Приложение МААМ

Использование предметных картинок в развитии мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Ольга
Использование предметных картинок в развитии мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация: мастер-класс «Использование предметных картинок в развитии мышления детей дошкольного возраста с ЗПР» представляет практическую работу с детьми имеющих задержку психического развития, которую можно использовать во время проведения коррекционно-развивающих занятий. Данный материал может быть полезен как методические рекомендации для педагогов-психологов, воспитателей групп компенсирующей направленности, а так же для родителей (в домашних условиях).

Актуальность

Публикация «Использование предметных картинок в развитии мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР» размещена в разделах

У детей с ЗПР отмечается своеобразие в развитии мыслительной деятельности, которое проявляется:

• в крайне низкой познавательной активности, боязни интеллектуального напряжения вплоть до отказа от задания;

• в отсутствии потребности ставить перед собой цель, планировать свои действия;

• в нарушении динамических сторон мыслительных процессов;

• в несформированности умственных операций анализа, синтеза,

абстрагирования, обобщения, сравнения.

Проблема развития, коррекции и совершенствования мышления у дошкольников – одна из сложнейших в психолого-педагогической практике. Главное для ее решения – рациональная организация коррекционно-развивающего процесса, так как дошкольное детство — особенный период развития, когда перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру.

Содержательная часть мастер-класса

Цель: привлечь педагогов-психологов к использованию игровых упражнений в коррекционно-развивающей работе с детьми ЗПР

Задачи мастер-класса:

• осветить вопрос об актуальности и систематическом использовании игровых упражнений;

• дать четкую характеристику специфике применяемых игровых упражнений;

• познакомить педагогов-психологов с комплексом игровых упражнений;

• презентовать комплекс игровых упражнений.

Материал: предметные картинки, на которых изображены времена года, природные явления, одежда, головные уборы, бытовые предметы, животные, растения, и одна карточка с изображением паровоза.

Особенности мышления у детей с ЗПР

Работая на протяжении десяти лет в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития, отметила ряд особенностей таких детей. Это дети с нереализованными возможностями, так как все основные психические новообразования возраста формируется у них с запозданием, и имеют качественное своеобразие:

• замедленное и неравномерное созревание высших психических функций;

• недостаточность познавательной деятельности (низкий уровень сформированности познавательных психических процессов у детей, снижения уровня развития мелкой моторики пальцев рук, низкий уровень речевого развития);

• снижения уровня работоспособности;

недоразвитие эмоционально-личностной сферы.

Мышление ребенка с ЗПР в возрасте 5 – 6 лет находиться на уровне его житейского опыта. Он не может устанавливать связи и отношения предметов логическим путем. Умение мыслить подразумевает выделение существенных признаков предметов, объединение различных признаков в целом представление о предмете; сравнение предметов и выявление различий в них. Все эти навыки формируются значительно хуже, чем у нормально развивающихся сверстников.

И пришла к выводу, что наиболее приемлемым способом развития мышления у детей данной категории является использование в коррекционной работе игры и игровые упражнения с предметными картинками.

Мышление – одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, неравномерно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация).

Выделяют три вида мышления :

1. наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами);

2. наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений);

3. словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).

Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 3 – 4 лет. Он постигает свойства предметов, учиться оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи.

На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма мышления – наглядно-образное. Оно характеризуется тем, что ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практический действий. Это позволяет ребенку, например, использовать схематические изображения или считать в уме.

К 6 – 7 годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Однако оно не является ведущим у дошкольников.

Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой задачи требует словесных обобщений.

Предлагаемый мною комплекс игр и упражнений направлен, прежде всего, на развитие элементарных мыслительных операций, как обобщение, сравнение, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать.

Использование игр и игровых упражнений с предметными картинками в коррекционно-развивающей работе способствуют :

• расширению общего запаса знаний об окружающем мире;

развитию внимания, памяти;

развитию восприятия, речи и моторики;

• позволяет научить ребенка сравнивать и различать объекты;

• повышению уровня познавательной активности и мыслительной деятельности.

Организация занятий-игр с ребенком:

• Должны быть систематическими (2 раза в неделю).

Определенное время (первая половина дня).

• Продолжительность ежедневного занятия с карточками не должно быть больше 15 минут.

• Не заниматься с ребенком, если он плохо себя чувствует, жалуется на недомогание или просто отказывается.

• Темп работы должен быть спокойным, не следует торопить ребенка.

• Перед ребенком может находиться не больше 10 - 12 карточек.

Заключение

Данный мастер-класс адресован педагогам-психологам, воспитателям дошкольных образовательных учреждений, а так же родителям. Изучив данный материал, вышеперечисленные категории обретут мотивацию для систематического использования игровых упражнений в коррекционно-развивающей работе.

Список литературы

1. Хочу все знать! Развитие интеллекта детей 5-7 лет. Е. О. Севастьянова.

2. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе. Л. И. Катаева.  

Москва, 2008, «Книголюб».

3. Практическая психология образования/ под ред. И. В. Дубровиной. Москва, ТЦ «Сфера»,

2000.

4. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет. А. З. Зак. Москва, 1996,

«Новая школа».

5. Коррекционно - развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста Москва, Е. А. Алябьева, «Сфера»,2003.

Приложение № 1

Комплекс игр и упражнений с предметными картинками

Комплекс игр и упражнений корригируется под индивидуальные особенности каждого ребенка с ЗПР.

На мой взгляд, предметные картинки являются основным толчком к познанию ребенком предметов, явлений, событий.

Игра «На что похоже»

Цель: Знакомство с основными признаками предметов.

При описании предмета (первично полезно использовать параллельно с картинками реальные предметы, использовать как обучающий материал).

Для игры понадобится 8 карточек, которые между собой как то связаны, которых объединяет какой-нибудь признак (форма, цвет).

Пример. Картинка мяч - педагог называет и описывает «Это мяч, он круглый».

Инструкция для ребенка: Найди еще круглые предметы.

Игра «Узнай по описанию»

Цель: Закрепление основных признаков предметов (на ранее отработанных картинках).

Педагог выкладывает картинки, обращает внимания ребенка на каждую из картинок. Затем картинки убираются, и педагог описывает любой предмет из, ранее увиденных ребенком и просит ребенка угадать картинку.

Упражнение «Парные картинки»

Цель: Развивает умение группировать и классифицировать окружающие предметы.

Для данной игры понадобится 8 парных картинок (две с животными, две с посудой, две с игрушками, две с мебелью).

Инструкция для ребенка: Найди пару к картинке.

Игра «Чего не стало, что изменилось?»

Цель: Развитие свойств внимания и памяти.

Для игры использовать разные картинки от 6 до 12 (с учетом особенностей ребенка).

Картинки выкладываются в один ряд, ребенка просят запомнить все картинки, как они расположены. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает картинку либо меняет местами.

Игра «Логический поезд»

Материал: карточки, на которых изображены времена года, природные явления, одежда, головные уборы, бытовые предметы, животные, растения, и одна карточка с изображением паровоза.

Предназначение игры : Нужно найти и объяснить связь между картинками-вагончиками.

Ребенок должен объяснить, как он скрепляет вагончики.

Вариант 1.

Пример 1: 1 сапоги, за ними 2 тучка (сапоги одевают в дождливую погоду).

Пример 2: 1 сапоги, за ними 2 мяч (сапоги и мяч резиновые).

Вариант 2.

Ставить рядом можно любые вагончики, составляя логическую цепочку не только по признакам предмета, а по любой связи между ними (название предметов начинаются с одной буквы, или они рифмуются между собой, или: «и то, и другое есть у нас на даче, дома»).

Это игра очень хорошо развивает речь, логическое мышление и фантазию.

Пример 1: Солдат + суп (солдат любит суп) + самолет (солдаты бываю летчики) + птица (у самолета и птицы есть крылья).

Пример 2: Корабль + мотоцикл + самолет (это транспорт) + колесо (есть у самолета) + обруч (круглый как колесо) + часы (тоже круглые).

Вариант 3.

Вагончики составляются, отыскивая не общее, а противоположности.

Пример 1: колючий ёж, а рядом пушистый кот.

Пример 2: Холодная снежинка – горячий чай.

Пример 3: Большой слон с маленькой мышкой.

Игра «Длинная история»

Игрок выбирает несколько карточек, которые будут в его истории.

Выкладывает карточки так, чтобы с предыдущей карточкой образовывала связный рассказ.

Публикации по теме:

Использование компьютерных технологий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста В наше время использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой.

Использование учебно-игровых пособий в развитии мыслительных способностей детей дошкольного возрастаИспользование учебно-игровых пособий в развитии мыслительных способностей детей дошкольного возраста В современной системе российского образования, вместе с задачами обучения и развития познавательных способностей, большое внимание уделяется.

Картотека словесных игр на развитие мышления для детей старшего дошкольного возраста В игре дети развиваются разносторонне, становятся умнее, более свободны в общении, играя со своими ребятишками в словесные игры с мячом,.

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возрастаРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Знакомство с величиной, формой начинается у ребёнка очень рано. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму.

Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста Подготовила: Альфия Агнафовна Нуриева. Фотоотчет. Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста.

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста. Cовременному обществу необходимы люди, умеющие.

Использование средств театрализованной деятельности в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста Реализация театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста способствует развитию творческих способностей и познавательной активности,.

Консультация для педагогов ДОУ «Использование документ-камеры в развитии детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов ДОУ «Использование документ-камеры в развитии детей дошкольного возраста» Документ камера — это специальная видеокамера на раздвижном или гибкомштативе. Ее можно подключить к телевизору, проектору или компьютеру.

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей среднего дошкольного возрастаРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей среднего дошкольного возраста Период дошкольного детства недолог, а как он насыщен познанием! Каждый день, приносит ребёнку что-то, неизведанное становится близким,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование предметных картинок в развитии мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Опубликовано: 8 августа 2022 в 09:24
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование предметных картинок в развитии мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР» (включая файлы) размещена пользователем Ольга (УИ 1282782) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД