дошкольного возраста В современной системе российского образования, вместе с задачами обучения и развития познавательных способностей, большое внимание уделяется.

Картотека словесных игр на развитие мышления для детей старшего дошкольного возраста В игре дети развиваются разносторонне, становятся умнее, более свободны в общении, играя со своими ребятишками в словесные игры с мячом,.

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возрастаРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Знакомство с величиной, формой начинается у ребёнка очень рано. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму.

Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста Подготовила: Альфия Агнафовна Нуриева. Фотоотчет. Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста.

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста. Cовременному обществу необходимы люди, умеющие.

Использование средств театрализованной деятельности в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста Реализация театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста способствует развитию творческих способностей и познавательной активности,.

Консультация для педагогов ДОУ «Использование документ-камеры в развитии детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов ДОУ «Использование документ-камеры в развитии детей дошкольного возраста» Документ камера — это специальная видеокамера на раздвижном или гибкомштативе. Ее можно подключить к телевизору, проектору или компьютеру.

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей среднего дошкольного возрастаРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей среднего дошкольного возраста Период дошкольного детства недолог, а как он насыщен познанием! Каждый день, приносит ребёнку что-то, неизведанное становится близким,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование предметных картинок в развитии мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Опубликовано: 8 августа 2022 в 09:24
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД