Махова Вера Викторовна
Логопедические технологии коррекции (профилактики) речевых нарушений у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проект коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста с нарушениями развития.
В сложившейся системе здравоохранения и образования специализированная помощь оказывается 68% детей с патологией речи после 5 лет, когда речевой дефект уже закрепился. С возрастом теряется возможность пластичного изменения состояния ребенка, ухудшаются условия для компенсации и коррекции. Таким образом, сегодня особую актуальность имеет определение основных направлений и содержания профилактической работы по предупреждению нарушений речи у детей раннего возраста. Гораздо легче предотвратить формирование отклонений в развитии речевых функций, чем их впоследствии устранить. Для учителя-логопеда, работающего на дошкольном логопункте с детьми старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет, работа по профилактике речевых нарушений среди детей с двух до трех лет актуальна тем, что она должна привести к сокращению количества детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поступающих в логопункт. Число старших дошкольников с речевыми нарушениями неуклонно растет. На логопункте единовременно может заниматься только 25 человек, а по результатам первичного логопедического обследования детей, поступающих в подготовительные группы, только в этом учебном году было выявлено 26 человек. Среди старших групп речевые нарушения разных уровней сложности выявлены у 81% детей.
Публикация «Логопедические технологии коррекции (профилактики) речевых нарушений у детей раннего возраста» размещена в разделах
Данный проект рассчитан на работу с детьми 2-3 лет (первая младшая группа) массового детского сада. Срок реализации проекта – 1 год.
Основной целью логопедической работы с данной категорией детей является предупреждение и преодоление речевых нарушений у детей раннего возраста. Необходимо на основе теоретически обоснованных материалов разработать, апробировать и определить эффективность педагогической технологии предупреждения и преодоления речевых нарушений у детей двух – трёх лет в условиях массового детского сада.
Основные задачи:
1. Стимуляция речевой и психической активности.
2. Развитие эмоционального общения с взрослым.
3. Совершенствование способности к подражанию действиям взрослого, сверстников.
4. Развитие и коррекция психофизиологической основы речевой деятельности : разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков и т. д.
5. Формирование мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности.
6. Формирование внутреннего и внешнего лексикона обеспечивающего минимальное общение.
7. Формирование первоначальных навыков грамматического структурирования речевого сообщения.
8. Профилактика возникновения вторичных речевых нарушений.
Работа по реализации проекта включает в себя четыре этапа:
I. Подготовительный этап (август-сентябрь).
Цель этапа: на основе теоретически обоснованных материалов разработать технологии предупреждения задержки речевого развития у детей двух – трёх лет в условиях массового детского сада.
Задачи этапа:
изучить методическую литературу по проблеме;
сформулировать цели и задачи проекта;
определить стратегию и тактику экспериментального исследования;
провести анкетирование родителей и изучить анамнез детей;
привлечь родителей и воспитателей к работе над проектом.
II. Этап работы с детьми в рамках проекта (октябрь-май).
Цель этапа: проведение работы с детьми двух – трёх лет в условиях массового детского сада, направленной на предупреждение нарушений речи.
Задачи этапа:
Начало первичной диагностики речи поступающих детей раннего возраста вместе с родителями ранних групп;
укрепление соматического здоровья;
формирование моторной сферы;
развитие высших психических функций ;
развитие импрессивной речи;
развитие экспрессивной речи.
III. Работа с педагогами и с родителями в рамках проекта (октябрь-май).
Цель этапа: знакомство педагогов ДОУ, работающих с детьми раннего возраста, с проектом по предупреждению нарушений речи в условиях массового детского сада; привлечение воспитателей и родителей к участию.
Задачи этапа:
проведение семинара для педагогов по проблеме проекта;
выработка рекомендаций воспитателям по организации речевой среды в группе, знакомство их с требованиями к дидактическому материалу;
проведение индивидуальных консультаций с родителями детей групп раннего возраста, имеющими речевые нарушения (по желанию родителей); проведение «Дня открытых дверей для родителей детей младших групп;
Участие в проведении родительских собраний для родителей детей, поступивших в детский сад (1-3 года).
IV. Проведение заключительной диагностики (май).
Цель: анализ результатов проделанной работы по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста.
Направления коррекционно-развивающей работы определяются на основе результатов диагностического обследования, которое проводится в режиме наблюдения и индивидуального диалога, в атмосфере доброжелательности, поощрения ребёнка, его поддержки, а также анкетирования родителей и педагогов групп раннего возраста с целью выявления речевых нарушений у детей.
Диагностическое обследование включает четыре этапа:
Первый этап – подготовительный (включает подготовку необходимого оборудования, атрибутов к тем играм, упражнениям, которые будут использоваться при обследовании, планирование удобного время для бесед, наблюдений, общения с детьми).
Второй этап – обследование.
Третий этап – анализ результатов обследования, оформление выводов.
Четвёртый этап – обобщение результатов обследования и использование их в дальнейшей работе с педагогами и родителями.
Основные направления работы по профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста включают
• формирование:
- коммуникативной и обобщающей функций речи;
- артикуляционных навыков, физиологического и речевого дыхания;
- первоначальных навыков фонематического восприятия;
- звукослоговой структуры слова;
- внутреннего и внешнего лексикона;
- начальных навыков грамматического оформления высказывания;
- внутренней семантической структуры предложения (из 2-3 слов);
• создание:
- особым образом организованной коррекционно-развивающей среды;
- организованного семейного воспитания детей.
Содержание коррекционно-развивающей работы соотносится с основными направлениями работы по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста :
1. Формирование моторной сферы: нормализация мышечного тонуса (общий массаж, физкультурные занятия, дифференцированный массаж лицевой и оральной мускулатуры; дифференцированный массаж кистей и пальцев рук, самомассаж биологически активных точек); формирование кинестетического и кинетического ощущения ручных и артикуляторных движений (восприятие схемы тела, формирование пространственного чувства, пальчиковые игры, упражнения на определение положения губ, языка, челюсти); упражнения для развития общей, мелкой и артикуляционной моторики (комплекс игр); развитие зрительно-моторной координации; развитие навыков самообслуживания.
2. Развитие высших психических функций: сенсорно-перцептивной деятельности и эталонных представлений, памяти (речеслуховой, зрительной, двигательной, внимания (зрительного, слухового, двигательного, восприятия (зрительного, слухового, мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи (познавательной активности, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, мыслительных операций, умения действовать целенаправленно, творческих способностей, межанализаторного взаимодействия; формирование ведущих видов деятельности (предметной, игровой); обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности.
3. Развитие импрессивной речи: понимания слов, обозначающих предметы, действия, признаки; грамматических категорий и предложных конструкций; инструкций, вопросов, несложных текстов);
4. Развитие экспрессивной речи: лексического запаса (называние слов, обозначающих предметы, признаки, действия и т. д.); фразовой речи, звукопроизношения, фонематических процессов, активизация словаря, совершенствование процессов поиска слов, перевода слова из пассивного в активный словарь, формирование речевого и предметно-практического общения с окружающими, развитие знаний и представлений об окружающем;
5. Работа с родителями (совместное обсуждение программ профилактического обучения и воспитания; знакомство с результатами обследования, особенностями и возможностями ребенка, с планом развивающей работы с ребенком; анкетирование родителей; согласование тем, содержания, методов обучения ближайших занятий; посещение занятий; консультации для родителей о причинах, особенностях речевых нарушений у детей и способах их преодоления; занятия-консультации для родителей по развитию моторной, познавательной сфер, импрессивной и экспрессивной речи; просветительская работа (подготовка памяток, подбор и распространение логопедической и психолого-педагогической литературы).
В работе необходимо применять практические и наглядные методы и приемы: массаж, гимнастика, подражание, вслушивание, рассматривание, манипуляции с предметами, картинками, предметно-игровые действия с игрушками, рисование, конструирование и др.
Работу по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста следует строить с учетом основных положений специальной педагогики в области раннего вмешательства (раннее целенаправленное и дифференцированное «пошаговое» обучение; использование специфических методик, приемов, средств обучения; более глубокая дифференциация и индивидуализация обучения; обязательное включение родителей в развивающий процесс).
Планируемые результаты проекта:
Повышение компетентности педагогов и родителей в вопросах речевого развития ребёнка;
Стимуляция речевого развития детей раннего возраста в соответствии с закономерностями речевого онтогенеза;
Своевременное устранение возрастных специфических трудностей в речевой деятельности детей 2 - 3 лет;
Уменьшение количества детей с нарушениями речи к старшему дошкольному возрасту.
Критерии анализа проделанной работы над проектом:
1. Проведение сравнительной диагностики в рамках непосредственно образовательной деятельности, а так же индивидуально. Форма проведения мониторинга должна представлять собой преимущественно наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности.
2. Анализ результатов анкетирования родителей. Проведение консультаций для родителей о развитии речи детей 2-3 лет и предупреждении речевых нарушений в данном возрасте. Привлечение родителей и воспитателей к работе над проектом путем создания «обратной связи».
3. Повышению компетентности педагогов и родителей в вопросах речевого развития ребёнка;
4. Своевременное устранение возрастных специфических трудностей в речевой деятельности детей 2 – 3 лет.
5. Уменьшение количества детей с нарушениями речи к старшему дошкольному возрасту.
Список литературы:
1. Венгер А. А., Шевченко Ю. С. Онтогенетический подход к коррекции психического развития ребенка. // Дефектология. 2004. № 1. - С. 8-16.
2. Гирилюк Т. Н. Педагогическая технология по преодолению задержки речевого развития у детей раннего возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии: Автореф. дисс…канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2007. - 26 с.
3. Гудонис В. П. Анализ причин нарушения развития детей и некоторые пути их профилактики. // Дефектология. 2004. № 4. - С. 8-17.
4. Семенович А. В. Начальная диагностика и коррекция в детском возрасте : Учебное пособие для высших учебных заведений. - М. : Академия, 2002-232 с.
5. Смирнова Л. И. Развитие речи у детей 2-3 лет. Пособие для воспитателей и родителей – М. : Мозаика- Синтез, 2006.