Лучший педагог года

Использование развивающих игр В. В. Воскобовича при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Лариса Фёдорова
Использование развивающих игр В. В. Воскобовича при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ТНР

«Использование развивающих игр В. В. Воскобовича при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ТНР»

Подготовка к обучению грамоте занимает особое место в системе работы детского сада, так как является базой для последующего освоения детьми родного языка в школе. Работа по подготовке к обучению грамоте сложная и кропотливая, требующая от детей концентрации внимания. Неразвитое слуховое внимание приводит к сложностям выделения звука в слове, нахождения соответствующей буквы, неразвитое зрительное восприятие – к неумению узнавать графический образ буквы. Неудачи приводят к отсутствию у детей интереса к этому виду деятельности.

Публикация «Использование развивающих игр В, В, Воскобовича при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ТНР» размещена в разделах

Обучение элементам грамоты происходит на основе развития устной речи дошкольников (звуковая культура, лексика, грамматика, связная речь). У детей с ТНР нарушены все компоненты речевой системы. Данная ситуация требует от учителя- логопеда специально организованной работы по развитию и коррекции речи через разные формы организации детской деятельности, использование игровых методов и приемов. Я как ведущий специалист по работе с детьми с ТНР нахожусь в постоянном поиске эффективных педагогических, игровых технологий, способствующих оптимизации коррекционной работы. Игровая технология «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича привлекла мое внимание тем, что авторские развивающие игры данной технологии многофункциональны, вариативны, направлены на различные аспекты детского развития : сенсорного, интеллектуального, эмоционального, творческого и, что не мало важно для меня, речевого. Обучение с использованием данной технологии происходит через игровые ситуации. Использование игровых сказочных образов способствует стабилизации эмоционально-волевой сферы детей-логопатов. Игры состоят из большого количества заданий и упражнений с последовательным усложнением, они яркие и привлекательные. Я приняла решение начать поэтапное внедрение игровой технологии В. В. Воскобовича в работе по обучению грамоте. На начальном этапе обучения детей элементам грамоты знакомлю их со звуками. В этом мне помогает набор карточек «Забавные буквы. Это карточки с изображениями гласных букв русского алфавита в виде шутов-акробатов: первый шут изогнулся как буква А и зовут его Арлекин, другой шут скрутился буквой О и его имя – Орлекин, У – представляется Урлекином и т. д. Играя с карточками и пропевая имена шутов, ребенок знакомится с буквами, упражняется в звуковом анализе слов; С помощью этих карточек дети лучше зрительно усваивают графические изображения гласных звуков.

При изучении гласных и согласных звуков использую пособие «Складушки». Помогает нам в этом персонаж Лопушок. Пропевая вместе с ним песенки ребенок запоминает образ буквы и учится соединять гласные и согласные буквы в слоги. При помощи песенного материала закрепляем акустическое звучание звука. Это хороший материал при отработке навыка слияния звуков в слоги, а так же для развития фонематического слуха. Пособие представляет собой книжку, каждый разворот которой посвящён всем возможным слогам с определённой согласной буквой.

На следующем этапе при знакомстве с буквами закрепить образ буквы помогает игра «Конструктор букв». Из элементов-модулей можно сложить любую букву алфавита. Такое конструирование помогает ребенку запомнить моторный образ буквы и в дальнейшем не путать П и Н, Б и В, С и О. Используя элементы этой игры, дети не только создают образ буквы, но и учатся работать по схеме. Следующая игра - «Шнур затейник», «Шнур малыш». С помощью этого шнура проводим графические диктанты (шаг влево, вправо, вниз, вверх). Дети выкладывают дорожки, геометрические фигуры, образные фигуры, буквы, цифры, усложняя задачу, можно предлагать схемы, словесные указания. Сейчас попробуем - выложим букву «А» (как хотят, произвольно, а теперь по инструкции. Есть простые и сложные инструкции…

На этапе ознакомления детей со словом и обучения звуко-буквенному анализу слова использую графический тренажер «Игровизор». На нем дети выполняют такие задания, как «Напиши букву», «Напиши слог, слово», «Составь слово». С помощью игровизора ребенок закрепляет зрительное представление о буквах, учится читать, составлять схемы слов. С помощью приложений к нему на печатной основе – «Лабиринты букв» решаются задачи по обучению чтения. Предлагаются такие задания как, «Кто быстрее дойдет до буквы», «Найди буквы и составь слово», «Кто составит больше слов».

Еще одна игра, способствующая развитию навыка слогового чтения – «Теремки Воскобовича». Есть сундучок-кубик, есть теремок. Сундучок вкладывается в теремок – получается слог. Такое конструирование помогает детям понять принцип слияния звуков в слоге. Теремки с кубиками соединяются вместе и т. о. составляются слова. Отрабатывать навыки слогового чтения нам помогают замечательные эрудиты – «Снеговик», «Ромашка», «Яблонька». Игры тренируют навыки чтения, составление слов, развивают внимание, мышление, мелкую моторику при помощи имеющегося шнура.

Я нахожусь на начальном этапе внедрения игровой технологии «Сказочные лабиринты игры», и предстоит еще много работы, но уже сейчас можно говорить о положительных моментах в процессе освоения программных задач. На занятиях с использованием игр и пособий В. В. Воскобовича, интерес за счет постоянного манипулирования материалом, присутствия сказочных персонажей держится на протяжении всей деятельности, дети не отвлекаются. Я планирую продолжать внедрение игровой технологии в образовательный процесс и широко использовать игровые пособия в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР не только на занятиях по обучению грамоте, но и при развитии всех компонентов речевой системы.

Литература:

1. Воскобович В. В., Мёдова Н. А. ,Файзуллаева Е. Д. и др. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочнве лабиринты игры» В. В. Воскобовича : Методическое пособие/ Под ред. Л. С. Вакуленко, О. В. Вотиновой. СПб. ,2016.

2. Развивающие игры В. В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста : Материалы I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (8 июня 2013г., Санкт-Петербург)/Под ред. В. В. Воскобовича, Л. С. Вакуленко. СПб. ,2013.

Публикации по теме:

«Гуси — лебеди» — развивающая сказка по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста«Гуси — лебеди» — развивающая сказка по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста Предлагаю вашему вниманию свою новую работу из серии - развивающие сказки. Данную сказку можно использовать как обобщающее занятие по формированию.

Дидактическая игра своими руками для детей старшего возраста по обучению грамотеДидактическая игра своими руками для детей старшего возраста по обучению грамоте Дидактическая игра для детей старшего возраста по обучению грамоте своими руками. Цель:развитие звукового анализа слов, фонематического.

Дидактическое пособие по обучению грамоте «Абвгдейка» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическое пособие по обучению грамоте «Абвгдейка» для детей старшего дошкольного возраста Дидактическое пособие по обучению грамоте «АБВГдейка» для детей старшего дошкольного возраста Автор: Хлус Наталья Сергеевна,воспитатель.

Использование рекламных журналов для изготовления развивающих игр для детей дошкольного возрастаИспользование рекламных журналов для изготовления развивающих игр для детей дошкольного возраста При посещении гипермаркетов я беру рекламные журналы. В них можно найти информацию о проходящих в это время акциях, скидках, распродажах.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Мишка-грамотей»Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Мишка-грамотей» Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста Тема: Мишка - Грамотей Задачи: • Закрепить умения.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Весна» Из опыта работы по программе "Вдохновение" Цель: Обобщить представления детей о весне. Активизировать речевую деятельность детей через игровую.

Конспект занятия кружка «Абвгдейка» по подготовке детей младшего дошкольного возраста к обучению грамотеКонспект занятия кружка «Абвгдейка» по подготовке детей младшего дошкольного возраста к обучению грамоте Занятие 1. Буква АЗадачи: закреплять правильное произношение звука А – изолированного и в словах, учить различать звуки на слух, произносить.

Непосредственно образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группыНепосредственно образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы В настоящее время процесс подготовки к обучению грамоте детей старшей и подготовительной к школе групп остается актуальным и важным. Обучение.

Открытое итоговое занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР Открытое занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной логопедической группе. логопед - Попова Наталья Анатольевна Цели:.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л»Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л» Цель:Закрепит звуки л,ль. Упражнять в звуко-буквенном анализе, формировать навык чтения, развивать зрительное восприятие. Оборудование: интеракивная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование развивающих игр В. В. Воскобовича при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Опубликовано: 19 октября 2022 в 07:18
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД