Лучший педагог года

Использование сказки в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста

Марина Николаевна Cеченых
Использование сказки в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста

В «Сказке о золотом петушке» А. С. Пушкина есть слова, в которых заключается глубокий смысл и значение сказок : «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!» [6]. Сказка не даёт прямых наставле-ний, но в ее содержании всегда заложен ка-кой-то урок. Сказки помогают нам с ранних лет понимать, что добро – это хорошо, а зло – это плохо, учат быть добрым и смелым, верить в свои силы, преодолевать трудности, любить труд, защищать слабых. Говоря иными словами, любая сказка учит жить. И еще один немаловажный момент – в сказке всегда хороший конец: побеждает тот, кто любит людей, помогает слабым, уважает старших и родителей.

Публикация «Использование сказки в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

Ребенок очень рано начинает пони-мать разницу между тем, «что такое хорошо и что такое плохо», легко отличает добро от зла, жадность от щедрости и т. д. Но сталки-ваясь в реальной жизни с необходимостью соблюдать моральные нормы, например, поделиться со сверстником игрушкой или лакомством, он часто поступает совсем на-оборот, а попытки взрослого указать на не-справедливость ребенка встречают отпор со стороны последнего. С каждым годом найти общий язык взрослому и ребенку становится все труднее, все хуже они понимают друг друга. И сказка – это сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объеди-нить взрослого и ребенка, дать им возмож-ность понять друг друга. Цель воспитателей – дать ребенку необходимую гамму пережи-ваний, создать особенное, ни с чем не срав-нимое настроение, вызвать добрые и серьёз-ные чувства через восприятие сказок. Сде-лать так чтобы сказка была средством эмо-ционального погружения ребенка в новую область знания.

Эмоционально погружая ребенка в какую-либо тему, воспитатели дают общее ведение того нового знания, которым будет овладевать ребенок, постепенно шаг за ша-гом со своими новыми друзьями – сказоч-ными героями. Сказочную форму необхо-димо использовать для интеграции личности ребенка; психоречевого развития; совершен-ствования вербального языка; развития уме-ния слушать окружающий мир, людей в нём и себя; развития социально-эмоционального поведения каждого ребенка; развития креа-тивного мышления, фантазии, воображения эмпатии ребенка; расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окру-жающим миром; для развития сенсомотори-ки как базы для развития речи, интеллекта; развития творческих способностей ребенка.

Воспитателю важно не читать, а рас-сказывать, так как необходимо видеть лицо ребенка, его жесты, мимику, как они изме-няются в процессе слушания. Наблюдая за ребенком, можно заметить, какие моменты его взволновали.

По отношению ребенка к рассказы-ваемому можно определить те или иные психологические проблемы, понять, что волнует ребенка в данный момент его жиз-ни. По мере развития сюжета сопережива-ния героям у детей усиливается, появляется эмоциональная оценка событий. Этот про-цесс вызывает у многих детей необходи-мость общаться друг с другом, делиться своими переживаниями и оценками. Не сле-дует делать детям замечания, призывать си-деть тихо. Это может помешать им полно-ценно переживать события сказки и замас-кирует многие эмоциональные оценки. Ко-гда дети ведут себя активно, высказываются, радуются и предаются печали, их эмоции и направленность чувств обычно не вызывает сомнений [1].

Целесообразно использовать элементы кукольного театра. Особый всплеск эмоции вызывает общение персонажа сказки с детьми, когда он ищет у детей поддержки, просит совета. От лица героя, нужно преобразовывать сложные ситуации педагогические задачи, подводить к решению проблемы. Дети в месте с героем ищут альтернативные способы действия, спорят с ним или соглашаются предлагают свои решения.

Для ребенка дошкольного возраста наиболее важная информация для развития и социализации должна быть передана через яркие образы. Лучше всего эту роль выпол-няют сказочные и мифологические истории, которые использовали еще наши предки, занимаясь воспитанием детей. Не торопясь наказать провинившегося ребёнка, они вели рассказ, из которого становился ясным смысл поступка, а многие обычаи предохра-няли малышей от «напастей», учили их жиз-ни. Это сегодня, опираясь на многовековой педагогический опыт, мы говорим, что по-добные истории являлись не чем иным, как основой сказкотерапии.

Сказкотерапия – это система разви-тия эмоционального интеллекта, с использо-ванием различных методов развивается са-мосознание, саморегуляция, социальная чуткость и способность управлять отноше-ниями.

К тому же сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка до-школьного возраста :

Потребность в автономности. В каж-дой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на собственные силы.

Потребность в знаниях и опыте. Ге-рой оказывается способным преодолевать самые невероятные препятствия.

Потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помога-ет, с кем-то борется, от кого-то убегает.

Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование цело-го ряда качеств личности: ребенок учится проявлению доброты, внимания, сочувствия, сопереживания; овладевает способностью замечать изменения настроения, эмоцио-нального состояния другого; учиться выби-рать адекватные ситуации способы общения и взаимодействия с другими детьми.

Работа с детьми с использованием методов сказкотерапии строится либо на основе одной сказки, которая делится на части, либо представляет собой «путешествие в сказочный мир», включающее в себя любое необходимое количество сказочных образов и сюжетов [2].

Присутствие ритуала входа (и выхо-да) в сказку для детей обязательно. Такой ритуал помогает безопасно вернуться из драматической ситуации в обыденную. Ча-ще всего используются манипуляции с вол-шебными предметами (волшебное кольцо, золотой ключик, проговаривание волшеб-ных заклинаний.

Чтобы ребенок полностью прожил, прочувствовал сказку, нужно, чтобы она бы-ла отражена во всех видах деятельности ре-бенка, чтобы он жил в ней какое- то время. Используя сказочные сюжеты, сказочные мотивации в разных видах деятельности, можно успешно развивать творческий по-тенциал детей дошкольного возраста.

Сказочные образы дают определен-ные сведения об окружающем мире, то есть обладают познавательными значениями. Нужно пробудить у детей национальное са-мосознание дать ощутить им национальный идеал, почувствовать себя как бы приемни-ками славы русских богатырей. Много ин-формации содержат детские рисунки, вы-полненные после прослушивания сказки, просмотра спектакля. Внимательно всмат-риваясь в них, анализируя их тематику, со-держание, характер изображения, средство выразительности и так далее, можно узнать, кто из героев сказки вызвал у детей наи-больший эмоциональный отклик, понравил-ся больше всех; каким представляют себе дети тот или иной сказочный персонаж и так далее [5].

Таким образом, сказка, услышанная детьми из уст взрослых или увиденная на «театральных подмостках» детского сада, может стать сильным эмоциональным сти-мулом, источником новых художественных впечатлений детей. Чем интенсивнее эмо-циональное воздействие, которое сказка производит на детей, тем интереснее и раз-нообразнее их рисунки.

В работу по ознакомлению со сказ-кой, можно и даже нужно вовлечь и родите-лей. Родители вместе с детьми придумывают сказки, рисуют к ним иллюстрации. Совме-стное творчество родителей с детьми созда-ет атмосферу доверия, свободы общения, удовлетворенности и т. д.

Особое значение для развития процесса воображения имеют сюжетно-ролевые игры. Сказка и игра – самый верный и короткий путь к детскому разуму и сердцу. С помощью игры и сказки значительно легче привить ребенку определенные навыки, научить ладить с другими детьми и взрослыми.

Руководство воспитателя во время игры, как правило, не носит обучающего характера. Дети активно погружаются в иг-ровую атмосферу, в мир сказок, где импро-визационное творчество воспитателя и ре-бенка неизбежно.

Современные родители очень рано начинают обучать своего ребенка, по суще-ству принуждая его к интеллектуальным усилиям, к которым он не готов ни физиче-ски, ни морально. Тогда как для ребенка дошкольного возраста важнее всего разви-тие внутренней жизни, питание его эмоцио-нальной сферы, чувств.

Велики возможности сказки для гар-монизации эмоциональной сферы и коррек-ции поведения ребенка дошкольного возрас-та. Восприятие сказок оказывает сильное воздействие на процесс формирования нрав-ственных представлений, создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Во все вре-мена сказка способствовала развитию пози-тивных межличностных отношений, соци-альных умений и навыков поведения, а так-же нравственных качеств личности ребенка, которые определяют внутренний мир ребен-ка.

Сказка является одним из самых дос-тупных средств для духовно-нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влия-ние сказок на духовно-нравственное разви-тие детей дошкольного возраста заключает-ся в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социаль-ных эмоций, и осуществляется последова-тельный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в по-ведении ребенка [4].

Восприятие сказки оказывает силь-ное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой соз-дает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ре-бенка, способствует развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нрав-ственных качеств личности ребенка, кото-рые определяют его внутренний мир.

В настоящее время сказка, как и дру-гие ценности традиционной культуры, за-метно утратила свое предназначение. Одно-временно с этим в современных молодых семьях искажается и утрачивается роль ба-бушек в воспитании внуков. В любое время совместное чтение сказок дает много и ма-ленькому, и взрослому человеку помогают им сблизиться душой.

Роль детских сказок не ограничива-ется только приятным время препровожде-нием. По словам философа и педагога И. А. Ильина: «Сказка будит и пленяет мечту, она дает ребенку первое чувство героического – чувство испытания, опасности, усилия и по-беды: она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие правды от кривды. В сказке народ сохранил свое виде-ние, своё страдание, свой юмор и свою муд-рость» [3].

Формируя нравственные представ-ления у ребёнка в старшем дошкольном воз-расте, мы обеспечиваем становление в бу-дущем такой личности, которая будет соче-тать в себе духовное богатство, истинные нравственные качества и нравственную чис-тоту. Основной целью воспитания, основан-ной на выбранном нами приоритете общече-ловеческих ценностей, является формирова-ние чувствующего, думающего и любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.

Литература

1. Белобрыкина О. А. «Сказка ложь, да в ней намек…» // Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов / О. А. Белобрыкина – М., 2011.

2. Зимина И. Народная сказка в системе вос-питания дошкольников // Дошкольное вос-питание. – 2005. – № 1. – С. 18-28.

3. Ильин И. А. Духовный смысл сказки. / И. А. Ильин – М. : Искусство, 1993.

4. Пидручная С. Сказки – за безопасность детей // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 2. – С. 124-127.

5. Поштарева Т. Использование народных сказок в образовательном процессе // До-школьное воспитание. – 2009. – № 5. – С. 24-28.

6. Пушкин А. С. Сказки. / А. С. Пушкин. – М. : Детгиз, 1996.– 128 с.

Публикации по теме:

Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста (консультация для родителей) Первое знакомство ребенка с художественным.

Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста (консультация для родителей) Первое знакомство ребенка с художественным.

Использование кинетического песка в работе с детьми дошкольного возраста В последнее время мы часто говорим и слышим об инновационных технологиях в работе с дошкольниками. Федеральный государственный образовательный.

Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста Макарикова Юлия Павловна воспитатель МБДОУ детский.

Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста по речевому развитию Проблема речевого развития дошкольников в современном мире очень актуальна. Мы видим, что большое количество детей имеют низкий уровень.

Использование приёмов ТРИЗ — технологии в работе с детьми дошкольного возраста 2 слайд Идея создания программы ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) принадлежит Генриху Сауловичу Альтшуллеру, изобретателю, писателю.

Использование развивающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов.

Использование сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста Сказка - это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное, нет ни одного малыша, который был.

Семинар-практикум «Использование сказки в образовательном процессе при работе с детьми дошкольного возраста»Семинар-практикум «Использование сказки в образовательном процессе при работе с детьми дошкольного возраста» ель семинара: повышение профессиональной компетенции педагогов в вопросах использования сказки в образовательном процессе при работе с.

Использование техники квиллинг в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование техники квиллинг в работе с детьми дошкольного возраста Бумагокручение (квиллинг англ. quilling — от слова quill (птичье перо) - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование сказки в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 2 июля 2018 в 20:21
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД