МААМ-картинки

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста

Наталья Денисова
Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который предъявляет ряд обязательных требований к образованию детей дошкольного возраста и обеспечению равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.

Основная цель дошкольного образования – дать всем детям, в том числе и детям с ОВЗ, равные стартовые возможности и обеспечить им безболезненный переход их к обучению в школе.

Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

Федеральным государственным образовательным стандартом определены основные направления работы. Одним из этих направлений является сохранение и укрепление здоровья детей.

ФГОС ДО ставит перед дошкольным образованием ряд задач.

На первом месте стоит задача - Охраны и укрепления физического и психического здоровья детей (в том числе и их эмоционального благополучия).

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние десять лет устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.

В этой связи весьма актуальным стал вопрос о внедрении в практику работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий, т. е. обеспечение такой организации образовательного процесса на всех его уровнях, при котором качественное обучение, развитие и воспитание детей происходит без ущерба их здоровью, и способствует его укреплению.

Здоровьесберегающие технологии – это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса.

Особое внимание следует уделить этой проблеме потому, что у детей с нарушениями речи имеются своеобразные особенности их физического и психического развития.

Применение здоровьесберегающих технологий в логопедической работе - это оптимизация процесса коррекции речи и обеспечение оздоровления, поддержания и укрепления здоровья детей, в ходе которого необходимо:

• Создать условий, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребёнка;

• Повысить адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).

В основе использования здоровьесберегающих технологий лежит целый ряд принципов:

• принцип «Не навреди!»;

• принцип сознательности и активности;

• принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;

• принцип систематичности и последовательности;

• принцип доступности и индивидуальности;

• принцип всестороннего и гармоничного развития личности;

• принцип системного чередования нагрузок и отдыха;

• принцип постепенно наращивания оздоровительных воздействий;

• принцип возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса.

Проектная деятельность по использованию этих технологий предполагает участие всех субъектов образовательного процесса - не только педагогов ДОУ (воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию учителя-дефектолога и учителя-логопеда, но и родителей.

Можно выделить 3 основных вида здоровьесберегающих технологий:

• Технологии сохранения и стимулирования здоровья;

• Технологии обучения здоровому образу жизни;

• Коррекционные технологии.

В коррекционной работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья можно использовать самые разнообразные технологии как традиционные, так и нетрадиционные.

К традиционным технологиям относятся:

Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, штриховка, которые благотворно влияют не только на развитие речи, но и на развитие интеллекта детей. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развития речи ребёнка. Помимо развития тонкой моторики пальцев рук эти игры оказывают благоприятное воздействие на эмоциональное состояние детей.

Упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики, необходимые для исправления неправильного звукопроизношения. Развитие речевого дыхания и артикуляционной моторики играют большую роль в формировании правильной речи.

Физминутки, направленные на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции.

К нетрадиционным относятся:

• пескотерапия (игры с сухим и мокрым песком «Найди игрушку», «Изобрази предмет» и т. д., рисование на песке,

• Прищепочный массаж (игры с прищепками);

• Ниткография;

• Использование иппликатора Кузнецова;

• Су-Джок терапия;

• Самомассаж;

• Зрительная гимнастика;

• Кинезиологические упражнения;

• Биоэнергопластика;

• Аурикулотерапия;

• Психогимнастика;

• Релаксация;

• Логоритмика.

В последнее время значительно возрос всеобщий интерес к нетрадиционным формам, методам и средствам работы с детьми.

Одним из них является метод использования Су-Джок терапии в сочетании с логопедической и лечебно-оздоровительной работой. Су-Джок терапия, обладая высокой эффективностью, безопасностью и простотой, является достаточно хорошей системой самооздоровления.

Использование Су-Джок массажеров в комплекте с металлическими кольцами, в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения, развитию словарного запаса и грамматического строя речи способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создаёт функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и дает возможность для оптимальной целенаправленной работы с ребёнком.

Так же для нормализация мышечного тонуса можно применять элементы самомассажа лица и пальцев рук.

Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции недостатков речи, позволяют значительно повысить эффективность коррекционных занятий и оптимизировать выполнение упражнений в домашних условиях.

Для развития концентрации внимания, обеспечения межполушарного взаимодействия, навыков волевой регуляции, умения управлять движениями и контролировать свое поведение можно использовать зрительную гимнастику.

Кинезиологические упражнения, направленны на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое.

Следующим нетрадиционным видом здоровьесберегающих технологий является биоэнергопластика.

Биоэнергопластика – это совместные движения органов речевого аппарата и кистей рук, которые активизируют интеллектуальную деятельность ребенка, попутно развивая координацию и мелкую моторику. Биоэнергетические упражнения улучшают не только речь ребенка, но также его память и внимание.

Аурикулотерапия – это система лечебного воздействия на точки ушной раковины путём массажа (надавливания, растирания) до лёгкого покраснения и появления чувства тепла, в сопровождении стихов

Эффективно использовать психогимнастику: упражнения на расслабление, снятие напряжения, создание игровой ситуации, снятие эмоционального напряжения.

Следующий вид здоровьесберегающих технологий – это релаксация.

Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом.

На логоритмических занятиях проводится упражнения логоритмики, направленные на развитие двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Можно применять в работе с детьми также:

• Арттерапию;

• Сказкотерапию;

• Музыкотерапию;

• Аромотерапию под контролем врача-педиатра.

Комплексное использование в коррекционно-развивающей работе традиционных и нетрадиционных здоровьесберегающих технологий способствует:

• повышению уровня речевого развития и творческих способностей детей.

• улучшению эмоционального благополучия каждого ребёнка.

• стабильности физической и умственной работоспособности во всех сезонах года.

Это позволяет:

• снизить утомляемость,

• улучшить эмоциональный настрой,

• повысить работоспособность детей дошкольного возраста,

• сохранить и укрепить их здоровье.

Публикации по теме:

Использование инновационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда -1- Что бы мы ни говорили, как бы ни сопротивлялись прогрессу, факт остается фактом: компьютер настойчиво входит в нашу повседневную жизнь,.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению.

Опыт работы «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста»Опыт работы «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста» Здоровье сберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые.

Использование в работе учителя-логопеда игровых компьютерных технологийИспользование в работе учителя-логопеда игровых компьютерных технологий В своей работе испробовала и внедряю компьютерные технологии - обучающие игры «Мерсибо». Информация на экране компьютера в игровой форме.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми в ДОУ. Н. А. Шибарова., воспитатель МБДОУ ЦРР – детский сад №10, г. Мценск.

Мастер-класс «Использование интерактивной среды в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста» Дошкольное детство проходит быстро и педагогам вместе с родителями надо постараться сделать это время счастливым и ярким для наших детей.

Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда» .

Использование здоровьесберегающих технологий в физкультурной оздоровительной работе с детьми дошкольного возрастаИспользование здоровьесберегающих технологий в физкультурной оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста Использование здоровьесберегающих технологий (игровой стретчинг, фитбол) в физкультурно-оздоровительной работе с детьми. С внедрением ФГОС.

Практическое применение здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста,.

Презентация к мастер-классу «Использование интерактивной среды в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста» Мы живем в веке новых технологий, стремительного развития информационного общества, когда компьютерные средства прочно вошли в нашу жизнь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 17 июля 2018 в 12:59
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД