Лучший педагог года

Проект по волонтерскому движению «Лучики добра» от 6 до 18 лет

Ольга Кашмина
Проект по волонтерскому движению «Лучики добра» от 6 до 18 лет

«ЛУЧИКИ ДОБРА»

(волонтерское движение «Дети – детям»)

ПРОЕКТ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Срок реализации: 1 год

Возраст детей: 6 – 18 лет

Оглавление

Введение…. …. 4

1. Актуальность работы….….…4

2. Объект и предмет работы….…. 5

3. Цель, задачи работы …. …. 5

4. Описание проекта :…. 6

- содержание деятельности

- основные направления

Публикация «Проект по волонтерскому движению „Лучики добра“ от 6 до 18 лет» размещена в разделах

- основа работы по духовно-нравственному воспитанию обучающихся

5. Программа реализации…. 9

6. Инновационный потенциал проекта. ….10

7. Ожидаемые результаты…. ….….11

І. Теоретическая часть…. 11

1. Научно-методическое обеспечение проекта….…. 11

2. Анализ научно-методической литературы по духовно-нравственному воспитанию…. …12

ІІ. Практическая часть….…. 15

III. Заключение…. …. ….….…28

Введение

«Руководить духовно-нравственным воспитанием –

это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни,

который выражается в том, что каждый воспитанник

о ком – то заботится, о ком-то печётся и беспокоится,

кому-то отдаёт своё сердце».

/В. Сухомлинский/

Современная Россия переживает один из сложных исторических периодов. В настоящее время самым серьёзным бедствием для нашего общества является то, что, к сожалению, материальные ценности превалируют над духовными, что приводит к отсутствию четких ориентиров в жизни у молодежи, частичной или полной деградации личности. У молодых людей искажается представление о добросердечии, человечности, отзывчивости, гражданской позиции и патриотизме. За счет снижения истинных духовных и национальных ценностей, характерных для российского менталитета, большие масштабы приобрела ориентация юношества на западную культуру. В таких условиях нация может оказаться на пути демографической дегенерации.

Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Именно в школьные годы ребенок получает опыт гражданской деятельности, знакомится с российским и мировым культурным достоянием, совершенствуется духовно. Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.

1. Актуальность работы

О необходимости активизации системы общенациональных ценностей и приоритетов через образовательную систему говорится в ФГОС второго поколения, который нацелен на духовно-нравственное развитие и воспитание детей в период школьного обучения и становление их гражданской идентичности. Духовно-нравственное развитие личности по ФГОС обозначает «педагогически организованный процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности» школьника, при котором будет развиваться его способность встраиваться во всевозможные системы социальных отношений с опорой на сформированные моральные нормы и нравственные идеалы. В данном документе описаны главные положения школьного воспитательного процесса и указано на необходимость включения в основную образовательную программу подпрограммы духовно-нравственного развития и воспитания школьников. В нём также указывается на необходимость осуществления воспитательного процесса через целостный комплекс мер, который должен реализовываться и на уроках, и во время внеурочных мероприятий, и за счет вовлечения детей во внешкольную деятельность.

За долгие годы существования нашей школы накоплен значительный опыт работы по формированию у учащихся толерантных чувств и убеждений, стимулирующих эмоционально-образную, нравственно-эстетическую, патриотическую и творческую активность. Изучение и анализ рассматриваемой проблемы позволяют сделать вывод о том, что необходимо всемерно повышать содержательную, эмоциональную, познавательную насыщенность духовно-нравственного воспитания школьников, используя для этого разнообразные условия, пути, формы и методы психологического воздействия, чтобы вызвать чувства эмпатии, милосердия, терпимости, любви к ближнему. При этом очень важно, чтобы нравственные и духовные взгляды и убеждения стали нормой, основным принципом поведения учащихся в повседневной жизни. Духовно-нравственное воспитание в рамках данной программы рассматривается, как дифференцированный процесс, с учётом возрастных, индивидуальных особенностей учащихся.

2. Объект и предмет работы

Объект работы – организационно-педагогические условия духовно-нравственного воспитания.

Предмет работы – педагогическая деятельность, внеклассная и внешкольная воспитательная работа, направленная на формирование морально-этической, нравственной компетенции и активной социальной позиции учащихся.

3. Цель, задачи работы

развитие системы духовно-нравственного воспитания учащихся школы, способной на основе формирования духовно-нравственных ориентиров и сознания обеспечить решение задач по консолидации коллектива школы, учащихся, родителей.

Для достижения цели должны решаться следующие задачи:

• формирование нравственных основ личности, повышение уровня духовной культуры;

• формирование национальных базовых ценностей, через духовно-нравственное воспитание личности ребёнка, как гражданина России;

• формирование у обучающихся гуманистического отношения к окружающему миру;

• формирование в каждом ребёнке общечеловеческих ценностей, добродетелей : любовь к ближнему, сострадание, справедливость, гражданственность, веру в прекрасное, ответственность, этическую культуру, нравственные устои;

• развитие у ребёнка правильной жизненной ориентации, т. е. того, к чему прежде всего должен стремиться человек, что является главными жизненными ценностями;

• формирование в каждом ребёнке способности различать полезное и вредное для себя и противостоять последнему;

• воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного в любой момент встать на защиту государственных интересов.

Описание проекта

Содержание деятельности:

При организации работы по духовно-нравственному воспитанию обучающихся руководствуемся принципами:

• воспитания на традициях, сохранении исторической памяти;

• взаимосвязи нравственного воспитания и жизни воспитанников;

• непрерывного личностного развития обучающихся и педагогов (единство духовного, нравственного, интеллектуального, эмоционального, социального и физического развития человека; взаимообусловленность личностного развития обучающихся и педагогов);

• социальной востребованности воспитания (взаимосвязь образования, духовно-нравственного развития и жизни обучающихся);

• ориентации воспитания на развитие социальной и культурной компетенции.

Эффективным нравственное воспитание становится в том случае, если оно тесно связано с личным участием школьника в делах, результаты которых он видит. Мы считаем, что социальная работа с обучающимися должна строиться на стимулировании активности самих подростков в ходе создания соответствующих условий для самостоятельного решения определенных задач и проблем. Если воспитанник чувствует в себе бескорыстное желание помогать, то сформировать в нем социальную солидарность, гражданственность и другие базовые национальные ценности будет не такой уж непосильной задачей. Следовательно, волонтёрскую деятельность можно рассматривать как мощное средство, способствующее социализации обучающихся и обладающее безграничным воспитательным потенциалом.

Поэтому на базе нашей школы в мае 2021года был создан волонтерский отряд «Лучики добра». Актив отряда составляют обучающиеся 8-9 классов. Свою деятельность волонтёры из старших классов под руководством педагогов – наставников строят на оказании посильной помощи детям – инвалидам, обучающимся в классах для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития (ТМНР).

Основой работы по духовно-нравственному воспитанию обучающихся считаем:

• укоренение духовно-нравственных ценностей;

• обеспечение единства воспитательных и жизненно-практических задач, создание у обучающихся собственного отношения к жизни;

• воспитание уважения к нормам христианской морали;

• сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение их к духовным и нравственным ценностям православной культуры;

• формирование толерантности сознания, чувства милосердия и сострадания к ближнему.

«Есть свет и тьма, есть благородство и низость, есть чистота и грязь: до первых нужно дорасти, а до вторых стоит ли опускаться? Выбирай достойное, а не лёгкое!» Мы взяли за девиз в нашей работе слова академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва. Ведь нравственность – это духовные и душевные качества человека, основанные обычно на чести, доброте и справедливости, которые проявляются во всё м: и в отношении к людям, и к животным, и к самой природе.

2. Программа реализации проекта :

Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство. Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия.

Проект ориентирован :

- учащиеся классов ТМНР (тяжёлые и множественные нарушения развития).

- учащиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) старшего звена, педагоги, администрация учреждения МБОУ «Ногинская специальная (коррекционная) школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья».

Сроки реализации: май 2021г. - май 2022г.

Направления работы:

- социальное направление – именно с этого направления началась деятельность нашего отряда «Лучики добра». Совместная деятельность нравится, как волонтерам, так и учащимся, обучающимся в классах ТМНР;

- трудовое направление – наши волонтёры шьют для обучающихся классов ТМНР фартучки, нарукавники, различные дидактические пособия, чинят мебель, делают игрушки из дерева и гипса;

- спортивное направление – одно из наиболее любимых направлений наших волонтеров. «Веселые старты», семейные эстафеты «Мама, папа, я – спортивная семья», и многие другие спортивные мероприятия проводят наши волонтеры под девизом «Спорт – это здоровье»;

- патриотическое направление - возрождение патриотического волонтёрского движения как духовно-нравственного ориентира, направленного на воспитание патриотических чувств у каждого обучающегося. Воспитать в ребенке уважение к истории своей Родины, своего народа, своей семьи помогают мероприятия патриотической направленности, в которых наши волонтеры принимают активное участие: «Георгиевская ленточка», «День Российского флага», праздники «День Победы», «День защитника Отечества»;

- творческое направление – в творчестве ребенок раскрывает свои скрытые таланты. Петь, танцевать, творить – все это волонтеры делают с огромным удовольствием и желанием показать себя, порадовать детей - инвалидов. Большое количество концертов, театрализованных мероприятий состоялись в нашей школе благодаря команде волонтеров. «Первый звонок», «День учителя», «День матери», «Новогодний праздник» это далеко неполный список тех праздников, которые старшеклассники организовали для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития;

- духовно-образовательное направление – и волонтёрам, и детям классов ТМНР очень нравятся встречи с батюшкой. Отец Олег в доступной форме знакомит обучающихся с православными праздниками, историей России, традициями нашей Родины.

- экологическое направление - экологическое воспитание обучающихся непосредственно связано с нравственным. Волонтеры принимают активное участие в субботниках «Чистая школа, чистый двор». Совместно с учащимися классов ТМНР проводят акцию «Кормушка для птиц», проводят беседы «Береги природу», в этом году волонтерский отряд примет участие в озеленении территории школы - интерната.

Инновационный потенциал проекта

Значимость данного проекта заключается в направленности работы, которая носит практический характер.

Полученные результаты находят применение в качестве реальной основы для дальнейшего совершенствования волонтёрской деятельности в школе; для дальнейшего обеспечения личностно-ориентированного взаимодействия учителей, учащихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с тяжёлыми и множественными нарушениями развития; интенсивного личностного развития всех учащихся.

Апробация и внедрение проекта «Лучики добра» осуществляется на базе МБОУ «Ногинская специальная (коррекционная) школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Конкретными результатами проектной деятельности является участие ребят - участников проекта в различных делах, мероприятиях, конкурсах, соревнованиях, акциях.

Ожидаемые результаты:

В процессе реализации Проекта по духовно-нравственному воспитанию «Лучики добра», у обучающихся должны быть развиты следующие качества личности:

• активная гражданская позиция;

• способность к саморазвитию;

• духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;

• ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию;

• чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству.

А также сформирован:

• первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

• опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской позиции.

І. Теоретическая часть

1. Научно-методическое обеспечение проекта

В своей работе мы используем комплекс методик по организации и проведению различных мероприятий духовно-нравственной направленности, а также всё многообразие педагогических форм и методов работы. Приносят свои плоды активное использование технологии коллективно-творческого дела, технологии сотрудничества, метода поддержки и успеха, сотворчества и сотрудничества, метода творческой и учебно-исследовательской, поисковой деятельности, эффективные формы организации социально-значимой деятельности.

2. Анализ научно-методической литературы по духовно-нравственному воспитанию

Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения всегда была и будет актуальной. Задача вырастить молодое поколение добрым, честным, трудолюбивым стояла не только перед нашими отцами и дедами, но и во все прежние века и тысячелетия.

Духовность и нравственность – это те приоритетные ценности, которые должны быть положены в основу воспитания детей и молодёжи, т. к. они являются важнейшими, основными характеристиками личности.

Понятие «духовность» является сложным и многогранным. Исторически сложились два принципиально различных взгляда на ее воспитание: религиозный и научный. Религиозное видит духовность в Божественном, связывая ее с онтологическим, сакральным началом. Наука ищет ее в человеке, его взаимоотношениях в структуре социума. На двойственность слова «духовный» указывал в свое время В. Даль: «…все относящееся к Богу, церкви, вере, все относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля».

В смысловом содержании понятие «духовность», сохраняя принципиальное различие в религиозном и научном понимании, содержит в то же время общее, а именно: духовность оценивается как высшее проявление человеческой сущности; духовность носит аксиологический характер и связана с поиском основных ценностных ориентиров в жизни; духовность органически связана с нравственностью; духовность - деятельное состояние личности, выражающееся в творческом опыте самосовершенствования.

В традиционном философском понимании духовность включает в себя три начала - познавательное, нравственное, эстетическое. Сердцевиной духовности является нравственность. В качестве синонима нравственности нередко употребляется слово «мораль» (от латинского moralis - нравственный).

В «Советском энциклопедическом словаре» мораль рассматривается как «особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм…».

В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви подчёркнуто, что школа есть посредник между поколениями, передающий молодым людям ценности, накопленные за предыдущие эпохи. Задача приобщения молодёжи к этическим принципам, актуальным для всех времён и восходящим к вечности, выходит сегодня на первый план в процессе школьного воспитания. Успешное решение этой задачи требует глубокого осмысления гражданами всего происходящего, выработки активной жизненной позиции и повсеместного вовлечения их в полноценную практическую деятельность в интересах общества и государства. Это предполагает необходимость формирования у граждан, прежде всего у подрастающего поколения, за которым будущее страны, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых немаловажное значение имеют: терпимость, справедливость, чуткость, трудолюбие, скромность, великодушие.

С позиции А. М. Столяренко, нравственное воспитание позиционируется как целенаправленный процесс формирования у личности морального сознания, развития нравственных чувств, ценностей, а также выработки нравственного поведения, которое в целом и отражает уровень нравственного воспитания личности.

Таким образом, духовно-нравственное становление личности в педагогической литературе рассматривается как двусторонний процесс, в котором активно взаимодействуют внешние социальные факторы и собственная мыслительная, эмоциональная и волевая активность личности. В процессе формирования духовно-нравственных качеств личности исследователи указывают на взаимообусловленность процессов духовного и нравственного развития, т. е. на целостность процесса.

Итак, мы выяснили, что духовно-нравственное воспитание рассматривается как сложное и многоаспектное явление, направленное на решение проблем, связанных со становлением личности и ориентацией на формирование духовно-нравственных чувств.

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

Выводом из вышесказанного будет следующее заключение: современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

ІІ. Практическая часть

1. Формы представления материала

- чтение сказок, литературных произведений из серии духовно-нравственного воспитания, сказки о материнской любви;

- цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей.

- знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Рождество Пресвятой Богородицы, Рождественские Святки, праздник Масленица, Пасха, Благовещение, Троица)

- тематические выставки детского творчества.

- знакомство детей с жизнью православных святых и защитниках земли русской, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма в виде рассказа с использованием видеофильмов, детской литературы перед днем памяти святого как отдельное занятие или как часть занятия по ознакомлению с окружающим перед Днем защитника Отечества, Днем Победы.

- экскурсии в храм с целью ознакомления с особенностями архитектуры, внутренним устройством, иконографией;

- экскурсии на природу (красота Божьего мира);

- слушание колокольной и духовной музыки на тематических музыкальных занятиях с использованием соответствующих записей;

- постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об

уважении старших).

IV. Заключение

Формирование духовно-нравственных качеств личности – это целенаправленный, специально организуемый процесс. Духовно-нравственные качества – это совокупность принятых и хорошо усвоенных личностью моральных норм, принципов и правил, которые, под влиянием возникших гуманных чувств, применяются добровольно и правильно. Формирование их возможно лишь через вовлечение подростков в специфическую социально направленную деятельность. Организованная в нашей школе волонтёрская деятельность «Дети - детям» в проекте «Лучики добра» и является таковой.

1. Одной из реализованных задач проекта является развитие нравственных чувств и убеждений, качественным показателем развитости которых становится умение школьников с ограниченными возможностями здоровья определять различные эмоциональные состояния окружающих.

2. Разработанные нами мероприятия способствуют нравственному воспитанию обучающихся с интеллектуальной недостаточностью в процессе приобщения их к самостоятельной социально-нравственной деятельности, создаются эффективные педагогические условия, развивающие и воспитывающие у них мировоззренческие, эстетические, нравственные, патриотические чувства и убеждения.

3. Этот проект показывает, что приобщение школьников с ограниченными возможностями здоровья к волонтёрской работе с детьми – инвалидами (ТМНР, которые ещё более чем они сами (обучающиеся с ОВЗ, нуждаются во всесторонней заботе и помощи, пробуждает и воспитывает лучшие человеческие чувства и качества первых, позволяет им правильно осмыслить свое отношение к окружающему, свой долг и обязанности перед Родиной и обществом. Благодаря деятельности отряда, наши старшеклассники прониклись чувствами дружелюбия, эмпатии, милосердия к детям с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. В них зародилось желание общаться с такими детьми и помогать им по мере своих возможностей.

Этот проект в нашей школе заложил фундамент для построения практически направленной воспитательной работы по духовно-нравственному воспитанию. Нам, педагогам, положившим начало этому движению год назад, было очень приятно уже сейчас слышать о новых планах, идеях, интересных мероприятиях, которые старшеклассники собираются воплотить в жизнь в следующем учебном году. Становится совершенно ясно, что волонтёрство в МБОУ «Ногинская специальная (коррекционная) школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» укоренилось, не остановится на достигнутых результатах, будет расти и крепнуть. В перспективе у нас совместные походы в кино, музеи, выставки, увлекательные интерактивные игры и многие другие дела. Волонтерская деятельность помогла нашим подросткам понять главное – делать добро людям не только полезно, но и приятно. Опыт, полученный в отряде «Лучики добра», стал для ребят семенем, которое легло на благодатную почву юной души. В будущем из этого семени вырастет крепкое дерево нравственности, плодами которого будут только добрые дела и поступки.

Публикации по теме:

НОД по ручному труду «Весна и весёлые солнечные лучики»НОД по ручному труду «Весна и весёлые солнечные лучики» Цель: - воспитывать у детей интерес к художественному творчеству, ручному труду; - создавать для детей все необходимые условия для развития.

Фотоотчет «Мама солнышко моё, а мы лучики её»Фотоотчет «Мама солнышко моё, а мы лучики её» Мама это самый добрый, милый, дорогой человек для каждого из нас, маму тоже нужно беречь, любить, холить и лелеять. Мы вместе с нашими ребятами.

Фрагмент занятия «Лучики для солнышка»Фрагмент занятия «Лучики для солнышка» Виды детской деятельности: аппликация, игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская Задачи: Закрепить у детей знания основных.

Индивидуальный детский проект «Лучики-руки солнца»Индивидуальный детский проект «Лучики-руки солнца» И снова здравствуйте дорогие коллеги. Сегодня я хочу предоставить новую публикацию, в которой вы продолжите знакомство с проектами детей.

Колье для девочек «Лучики солнышка» ко Дню солнца. Мастер-классКолье для девочек «Лучики солнышка» ко Дню солнца. Мастер-класс Протянуло солнышко Лучики свои, На моё окошечко, В летние деньки. Ласково так смотрит И, согрев теплом, Всё же не уходит, Знать по.

Организация предметно-развивающей среды в группе «Лучики»Организация предметно-развивающей среды в группе «Лучики» Задача педагога состоит в умении моделировать предметно-пространственную развивающую среду, которая бы позволила ребёнку проявлять творческие.

Проект «Идем дорогами добра»Проект «Идем дорогами добра» Проект по нравственно – патриотическому воспитанию старших дошкольников «Идем дорогами добра» Разработчик проекта: Флегонтова Светлана.

Проект «Лучик добра в творчестве Осеевой»Проект «Лучик добра в творчестве Осеевой» Автор проекта: воспитатели Сафарова Ю. А. Кабарухина Т. Н. Продолжительность проекта: 1 месяц Участники проекта: дети, педагоги, родители.

Проект «Всегда иди дорогою добра» (старший дошкольный возраст) «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от.

Развлечение для детей младшего дошкольного возраста «Лучики добра»Развлечение для детей младшего дошкольного возраста «Лучики добра» Цель: Формировать у детей младшего дошкольного возраста представления о добре и зле. Вызвать у детей положительные эмоции. Задачи: Формировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по волонтерскому движению «Лучики добра» от 6 до 18 лет
Опубликовано: 30 октября 2022 в 18:19
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД