Расима Юзбашева
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Яйцо в соленой воде»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе
на тему: «Яйцо в соленой воде».
Наш девиз: Не унывать!
Все пройти и все узнать!
Цели:
- Расширить и способствовать накоплению знаний у детей о некоторых свойствах воды;
- Объяснить, что такое соль и как она добывается;
- Просмотр видеоматериалов о соли.
- Ознакомить детей с видами соли.
- Рассказать о пользе и вреде соли.
- Рассказать о таких понятиях, как соленая вода, плотность, объем, масса;
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе „Яйцо в соленой воде“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Яйцо. Опыты и эксперименты с яйцами
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
- Развивать любознательность и желание экспериментировать, умение делать выводы;
- Продолжать учить детей самостоятельно проводить опыты;
- Закреплять бережное отношение к окружающей среде, к природным ресурсам.
- Продолжать развивать собранность, внимательность и умение доводить начатое дело до конца.
-Заучивание пословиц и поговорок о соли.
- Обогащать словарный запас, активизировать словарь у детей.
Оборудование:
демонстрационное:
игрушка курица, мешочки с разными видами соли, музыкальное сопровождение «Звуки природы. Шум воды» «Запись кудахтанья курицы», видеоматериалы о добыче соли.
раздаточное: банки с водой, солонки с солью, ложки, салфетки, яйца, огурцы.
Технология: игровой заинтересовывающий момент, эксперимент, беседа, диалог с детьми, слушание музыки, просмотр видео, физкультурная пауза, подвижная игра.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением зимы, льда, моря, чтение и придумывание загадок о всех состояниях воды в природе, наблюдения на прогулках, эксперимент с замораживанием и раскрашиванием воды. Заучивание пословиц и поговорок о воде.
Ход занятия:
Воспитатель с детьми собираются в группе.
Воспитатель: Здравствуйте ребята, скажите, а вы любите путешествовать? (Да)
Воспитатель: Тогда сегодня мы с вами отправимся в путешествие в волшебный Мир Науки. Но, хочу вас предупредить, что в любом путешествии очень важно быть внимательными, дружными и уметь приходить на помощь друг к другу, т. е. важен командный дух, вы согласны со мной? (Да).
Воспитатель: Тогда давайте произнесем наш девиз.
Все встают в круг и кладут руки на руки друг другу и произносят девиз:
Наш девиз: Не унывать!
Все пройти и все узнать!
Молодцы ребята, давайте отправимся в путь!
Путешествие начинается с конца группы, воспитатель с детьми двигаются к центру группы, но по пути слышат шум воды и останавливаются.
Воспитатель: ребята, что это за звук?
Дети: Это льется вода.
Воспитатель: А что мы с вами уже знаем про воду? Что это такое? В каком виде бывает вода?
Ответы детей: Вода это жидкость, не имеющая ни цвета, ни запаха, ни вкуса. Она бывает в виде пара, твердая в виде льда и жидкая в виде капли, в море, реке, озере, в кране и т. д.
Воспитатель: Как вы думаете, нужно беречь воду? (Да) А почему? (Без воды всё живое на земле погибнет.)
Воспитатель: А кто знает сколько времени человек может прожить без воды? (6 - 7 дней.)
Молодцы, вы правы, на свете нет ничего драгоценней, чем чудесная и вместе с тем самая обыкновенная вода. Беречь воду – значит беречь жизнь и здоровье, красоту и богатство окружающей природы.
Давайте продолжим наше путешествие.
Воспитатель с детьми доходит до середины группы. На столе лежат закрытые мешочки.
Воспитатель: как вы думаете, что в этих мешочках? (Дети не знают)
Воспитатель: Давайте я загадаю вам загадку, а вы попробуете отгадать:
*В воде родилась
В огне крестилась
В воду пала и пропала
( Ответ: соль)
*Меня одну не едят
А без меня мало едят
( Ответ: соль)
В воде родиться
Воды боится (соль)
Воспитатель: Ну, давайте теперь проверим, правильно ли вы отгадали. Воспитатель открывает мешочки, внутри разные виды соли.
Воспитатель: Ребята, вы правильно разгадали загадки, молодцы, в наших мешочках соль. А теперь давайте сядем на ковер и посмотрим видео о соли. (просмотр видео о разных способах добычи соли и свойствах соли)
Воспитатель: Вам понравилось видео? (Да) – Тогда давайте посмотрим, что вам запомнилось.
Вопросы:
- Что такое соль? (Минеральное вещество, которое люди могут сразу употреблять в пищу)
- А вы знаете, какая бывает соль? (каменная (неочищенная, поваренная, морская.)
- Откуда берется соль? (морскую соль получают из моря, выпаривая воду на солнце, а поваренную соль добывают либо в шахтах, либо в соленых озерах.)
Молодцы ребята, а вы знаете, что в глубокой древности люди добывали соль, сжигая в костре некоторые растения, а золу использовали в качестве приправы. Соль была дороже золота, ею расплачивались за товар вместо денег. Из-за соли даже происходили войны. Поэтому люди сложили очень много пословиц и поговорок про соль. Давайте познакомимся с ними :
Без воли – силы нет, без соли – вкуса нет.
Без денег торговать, как без соли хлебать.
Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.
Без соли, без хлеба – половина обеда.
В пословицах нет лжи, в дождевой воде нет соли.
Воспитатель: Ребята, а вы запомнили, как называется профессия того, кто добывает соль в шахтах? (Шахтеры)
А что они берут с собой под землю? (Каску, фонарик, самоспасатель, с ним можно дышать 2 часа под землей, если будет завал). Правильно, ребята, как вы видите, во всяком деле важно соблюдать безопасность. Кстати, быть шахтером, добывающим соль, не только почетно, но и полезно для здоровья, поскольку шахтеры дышат солью и это помогает улучшить вентиляцию лёгких, нормализует все процессы в организме, укрепляет организм)
Ребята, мы с вами уже выяснили, что очень полезно дышать солью и знаем, что соль употребляют в еду, также соль используют в медицине, а как ещё используют соль? (Консервируют продукты, посыпают дороги, чтобы не было скользко).
А как называется самое соленое в мире озеро и где оно находится? (Озеро Баскунчак, находится в России, в Астраханской области, оно намного соленей Красного моря)
А при помощи чего, добывают соль из Баскунчака? (При помощи соледобывающего комбайна, который похож на двухэтажный вагон, он всасывает смешанную с водой соль, потом в специальной камере соль отделяется от воды и измельчается внутри комбайна и т. д.)
Воспитатель: Ребята, вам интересно? (Да) А вы бы хотели самостоятельно исследовать свойства соли? (Да) Хорошо, но сначала я предлагаю вам немножко размяться.
Физкультминутка.
«Капля первая упала и вторая побежала, (пальцы по очереди ударяют по ладошке).
Мы на небо посмотрели, капельки кап - кап запели,
(в разные стороны поворот головы).
Намочили лица (рядом с лицом движения ладошками).
Мы их вытираем
Туфли посмотрите мокренькими стали (выставление ноги на пятку).
Плечами дружно поведём, и все капельки стряхнём (круговые движения плечами).
От дождя мы убежим, под кусточком посидим (делают пару шагов и приседают)
Молодцы ребята, а теперь подойдите поближе и рассмотрите разные виды соли, чем они отличаются? Какой у соли цвет, запах, вкус? (Морская соль крупная, поваренная мелкая; соль соленая; белая; без запаха.)
Воспитатель: Молодцы. (Раздается кудахтанье курицы) Ребята, посмотрите правее, кто у нас там притаился? (Курочка) Давайте подойдем к ней поближе, посмотрим, что она охраняет.
Воспитатель с детьми подходят к курочке, рядом с ней и под ней лежат яйца.
Воспитатель: ребята, всё что мы с вами сегодня встретили на своем пути это неспроста, мы же с вами путешествуем по Миру Науки, а в науке принято проводить эксперименты и опыты, вот и мы с вами сейчас проведем интересные опыты, и всё что мы встретили сегодня, нам пригодится для них. А теперь я вас приглашаю в нашу волшебную лабораторию, для проведения опытов.
Рассаживайтесь ребята, для начала я предлагаю вам провести свой собственный опыт, перед каждым из вас стоит стакан с водой и солонка, давайте посмотрим, что будет если смешать соль с водой, возьмите ложку соли, добавьте её в воду и размешайте. Что произошло? (соль растворилась). А что случилось с цветом воды? (он не изменился). А со вкусом? (вода стала соленая).
А теперь я хочу с вами провести интересный опыт, вы знаете, что будет с яйцом если его опустить в соленую воду? А если в пресную? (Нет)
Сейчас мы с вами это узнаем, подойдите ко мне поближе, вы все будете мне помогать.
Перед вами 3 банки, 2 с обычной водой и одна пустая. Давайте опустим в первую банку с обычной водой яйцо, смотрите ребята, оно сразу же пошло на дно.
А теперь давайте во вторую банку добавим соль, чтобы вода стала соленой, кто мне хочет с этим помочь? (вызывается ребенок и добавляет соль в банку и перемешивает её). Другой ребенок опускает яйцо в банку с соленой водой. Воспитатель: Смотрите ребята, что произошло? (яйцо сразу же всплыло вверх.)
А теперь давайте перельем в пустую банку воду из обеих банок, кто хочет это сделать? (вызываются двое детей и по очереди наливают воду). Спасибо ребята, а что теперь произошло? (яйцо плавает точно посередине.)
Воспитатель: Ребята, какие мы можем сделать выводы из нашего опыта?
Ответы детей: Яйцо тонет в чистой воде, а в соленой всплывает.
Воспитатель: Молодцы, это происходит из-за того, что любые предметы тонут или плавают в зависимости от плотности вещества из которого они состоят.
Плотность – позволяет сравнить два вещества, которые занимая одинаковый объем, будут отличаться по массе.
Яйцо плавает в соленой воде, потому что плотность яйца ниже, чем плотность соленой воды.
Кстати, вы можете испытать свойства плотности на себе, если вы будете купаться в море, плавать в соленой морской воде легче, чем в бассейне, реке или озере с пресной водой.
Ребята, вам понравился опыт? (да) Тогда вы можете вместе с родителями провести такой же опыт дома.
Но это ещё не всё, я хочу вам предложить ещё один полезный эксперимент. Подойдите все к своим столам. Воспитатель раздает каждому ребенку блюдечко с двумя кусочками огурца.
Ребята, я вам предлагаю один кусочек огурца посолить чуть-чуть, а второй не солить вообще. А теперь давайте их попробуем. Какой мы можем сделать вывод из этого эксперимента? (Соль делает блюдо вкуснее). Правильно ребята, а как вы думаете, если очень сильно посолить огурец, то он будет вкусным? (Нет). Правильно, в больших количествах соль не только не вкусна, но и вредна. Она задерживает жидкость в организме, а это мешает работе нашего сердца и почек. Могут начаться головные боли. Соль накапливается в костях и из-за этого начинают болеть ноги.
Это был последний эксперимент на сегодня, вам понравилось? (Да) Перед тем, как покинуть гостеприимный мир науки, я предлагаю вам сыграть в подвижную игру.
Игра «Без соли – соль» :
Для этой игры выбираются двое водящих, которые садятся на землю друг напротив друга, так чтобы подошвы их ног соприкасались между собой. Водящим завязывают глаза плотной матерчатой повязкой. Руки водящих находятся за их спинами. Все остальные – игроки в поле. Полевые игроки, подойдя поочередно с одной из сторон к водящим, кричат «Без соли» и беспрепятственно перепрыгивают через их ноги. На обратном пути необходимо кричать «Соль» и постараться снова перепрыгнуть через ноги водящих. Отличие лишь в том, что водящие стараются руками поймать прыгунов. Если это им удается, то происходит смена водящего. Тот, кого поймали, садится на место того, кто его поймал, и уже ему завязываются глаза.
Вам понравилась игра? (Да)
Вот наше путешествие и закончилось, я хочу вам сказать, что вы сегодня вели себя как настоящие ученые, проявляли выдержку, внимание, смекалку, ум и любознательность и заслужили звание «юный экспериментатор» и свои награды. (воспитатель награждает детей медалями)