Лучший педагог года

Конспект по развитию познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Вулканы»

Юлия Карпушкина
Конспект по развитию познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Вулканы»

Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе детского экспериментирования удовлетворять потребности детей в познании, самостоятельности, радости и удовольствии.

Задачи:

Образовательные:

1. познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о происхождении и строении вулканов;

Публикация «Конспект по развитию познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе „Вулканы“» размещена в разделах

2. формировать представления детей о природном явлении – извержении вулкана, опасностях и пользе вулканических извержений; помочь детям понять, почему вулканы – это грозное явление природы. ;

3. формировать умение правильного обращения с химическими веществами (уксусом);

Развивающие :

1. стимулировать желание детей экспериментировать;

2. развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира;

3. в процессе экспериментирования развивать следующие качества психики: мышление, внимание, наблюдательность, произвольность поведения, коммуникативные способности;

4. развивать умение слушать, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя.

Воспитательные:

1. воспитывать интерес к исследовательской деятельности;

2. воспитывать готовность к сотрудничеству, ответственность и самостоятельность при выполнении заданий;

3. воспитывать умение работать в команде.

• Словарная работа

Расширить и активизировать словарный запас в речевой практике по теме «Вулкан» (лава, вулкан, жерло, кратер, магма, вулканологи, спящий вулкан, действующий вулкан ит. д.)

Материалы и оборудование:

ноутбук, проектор, пластиковые стаканчики, глубокие пластиковые тарелки, сода, моющая жидкость (любая, красная краска, уксус, макеты вулканов, маленькие ложечки (на каждого ребенка).

• Предварительная работа

изготовление макетов вулкана, рассматривание иллюстраций с изображением вулканов, беседы о пользе и опасности, которые несут вулканы, опыт с камнями и пемзой, чтение энциклопедий о вулканах.

Ход занятия:

Воспитатель: -Ребята, посмотрите к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

- Сегодня у нас с вами очередное заседание клуба "Юных исследователей".

- О чем мы с вами будем говорить, вы попробуйте догадаться сами. Давайте пройдем в наш кинозал.

Вы догадались что это за явление природы. (слайд 1)

-Сегодня мы поговорим о таком таинственном, загадочном, удивительном и грозном явлении природы, как вулкан.

Что же такое вулкан?

Вулкан (от лат. огонь, пламя) - гора, из горловины которой выбрасываются горячие газы. пар. пепел. обломки горных пород, мощные потоки раскаленной лавы, которая растекается по поверхности земли. (слайд 2)

- А вы знаете почему вулкан назвали вулканом? Послушайте легенду об этом.

Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузнецу внутри высоченной горы. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан» работает», - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от этого места. С тех пор все огнедышащие горы люди стали называть вулканами, что означает «бог огня».(слайд 3)

Ребята, давайте заглянем внутрь вулкана. На вершине горы - большая чаша с крутыми склонами - это кратер. А огромная яма. уходящая глубоко в землю - жерло вулкана. На самой глубине вулкана расплавленное горячее вещество - магма. (слайд 4)

- Как же образуются вулканы? Внутри земли температура настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие. Магма кипит, бурлит и поднимается через трещины в земной коре по жерлу наружу. На поверхности магма - лава растекается по склонам. Вулканы извергаются по- разному. иногда они взрываются, выбрасывая магму, вулканические бомбочки, пепел вверх. Гора сотрясается от страшного грохота. А бывает магма вытекает спокойно. Извержение вулкана иногда сопровождается землетрясением, наводнением, цунами. Считается, что каждые 2 года на земле появляется 3 новых вулкана. В России большинство самых высоких и красивых вулканов расположены на Камчатке. Раз в 5-6 лет, иногда и чаще вулкан собирается с силами и происходит извержение, сопровождаемое вулканическими взрывами.

Почему внутри земли магма, а когда вырывается наружу - лава?

Магма - расплавленные камни и летучие газы. А когда магма выходит наружу. газы испаряются и остаются только расплавленные камни - это лава. (слайд 5)

- давайте ответим на самый главный вопрос: почему извергается вулкан и что происходит при извержении? (слайд 6-7)

Когда извергается вулкан, то вытекает наружу огненная и кипящая лава. Лава желтая и ярко-оранжевая считается самой горячей и имеет температуру 1000 и выше. Темно-красная лава сравнительно прохладная. Имеет температуру от 650 до 800.

Лава взрывается, дымится и кипит, течет вниз по склону и вытекает далеко от вулкана, по пути она все уничтожает, превращает в пепел. (слайд 8)

Когда лава утечет далеко от вулкана. она застывает и превращается в камни - пемзу. (слайд 9)

ФИЗКУЛЬМИНУТКА

- Ребята, а сейчас я приглашаю вас в нашу лабораторию. Но прежде чем пройти, давайте вспомним технику безопасности:

- Ничего не пробовать на вкус

- Со всеми веществами обращаться очень осторожно

- Быть аккуратными

- Четко выполнять все указания воспитателя

-(Показываю пузырек с уксусом) Почему на пузырьке такой знак? Да, это уксус, им самостоятельно детям пользоваться нельзя.

- Давайте пройдем в лабораторию

Ребята, сейчас мы попробуем разбудить наши вулканы.

опыт: 1 ч. л. соды

полчайной ложки моющей жидкости

немного красной сухой краски

вода

следующая жидкость уксус. Самостоятельно ей пользоваться нельзя. Вливает воспитатель

Когда идет "извержение" вулкана, читаю стихотворение :

Спустя века

Закашлял злой вулкан

и пеплом, и золой По склонам лава потекла

И землю сильно

обожгла.

ВЫВОД: Газ образующийся под воздействием уксуса на соду поднимает нашу лаву вверх и происходит извержение.

-Пройдем в наш кинозал.

- А сейчас посмотрим какие бывают вулканы.

1) Вулканы бывают действующие- это которые извергают лаву.

2) Потухшие- не извергающие лаву.

3) Уснувшие – те, которые потухли, но могут начать действовать. (слайд 10-11-12)

- Подскажите, а как называют людей которые занимаются изучением вулканов?

Дети:

Вос-ль: Правильно, вулканологами, а для чего они нужны?

Дети: Они изучают вулканы.

Вос-ль: В настоящее время ученым, которые занимаются изучением вулканов, иногда удается предупредить извержение вулканов. И жители могут покинуть город и спастись. Изучают и находят новые полезные ископаемые. Но главной их задачей это спасение людей, их эвакуирование и оповещение.

Ребята, а на острове Ява на склонах вулканов растет цветок королевская примула. Его называют цветком землетрясения. Расцветает примула только перед извержением вулкана. местные жители знают об этом и стараются уйти из домов. (слайд 13-14)

- Вулканы кажутся красивыми, но они очень опасны. Ведь огненная каша-лава,

выливаясь из горы, может разрушить города, где живут люди, устроить пожары.

- Извержение вулканов угрожает жизни людей, лава разрушает здания, перекрывает дороги. Вследствие вулканических извержений на крышах зданий, домов накапливается мощные слои пепла, что грозит их обрушением. Пепел попадает в организм человека и животных, что вредно для здоровья, пепел представляет угрозу для воздушного и автомобильного транспорта. Вулканы способны уничтожить все живое в радиусе многих километров. (слайд 15-16)

- А приносят ли пользу вулканы?

Вулканы приносят пользу, хотя и опасно жить возле вулкана. Они поднимают много полезных веществ, поэтому почва вокруг вулканов очень плодородная. Из вулканической пыли делают лекарства. удобрения, спички. Из затвердевшей лавы строят дома. (слайд 17-18-19)

Чтение стихотворения. (слайд 20)

- Клуб "Юных исследователей" заканчивает свою работу.

- Ребята, вам понравилась наша встреча в клубе?

-Скажите пожалуйста, что вы нового и интересного узнали из сегодняшнего заседания клуба?

-Какими вы были? (внимательными, умными, аккуратными, дружными и т. д.)

.-Спасибо всем за работу. Вы у меня очень способные и замечательные.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект мероприятия по исследовательской деятельности для детей подготовительной группы «Вулканы» Цель: 1. Познакомить детей с природными явлениями –вулканами, их строением, причиной извержения. Ход сценария. Вос-ль:. -Ребята, посмотрите.

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе «Вулканы»Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе «Вулканы» Составила: воспитатель Алексеева Ольга Владимировна Первая квалификационная категория Программное содержание: Познакомить детей с профессией.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Соленая история» Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Соленая история» Цель: Способствовать развитию.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Чудесная ягода» Цель: развитие самостоятельности и исследовательских умений детей в процессе экспериментальной деятельности. Задачи: • Учить детей делать.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Чудо-ягода лесная» «Чудо-ягода лесная» Цель: развитие самостоятельности и исследовательских умений детей в процессе экспериментальной деятельности. Задачи.

Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности «Необычное в обычном» в подготовительной к школе группе Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности на тему "Необычное в обычном" в подготовительной.

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Фейерверк для улетающих птиц» Тема: «Фейерверк для улетающих птиц» Тип занятия: комплексное Вид занятия: познавательное Цели: 1/Продолжать закреплять и расширять знания.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Волшебница вода»Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Волшебница вода» Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе. Тема НОД: «Волшебница вода»Основная образовательная область:.

«Воздух-волшебник». Конспект занимательной познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе«Воздух-волшебник». Конспект занимательной познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе Тема: "Воздух-волшебник". Цели: развитие исследовательской активности в процессе экспериментирования Задачи: • расширять представления детей.

Отчет о познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группеОтчет о познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе Познавательно-исследовательская деятельность - исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними (ФГОС). Познавательно.

Автор публикации:
Конспект по развитию познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Вулканы»
Опубликовано: 3 декабря 2016 в 14:28
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД