Елена Золотухина
Математические игры как средство коррекции детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, и если для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад - это место, где он может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то новое, то для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, детский сад может быть местом, где их ребенок может полноценно развиваться и адаптироваться, приспосабливаться к жизни, так как построение коррекционно-развивающей программы в ДОУ обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка с ОВЗ.
Публикация «Математические игры как средство коррекции детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Обучение через игру – интересное и увлекательное занятие для детей, способствующее постепенному переносу интереса и увлеченности с игровой деятельности на учебную. Игра обладает уникальным развивающим эффектом. Приводит в порядок ум, т. е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, но не только. Способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Поддерживаемый интерес к изучению математики с самого раннего возраста снимает многие из трудностей, возникающих на пути развития ребенка. «Математик» лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, лучше умеет обосновать свою позицию. Устойчивый интерес к изучению математики должен поддерживаться различными методами на всех этапах обучения. Для детей с ОВЗ система математических игр – наиболее приемлемый метод получения умений и знаний.
Актуальность данной темы в том, что математические игры даются не в виде готовых знаний, а в виде проблем, побуждающих к самостоятельному поиску, «открытию».
Таким образом, самостоятельные «открытия» детей, разрешающие проблемные ситуации, выявляют существенные признаки предметов и явлений окружающего мира и создают условия для дальнейшего продвижения вперед.
Цель моей работы: через математические игры способствовать раскрытию многообразия окружающего мира взрослых, формировать умение полноценно существовать и взаимодействовать в нем.
Задачи:
Коррекционные : (ставит педагог-психолог в рекомендациях)
формирование познавательной активности и учебной мотивации детей;
развитие памяти, внимания, мышления;
развитие познавательной деятельности;
развитие зрительного и слухового восприятия;
развитие словаря ребенка в единстве с формированием математических понятий.
Воспитательные:
-воспитывать самостоятельность, умение понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Развивающие:
- развивать интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;
- развивать образное и логическое мышление, умение воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д.
Любая задача, для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными и т. д. Умственная задача: составить фигуру или видоизменить ее, найти путь решения, отгадать число – реализуется средствами игры в игровых действиях. Необходимо, чтобы каждый ребенок продвигался вперед своим темпом, у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора.
Такие игры способствуют не только знакомству с математическими понятиями, их закреплению, конкретизации математических знаний, но и развитию связной речи, всех свойств ума, стимулированию познавательной активности детей. Использование игр в процессе формирования математических представлений дает возможность проводить полноценную работу, направленную на развитие всех сторон речи (фонетической, лексической, грамматической, и на этой основе развивать связную речи с учетом возрастных и индивидуальных возможностей ребенка.
Формы работы:
совместная игра воспитателя с ребенком;
демонстративные опыты;
сенсорные праздники (совместно с родителями);
театрализация с математическим содержанием;
свободные беседы об истории математики, связи математики и разных видов искусства – музыки, архитектуры, декоративно - прикладного искусства, дизайна;
самостоятельная исследовательская деятельность в развивающей среде.
Важным и ценным моментом проведения игр является продуманная мера помощи (стимулирующая, направляющая) и систематический контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей.
Прежде всего, следует дать ребенку возможность попробовать самому справиться с заданием и лишь после этого оказывать необходимую помощь. Под необходимой помощью подразумевается минимальная помощь, позволяющая ребенку начать действовать.
Такое понимание процесса оказания помощи ребенку имеет целью выявить, насколько чувствительным оказывается он к помощи, принимает ли ее, усваивает ли ее, может ли под влиянием оказанной помощи сам найти дальнейший путь деятельности или найти и исправить ошибки.
Отзывчивость ребенка на помощь, способность усваивать ее являются прогностически значимыми показателями его потенциальных возможностей. Я стараюсь корректно исправлять ошибки, не передразнивая и не высмеивая ребенка, так как это может спровоцировать снижение речевой активности (вплоть до полного молчания, замкнутость, отрицательное отношение к обучению в целом.
Дети с ОВЗ крайне быстро утомляются, не способны к длительному сосредоточению. Поэтому стараюсь целесообразно располагать игрушки и пособия в разных частях помещения, чтобы мы с ребенком могли буквально переходить от одной группы пособий к другой. Это позволяет увеличивать продолжительность продуктивной работы, предотвращать переутомление ребенка. Здесь развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, компенсирует ряд несформированных функций.
настольно-печатные игры;
игры для развития логического мышления, подводящие детей к освоению шашек и шахмат (игры шашечного хода);
головоломки;
кубики, лабиринты;
игры на составление целого из частей;
-игры на передвижение.
Проводимая работа имеет положительные результаты для развития и социальной адаптации детей с ОВЗ. Возможности в данном направлении неисчерпаемы, и это предполагает пополнение и совершенствование системы игр, заданий для воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья, которые должны стать социально и интеллектуально зрелыми гражданами общества.
Используемая литература:
1. Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
2. Приказ Министерства и науки Российской Федерации 17 октября 2013 г № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
3. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред. М. А. Васильевой, Н. Е. Вераксы., Т. С. Комаровой, М. Мозаика – Синтез, 2013г.
4. Алябьева Е. А. Развитие логического мышления и речи детей5-8лет. Стихи, занятия, игры, упражнения, диагностика. - М. : ТЦ Сфера, 20055. Матюгин И. Ю., Рыбникова И. К. Методы развития памяти, образного мышления, воображения. - М. :Эйдос, 1996г.
5. Волина В. В. Праздник числа (Занимательная математика для детей) : Книга для учителей и родителей. - М. : Знание, 1993.
6. Компьютерный сборник «Несерьезные уроки», обучающие игры.
7. Логинова В. И. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду. - Л. :1990. -144с.
8. В. Л. Шорохина., Л. И. Катаева «Коррекционно-развивающие занятия : старшая –подготовительная группы», демонстрационный, раздаточный материал. Москва -2001г.
11. Интернет ресурсы: https:www.tvoyrebenok.ru/