МААМ-картинки

Мастер-класс «Эбру-терапия как способ развития познавательных способностей у детей с особыми образовательными потребностями»

Ксения Городовикова
Мастер-класс «Эбру-терапия как способ развития познавательных способностей у детей с особыми образовательными потребностями»

Пояснительная записка

Мастер- класс «Эбру- терапия как способ развития творческих и познавательных способностей у детей с особыми образовательными потребностями».

Актуальность

Публикация «Мастер-класс „Эбру-терапия как способ развития познавательных способностей у детей с особыми образовательными потребностями“» размещена в разделах

В последнее время использование разнообразных арт-терапевтических технологий стало особенно актуальным в сфере коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития. Роль арт-терапии в формировании личности ребенка у которого слабо развита речь, угнетена психика, нарушен контакт с окружающими, весьма значительна. Раскрытие индивидуальных задатков и способностей таких детей становится возможным при создании комфортных условий для деятельности, в атмосфере творческого общения.

Эбру-терапия является одним из инновационных арт-терапевтических методов. Она предоставляет огромные возможности для самовыражения и самореализации ребенка в продуктах творчества. Используя цвет как средство передачи настроения, ребенок экспериментирует, создавая специальными красками на вязкой воде уникальные шедевры. Перетекая из одного в другой, цвета образуют узоры необычайной красоты. Эти работы помогают определить и выразить эмоционально- чувственное отношение ребенка к миру, облегчают процесс коммуникации с окружающими людьми. В творческой деятельности с использованием техники Эбру, у детей развивается мышление, мелкая моторика рук, зрительно- двигательная координация, самостоятельность, дисциплинированность (вырабатывается усидчивость у детей, фантазия, эстетический вкус (умение сочетать цвета и формы, раскрывается творческий потенциал. Именно необычность процесса рисования в эбру - терапии помогает развивать и корректировать психические процессы у детей с ООП, потому что -это своеобразная медитация, которая увлекает, завораживает, успокаивает, а для ребенка важен тот результат, который вызывает у него радость, удивление, восторг.

Цель: повысить профессиональное мастерство педагогов работающих с детьми с ООП посредством использования техники эбру.

Задачи:

1. Показать возможность применения эбру — терапии в работе с детьми с ООП;

2. Продемонстрировать педагогом основной способ рисования красками на воде – мраморирование.

Данная методическая разработка была представлена на РМО педагогов- психологов ДОУ Майкопского района, в рамках ознакомления с инновационными методами работы с детьми с ООП.

Ход мастер- класса.

Эбру - очень древнее искусство рисования на воде. В персидском языке есть слова “об” (вода) и “ру” (на, соответственно "обру", значит "на воде".

Старейшая из известных картин Эбру была создана в 11 веке. Но совершенство дошедшего до нас изображения позволяет сделать вывод, что к 11 веку техника Эбру уже достигла совершенства, а значит, искусство появилось значительно раньше известной картины.

Специальными красками на вязкой воде создают оригинальные удивительные шедевры. Цвета чудесным образом перетекают из одного в другой, образуя узоры необычайно сказочной красоты. Специфика процесса нанесения красок на поверхность специально подготовленного водного раствора и создание живописных образов с последующим их закреплением путём переноса на различные поверхности (бумагу, ткань, дерево, пластик, стекло, керамику, металл и др.) завораживает и кажется волшебством. При помощи палочки ребенок регулирует движение краски в нужном направлении. Дети учатся создавать уникальные изображения различных форм, воплощая в реальность свой мир фантазии. По окончании рисунок переносится на заранее подготовленное бумажное полотно или тканевую основу. Любое изображение в Эбру начинается с первой капли. Круг – основа любого мотива и образа, созданного в технике Эбру. Наблюдение за расплывающимися разноцветными пятнами и плавным изгибами линий на поверхности воды создаёт седативный эффект, способствуя снижению уровня тревожности, снятию эмоционального напряжения. Регулярное выполнение подобных заданий способствует формированию и развитию указанных процессов, функций и навыков у детей и взрослых, повышает их самооценку. Для детей с ограниченными возможностями в силу различных особенностей их развития, рисование должно быть специально организованным процессом.

Материалы для Эбру : лотки для жидкости, кисти, палочки, краски для эбру, салфетки сухие и влажные, перчатки, бумага формата А4 плотностью 120мг. Аудиозапись спокойной музыки.

Этапы рисования:

1. Подготовка жидкости.

Приготовить раствор в соответствии с инструкцией. (не густой клейстер из крахмала и воды и дать ему остыть, затем добавить в него немного канцелярского клея, все перемешать.) Если на поверхности появились пузырьки положить на нее обычную газету на 15-30 секунд и убрать. Жидкость готова к применению. Как вы видите, жидкость уже подготовлена.

2. Рисование в этой технике

Берем лоток с подготовленной жидкостью и палочку, на кончик палочки набираем краску, и слегка касаемся поверхности воды (можем поставить несколько точек в зависимости от задуманного) или кистью делаем фон (набираем на кончик краску и стряхиваем ее тихонько на воду, постукивая кистью о палец левой руки на высоте 5-6 см от поверхности). Далее воплощаем задуманное (цветы, пейзаж, фон или еще что - то другое)

Особенности рисования в этой технике с детьми с ООП заключается в том, что работа строится постепенно от простого к сложному. Первоначально мы работаем с ребенком «рука в руке» (педагог держит руку ребенка и направляет движения). Затем, когда ребенок осваивает технику движений, он может действовать самостоятельно в соответствии с устной инструкцией педагога.

Используя цветовую гамму, необходимую для задуманного рисунка, добавляем элементы, давая свободу нашей фантазии. В итоге получилось изображение на всей поверхности раствора.

А теперь предлагаю вам нарисовать цветок, так как цветочный декор очень часто используется для рисования в технике Эбру.

Возьмем зеленую краску и поставим несколько точек на поверхности водного раствора. Острым концом проведите линию по этим точкам сверху вниз. Получился стебель. Теперь возьмем краску красного цвета (по желанию участников) и концом палочки нанесем на поверхность водного раствора над стеблем. В центр поставим желтую точку, а в желтую добавлю розовую. Теперь проводим линии от края цветка к центру и от центра к краю, у нас получаются лепестки.

3. Перенос рисунка на бумагу

Берем лист бумаги, соответствующий размеру лотка, аккуратно кладем ее на поверхность и ждем несколько минут, края начнут подниматься.

Через несколько секунд лист бумаги аккуратно приподнять, начиная с одной стороны. При этом рисунок на воде отпечатывается на бумаге, а в лотке остается прозрачная вода, на которой можно будет рисовать снова.

Влажному рисунку потребуется некоторое время, чтобы высохнуть (в течение суток). Полученное изображение может быть собственно рисунком (т. е. законченной работой) или служить фоном для дальнейшего творчества.

Как вы уже поняли, в процессе работы, предугадать, как растекутся краски, очень сложно. Поэтому здесь нет определенных рамок и ограничений, плохих или хороших работ. работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима.

Вывод:

Необычность рисования в эбру — терапии помогает развивать и корректировать психические процессы у детей с ООП, потому что ЭБРУ – это медитация, которая увлекает, завораживает, успокаивает, а для ребенка важен тот результат, который вызывает у него радость, удивление, восторг.

В процессе рисования у ребенка наблюдается проявление положительных эмоциональных реакций, повышается концентрация внимания, тренируется усидчивость, развивается зрительно- двигательная координация.

Занятия Эбру помогают педагогу установить взаимодействие с ребенком, заинтересовать его. А это является очень важным аспектом в работе с детьми, учитывая тот факт, что дети с особенностями в развитии очень неохотно идут на контакт.

Использование эбру- терапии так же способствует :

-дисциплинированности (вырабатывается усидчивость у детей);

-развитию мелкой моторики рук;

-развитию зрительно- двигательных координаций;

-развитию фантазии и мышления;

-умению сочетать цвета и формы;

-раскрытию творческого потенциала.

Завершить наш мастер класс предлагаю упражнением

«Дерево успеха».

Каждому участнику выдается по три яблока разного цвета, один из которых он должен прикрепить к «дереву успеха» Цвет яблока означает следующее :

- красный- считаю что данный мастер- класс поможет мне в дальнейшей профессиональной деятельности;

- желтый- у меня существуют некоторые сомнения;

- зеленый — жалею, что участвовал в мастер — классе.

Литература:

1. Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей / Н. Л. Кряжева. – Ярославль : Академия развития, 1996. – 208 с.

2. Лебедева, Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л. Д. Лебедева. – Спб. : Речь, 2003. – 256 с.

3. Окульская, Л. В. Нетрадиционная техника рисования эбру // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). – Казань : Бук, 2016. – С. 62-65.

Интернет ресурсы:

https://wearts.ru/magazine/471-primenenie-art-terapii-ebru-v-psikhologii-i-dlya-detey-s-autizmom/

https://infourok.ru/statya-ebru-terapiya-kak-innovacionnaya-tehnologiya-reabilitacii-detej-s-narusheniyami-razvitiya-4147120.html

https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2019/12/04/primenenie-tehniki-risovaniya-na-vode-ebru-v-rabote Сухова Светлана Михайловна “Преимущества инновационной техники арт-терапии рисования на воде "Эбру" в работе педагога-психолога. ”

Публикации по теме:

Мастер-класс «Использование конструктора Тико для развития познавательных способностей дошкольников»Мастер-класс «Использование конструктора Тико для развития познавательных способностей дошкольников» Мастер-класс для родителей старшей группы Тема: «Использование конструктора ТИКО для развития познавательных способностей дошкольников».

Сюжетно-ролевая игра как способ психоэмоционального развития детей 2–3 летСюжетно-ролевая игра как способ психоэмоционального развития детей 2–3 лет Дошкольный возраст – самое начало жизни ребенка, когда он только-только начинает осознавать себя личностью с собственными желаниями и возможностями.

Дидактическая игра по развитию речи и познавательных способностей «Мишка на Севере» для детей дошкольного возрастаДидактическая игра по развитию речи и познавательных способностей «Мишка на Севере» для детей дошкольного возраста Сорокина Анжела День медведя на МААМПредлагаю родителям и коллегам в условиях самоизоляции изготовить простую и увлекательную игру про.

Игротерапия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. «Игра — это огромное светлое окно, через которое.

Мастер-класс для воспитателей «Чудо-пальчики. Нетрадиционное средство развития речи — Су Джок терапия» «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» Вступление -Здравствуйте, уважаемые коллеги! - Скажите громко и хором, друзья, Помочь.

Обобщение педагогического опыта «Арт-терапия как способ самовыражения дошкольников» Обобщение педагогического опыта по теме самообразования "Арт-терапия как способ самовыражения дошкольников". Арт-терапия имеет широкий спектр.

Консультация «Прекрасный способ избавится от негатива и агрессии, стать увереннее в себе. Песочная терапия для детей»Консультация «Прекрасный способ избавится от негатива и агрессии, стать увереннее в себе. Песочная терапия для детей» Основоположником методики песочной терапии был К. Г. Юнг. Именно благодаря его теории «психического иммунитета» и способности сознания.

Проект «Пуговичный мир» как одна из форм развития познавательных процессов у детей дошкольного возрастаПроект «Пуговичный мир» как одна из форм развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста Познавательно-творческий проект Задачи: Образовательные познакомить детей с историей возникновения пуговиц, их разнообразием, спектром.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Эбру-терапия в работе с детьми-инвалидами. Конспект занятия «Волшебные капельки»Эбру-терапия в работе с детьми-инвалидами. Конспект занятия «Волшебные капельки» Тема: Эбру-терапия в работе с детьми-инвалидами «Волшебные капельки» Аннотация Рисование на воде – это очень бережный и безопасный метод.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Эбру-терапия как способ развития познавательных способностей у детей с особыми образовательными потребностями»
Опубликовано: 1 декабря 2021 в 11:21
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД