Лучший педагог года

Консультация «Адаптивные навыки у детей с аутизмом»

Корчака Анна
Консультация «Адаптивные навыки у детей с аутизмом»

Аутизм (от греч. autos - сам) – термин введен в психиатрию Блейлером (Bleuler) для обозначения одного из самых типичных признаков схизофрении (Схизофрения-психическое расстройство, характеризующееся ухудшением восприятия окружающей действительности и значительной социальной дисфункцией). Это психопатологическое состояние, при котором происходит погружение человека в личные внутренние переживания, вырабатывающиеся по особым законам, и отсутствуют умения связываться с внешними событиям. Расстройства аутистического спектра (РАС) — спектр психологических характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также жёстко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов. Центральными дефицитами у людей с РАС являются навыки разделенного (то есть согласованного с партнером по общению) внимания и реципрокности (взаимности) во взаимодействии. Свойственны нарушение и задержка навыков социального взаимодействия, умственного восприятия, общения, узость интересов.

Публикация «Консультация „Адаптивные навыки у детей с аутизмом“» размещена в разделах

Все симптомы аутизма связаны с расстройством, развивающимся из-за определенных нарушений функционирования ЦНС, проявляющееся отсутствием взаимодействия с людьми и общения, повторяющимися движениями и ограниченными интересами. Окончательно признаки заболевания «вырисовываются» до наступления трёх лет.

Без своевременной диагностики и адекватной клиникопсихолого-педагогической коррекции значительная часть таких детей становится необучаемой и неприспособленной к жизни в обществе. И, наоборот, при ранней диагностике, своевременном начале коррекции большинство аутичных детей можно подготовить к обучению, а нередко – и развить их потенциальную одаренность в различных областях знаний. Патогенетические механизмы РДА, остаются недостаточно ясными, сохраняются предположения о поломке биологических механизмов эффективности, о первичной слабости инстинктов, об информационной блокаде, связанной с расстройством восприятия, о недоразвитии внутренней речи, о центральном нарушении слуховых впечатлений, которое ведет к блокаде потребности в контактах и многие другие.

Коррекционная работа должна осуществляться поэтапно. Используются адаптированные для работы с аутистами обычные программы по обучению и организации игр. Направленная деятельность ребенка РДА планируется с учетом психического развития. Используется индивидуальная, а позднее групповая формы работы. На первых этапах отрабатывается важнейшая реакция оживления и слежения, формируется зрительно-моторный комплекс. В последующем, в процессе манипуляции с предметами развивают тактильное, зрительнотактильное, кинетическое, мышечное восприятие.

Особенности развития мелкой моторики у детей с РАС.

Дети с РАС отличаются рядом особенностей. Как правило, это соматически ослабленные малыши, отстающие не только в психическом, но и в физическом развитии. В анамнезе отмечается задержка в формировании статических и локомоторных функций, при обследовании выявляется несформированность всех компонентов двигательного статуса (физического развития, техники движений, двигательных качеств) по отношению к возрастным возможностям. Обнаруживается снижение ориентировочно-познавательной деятельности, внимание ребенка трудно привлечь и удержать. Затруднена сенсорно-перцептивная деятельность. Такие дети не умеют обследовать предметы, затрудняются в определении их свойств.

У этих детей манипулятивные действия с предметами сочетаются с предметными действиями. Преобладают повторяющиеся движении.

При помощи взрослого они могут осваивать некоторые дидактические игрушки, однако способы выполнения соотносящих действий несовершенны. Детям требуется гораздо большее количество проб и примериваний для решения наглядной задачи. Их общая моторная неловкость и недостаточность тонкой моторики обуславливают несформированностъ навыков самообслуживания - многие затрудняются в использовании ложки в процессе еды, испытывают большие трудности при раздевании и особенно в одевании, в предметно-игровых действиях.

В дошкольном возрасте у детей выявляется отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация, выявляются недостатки психомоторики. Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изо-деятельности, лепке, аппликации, конструировании. Многие дети не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются при пользовании ножницами. Для решения этих задач можно использовать специальные накладки.

Затруднено формирование графомоторных навыков.

При начале развития мелкой моторики необходимо использовать предметы, которые вызывают положительные эмоции у детей с РАС. Постепенно переходя на более сложные формы. Для увлечения детей можно использовать предметы быта (нестандартные- карандаши, прищепки, шишки, крупы, бусины). Начинать лучше с ярких, больших предметов, которые ребенок видит каждый день дома. Сначала необходимо дать ребенку познакомиться с предметом, а уже потом давать инструкцию по его использованию.

Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуального развития детей. Чем выше уровень развития мелкой моторики, тем лучше развиты память и внимание, связная речь. Педагоги отмечают, что дошкольники с нарушениями в мелкой моторике при поступлении в первый класс часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо — это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

У детей с РДА наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостачточная координированность и четкость непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Наиболее страдает у детей данной категории моторика кистей и пальцев рук. Отклонения в развитии моторной сферы у детей создают определенные трудности в учебной деятельности, особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками письма, рисования, ручного труда.

Для выявления уровня отклонений мелкой моторики применяются различные диагностические методы. Это позволило составить представление о характере нарушений мелкомоторных функций у наблюдаемой группы детей и на основании результатов обследовать разработать рекомендации по проведению коррекционной работы с ними.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Культурно — Гигиенические навыки» для дошкольников «КУЛЬТУРНО - ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ» (для дошкольников) КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Воспитатель: Альмухамедова Нуржамал Газисовна Воспитание.

Консультация для родителей «Полезные навыки»Консультация для родителей «Полезные навыки» Многих родителей волнует вопрос, с какого возраста надо учить своего ребенка владению ножницами? Начинать обучение по вырезыванию можно.

Развиваем навыки общения. Коммуникативные игры для дошкольниковРазвиваем навыки общения. Коммуникативные игры для дошкольников Из публикации Оксаны Столь узнала о том, что 13 ноября отмечается Всемирный день доброты, а 16 ноября Международный день толерантности (.

Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Скороговорки и развитие речи детей» Консультация для родителей детей дошкольного возраста: «Скороговорки и развитие речи детей»Все взрослые хотят, чтобы их дети говорили грамотно,.

Консультация для родителей «Как привить особому ребенку навыки самообслуживания» Консультация для родителей «Как привить особому ребенку навыки самообслуживания» Особый ребенок – особое отношение Навыки самообслуживания.

Консультация для родителей «Навыки и умения, необходимые ученику 1 класса» Навыки и умения необходимые ученику 1 класса. Через несколько месяцев наши дети пойдут в школу. Готовить к этой ответственной поре жизни-значит.

Консультация для родителей по оздоровлению детей «Здоровье детей в наших руках» Консультация для родителей по оздоровлению детей «Здоровье детей в наших руках» Цель - показать ребенку и родителям значимость физического.

Лэпбук культурно-гигиенические навыкиЛэпбук культурно-гигиенические навыки Цель: обобщение знаний о личной гигиене детей. Задачи:закрепить знания о личной гигиене, формировать умение следить за своим внешним видом,.

Новые обитатели «Ромашковой полянки». Продолжаем развивать навыки малышейНовые обитатели «Ромашковой полянки». Продолжаем развивать навыки малышей В одном из своих постов я рассказывала о пособии для малышей,развивающем мелкую моторику,сенсорные навыки,воображение,речь "Ромашковая.

Развиваем навыки общения. Коммуникативные игры для дошкольниковРазвиваем навыки общения. Коммуникативные игры для дошкольников «Радио»Задачи: развивать умение обращать внимание на индивидуальные особенностями сверстников Воспитатель берёт в руки микрофон (это может.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Адаптивные навыки у детей с аутизмом»
Опубликовано: 3 марта 2022 в 07:52
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД