Приложение МААМ

Дополнительная программа «Мир художественных произведений» как средство развития речи старших дошкольников»

Анастасия Автомошина
Дополнительная программа «Мир художественных произведений» как средство развития речи старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Светлячок»

«Мир художественных произведений»

как средство развития речи старших дошкольников»

Составитель:

Автомошина Анастасия Петровна,

учитель-логопед,

1 квалификационной категории

Промышленновский МО

2021г.

Пояснительная записка

Публикация «Дополнительная программа „Мир художественных произведений“ как средство развития речи старших дошкольников“» размещена в разделах

Воспитание имеет место лишь тогда, когда осуществляется созидательная деятельность. С одной стороны, данное утверждение несколько категорично, с другой - заслуживает самого пристального внимания, так как эффективность воспитания через созидательную деятельность, сотворчество взрослого и ребенка трудно переоценить. Большинство детей дошкольного учреждения испытывают огромную потребность в активной разнообразной деятельности, желают принимать участие в различных объединениях, кружках, где могут овладеть новыми знаниями. Во многом именно от нас, взрослых, зависит – сможем ли мы помочь им в этом. Совершенно очевидно, что решить эту задачу в рамках только основной образовательной программы невозможно. Огромную роль в ее решении наряду с семьей, окружением, средствами массовой информации, играет дополнительное образование детей – целенаправленный непрерывный процесс воспитания, обучения и развития. Учитывая данные обстоятельства, а также исходя из запросов родителей, которые выразили желание открытия объединения речевого и эстетического направления, учитывая интересы детей, которые проявляют большой интерес к познавательному развитию, была разработана программа дополнительного образования «Кронтик в музее», которая объединила в себе все запросы.

Программа рассчитана на детей 6-7 лет, срок реализации 1 год. За основу была взята программа под редакцией Р. Г. Чураковой «Предшкола нового поколения». Из данной программы были взяты отдельные модули, которые легли в основу дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Один из модулей: познавательно - речевое и социально-личностное развитие, который направлен на развитие речевого общения детей, коммуникативных умений, формирование способности слушать и рассуждать. И художественно-эстетическое развитие - направлен на знакомство с музеем, картинами известных художников. В данном модуле формируются умения воспринимать картины, определять причинно - следственные связи, пространственные и временные представления, формировать умения в составлении небольших рассказов по картине.

Программа имеет приложения с тематическим планированием, диагностическим материалом, который входят - диагностические карты, анкеты для родителей, анкеты для участников сетевого взаимодействия. Дополнительная общеобразовательная программа «Кронтик в музее» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами в области дошкольного образования :

- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

- Приказ Министерства Просвещения РФ №196 от 09.11.2018г, «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

- СанПин 2.4.4.3172-14 санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей

- Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014г., №1726-р.

- Методические рекомендации «Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ различной направленности» - Кемерово КРИПКиПРО 2019 г.

Направленность программы :

- по содержанию является социальнопедагогической.

- по функциональному предназначению: учебно - познавательной.

- по форме организации - групповой.

- по времени реализации – годичной.

Программа включает совокупность трех направлений развития ребёнка, обеспечивающих разностороннее обучение и воспитание детей 6 - 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Программа направлена :

- на светский характер образования, на общечеловеческую (мировую) культуру и соответствует российским культурным традициям;

- построена на принципах личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми, сетевое взаимодействие, с целью осуществления полноценного развития дошкольников, создания равных условий образования детей независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.

Цель и задачи дополнительной общеразвивающей программы

Цель: развитие речи и эстетического чувства дошкольников, развитие кругозора ребёнка и речевых компетенций через восприятие художественных образов, формирование социально-личностных компетенций, а также формирование у них универсальных учебных действий, необходимых в школьный период: пространственных и временных представлений, умений пользоваться книгой и простейшими инструментами (рамками с разными окнами, указателями, увеличительным стеклом и зорким оком, открытки с картинами).

Задачи:

- обучать восприятию целостной картины мира, появлению у детей ценностных ориентаций, социальной и познавательной мотивации обучения;

- формировать словесно логическое мышление, диалогическую и монологическую речь, умение общаться со сверстниками;

- развивать художественный вкус через восприятие лучших произведений искусства, воспитывать любовь к прекрасному;

- согласовывать интересы для достижения поставленной цели.

При реализации данных задач формируются общие представления ребёнка об окружающем его мире, природе, искусстве, о себе, семье, обществе, государстве, религии, совершенствуется и обогащается речь ребёнка, становясь одним из основных условий познания.

Систематическое использование ребенком разных инструментов при работе с картиной позволяет ему:

- практически исследовать пространство картины и формирует наблюдательность;

- формирует пространственные эталоны;

- способствует развитию тонкой (мелкой) моторики кисти руки;

- формирует один из важных этапов речи - предречевой мыслекод (этап, на котором, выделяя что-то с помощью инструмента, ребенок совершает умственную операцию, определяющую направление грядущего высказывания, но еще не оформленную в слове, что в дальнейшем влияет на формирование связной речи.

Программа художественно-эстетического и речевого развития дошкольников включает в себя также элементы подготовки детей к освоению письменной формы речи. Так, альбомы для работы взрослых с детьми «Малевич и Матисс», «Ван Гог и Григорьев» позволяют подготовить руку ребенка к обучению письму: сформировать правильный захват орудия письма, развивать мелкую моторику рук, используя для этого манипуляции простейшими инструментами (рамками, фишками, указателями, задания по вклеиванию недостающих фрагментов, раскрашивание карандашом одного цвета с разным нажимом, раскрашивание пунктиром и разные виды штриховки.

Актуальность программы

В современных социально-экономических условиях общество предъявляет новые требования к образованию в плане формирования личности. Среди основных приоритетов государственной политики выдвинута идея непрерывного образования, смысл которой заключается в обеспечении каждому человеку постоянного творческого развития, обновления знаний, совершенствования навыков, что можно реализовать с помощью дополнительных общеобразовательных программ. При анализе запросов родителей, была выявлена большая заинтересованность в дополнительном образовании детей, это и послужило главным ориентиром для разработки программы дополнительного образования. Данная программа в полной мере обеспечивает и расширяет возможности ребенка, дает:

- равные стартовые возможности во всестороннем развитии через дополнительное образование;

- обогащает сенсорный и чувственный опыта ребенка, во всех видах творческой, художественно-эстетической и речевой деятельности;

- показывает построение дополнительного образования, как полноценную ступень целостной системы образования.

В соответствии с основной идеей дополнительной программы ориентир педагогов, родителей направлен на общее развитие детей, их позитивную социализацию, что является важным компонентом при поступлении детей на следующую ступень образования.

Новизна

Новизна данной программы является корпоративной - это новшество для данной организации. Субъективной для педагогов, это использование новых методик при знакомстве детей с познавательным материалом. Форма проведения занятий является для детей новой и необычной. Дети «проживают» различные события вместе со сказочным героем Кронтиком его семьей и друзьями, вместе они путешествуют, проводят опыты, знакомятся с музеем, картинами, учатся слушать и рассуждать. Впервые дети знакомятся с электронными книгами (девайсами) в которых заложены различные задания по программе, при этом осваивают компьютерные технологии. Это в значительной степени расширяет границы познания ребенка, развивает духовные и нравственные качества, представления о мире. Для определения результативности программы разработан диагностический материал, это диагностические карты для отслеживания результатов реализации программы детьми, анкеты для родителей, свидетельства об окончании обучения.

Отличительные особенности

Отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной программы от существующих в этой области заключаются в том, что она имеет модульный характер, при реализации применяется сетевая форма взаимодействии с привлечением дополнительных ресурсов других организаций таких как:

- информационные ресурсы – (электронная библиотека, депозитарии мультимедийных продуктов);

- материально-технические ресурсы.

Специфика предполагаемой деятельности детей обусловлена тем, что дети изучают материал, погружаясь в сказку, где вместе с героями поэтапно учатся общению, умению рассуждать, взаимодействовать с друг другом, знакомятся с произведениями искусства.

Отличительной особенностью является - работа детей с электронными книгами (девайсами). Программа ориентирована на применение расширенного комплекса. В структуру программы входят несколько модулей, каждый из которых реализует отдельную задачу, но в тоже время одна из задач – речевая проходит через все модули.

Такие методические приемы, как освоение сразу нескольких модулей, а также проведение одной задачи через все модули, придают объемность «линейному», последовательному и более устойчивому и расширенному освоению материала данной программы. Эти образовательные модули предусматривают усвоение не только теоретических знаний, но и формирование деятельностного-практического опыта. Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Кронтик в музее» соответствует:

- современным требованиям и принципам обучения – индивидуальности, преемственности, доступности, результативности;

- современным образовательным технологиям;

- целям и задачам образовательного учреждения по дополнительному образованию детей.

Особенности организации образовательного процесса

Сформированы группы обучающихся 6-7 лет. Образовательный процесс, включает групповую деятельность взрослых и детей, самостоятельную деятельность детей. Все формы организации предусматривают возможность свободного перемещения детей в течение учебного процесса и постоянное общение детей между собой и взрослым. Самостоятельная деятельность детей – это деятельность воспитанников в условиях предметно-развивающей среды, созданной педагогом и самим ребенком, в среде образовательного учреждения. Предусматривается использование методов, активизирующих у детей внимание, мышление, воображение, поисковую деятельность, элементов проблемности в обучении. Обязательным является использование игровых приемов, создание эмоционально-значимых ситуаций, условий для самостоятельной практической деятельности. Обучающегося обучают возможности в общении ориентироваться на партнере-сверстника, взаимодействовать с ним и учиться поддерживать диалог с другими детьми, признавать право ребенка на инициативные высказывания, аргументированное отстаивание своих взглядов, предложений и право на ошибку. Эффективным для развития детей является введение в программу сказочных персонажей, с которыми дети учатся в жизненных ситуациях принимать решение, ставить задачи, и решать проблемные ситуации. Данный прием позволяет сохранить высокий интерес детей и творческий тонус и ведет к более качественному усвоению программы.

Педагогическая целесообразность

В быстро меняющемся мире перед системой дошкольного образования, ставятся новые задачи, которые требуют изменений в подходах и содержании образования, расширении образовательного пространства детей. Вовлечение в процесс образования социальных институтов, с помощью которых образовательный процесс качественно и динамично развивается. Что позволяет добиться вместе того, чего нельзя достичь поодиночке это:

- усилить взаимопомощь в достижении поставленной цели;

- обеспечить обмен идеями, мнениями, опытом и технологиями.

Не имея возможности предоставления детям нашего дошкольного учреждения широкого спектра для выбора дополнительного образования, была разработана данная модульная программа, которая является в настоящий момент целесообразной, так как дает возможность расширить область познания детей сразу в трех направлениях. Также решается проблема организации преемственности обучения, которая затрагивает все звенья образовательной системы.

Программа задает содержание и характеристику учебной деятельности ребенка, определяя зону ближайшего развития. Данная программа способствует формированию:

направленного внимания;

интереса к чтению;

познавательного и коммуникативного мотивов;

воспитывает:

любовь и уважение к родителям;

интерес к изучению окружающей природы;

наблюдательность;

доброжелательное отношение к окружающим;

желание помогать другим;

любовь к искусству;

обучает:

приемам речевого развития;

приемам самообслуживания;

работе с простейшими инструментами (рамки, лупа, указатели);

приемам проведения опытов и экспериментов;

восприятию искусства

укрепляет:

чувство уверенности в своих силах;

чувство собственного достоинства.

Задания предназначены как для индивидуальной, так и для групповой работы с детьми. Содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка и обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

Категория обучающихся

Дети старшего дошкольного возраста, имеющие разные интересы и способности в возрасте 6-7 лет.

К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. С одной стороны, у детей этого возраста более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой стороны, они более сдержанны и избирательны в эмоциональных проявлениях. Продолжает развиваться способность детей понимать эмоциональное состояние другого человека (сочувствие) даже тогда, когда они непосредственно не наблюдают его эмоциональных переживаний. В играх дети 6 - 7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события. Они могут вступать во взаимодействие с несколькими партнёрами по игре, исполняя как главную, так и подчинённую роль (например, медсестра выполняет распоряжения врача, а пациенты, в свою очередь, выполняют её указания). В 6 - 7 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет им непроизвольно запоминать достаточно большой объём информации. Дети также могут самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо запомнить, используя при этом простейший механический способ запоминания - повторение. Однако, в отличие от малышей, они делают это либо шёпотом, либо про себя. Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой - более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов.

Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова, достаточно просто узнают и пересказывают прочитанный текст с использованием иллюстраций. Дети проявляют творческую активность: придумывают концовку, новые сюжетные повороты, сочиняют небольшие стихи, загадки.

Объем и срок освоения программы

Общее количество учебных часов – 38, запланированы на весь период обучения и необходимых для освоения программы. Программа рассчитана на 1 год. С сентября по май. Имеет познавательно-речевое и социально-личностное развитие; художественно-эстетическое развитие. Режим занятий по данной программе предусматривает занятия 1 раза в неделю в среду и в пятницу во второй половине дня за пределами освоения основной образовательной программы дошкольного образования. Продолжительность одного занятия - 1 академический час (30 минут). Общее количество часов в неделю - 1 академических часа (с 1 группой). Количество занятий в неделю - 1 занятия.

Первоначально идет модуль познавательно-речевое развитие, затем модуль художественно-эстетическое развитие.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Форма обучения – очная.

Формы организации:

- занятие-игра;

- занятие-путешествие;

- занятие-исследование;

- виртуальная экскурсия;

-викторина.

Программа создаёт все условия для оптимального сочетания индивидуальной и совместной деятельности ребёнка и взрослого, строится на адекватных возрасту формах работы с детьми (групповых, при необходимости индивидуальных).

Базовые ожидаемые результаты

Универсальные предпосылки учебных действий. С помощью системы пособий дошкольник научится :

— удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию картины по конкретному заданию;

— использовать иллюстрации учебника;

— правильно держать орудие письма;

— выполнять инструкцию взрослого (при работе с репродукциями и инструментами);

— обсуждать со взрослым возникшую проблему, отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста;

— находить и формулировать простейшие причинно-следственные связи и закономерности на знакомом содержании, в процессе наблюдения;

— по требованию взрослого исправлять свою ошибку, если не получилось сразу выполнить задание правильно (передвинуть рамочку или указатель и т. д.).

Интегративные знания и умения.

Ребенок должен уметь:

— различать инструменты (большую и малую рамки, указатели и фишки) и по заданию взрослого выделять ими нужные детали и сюжетные фрагменты репродукции;

— рассматривая детали картины и устанавливая причинно-следственные связи, реконструировать события, уже имевшие место, и предполагать, что будет дальше;

ориентироваться в пространстве картины: различать, что ближе, а что дальше; что ниже, а что выше;

— называть различные действия, изображенные на картине, следуя речевым образцам;

— видеть контраст (между светлым и темным, освещенным и находящимся в тени, красивым и страшным, не называя самого термина.

Результаты по познавательно – речевому и социально-личностному развитию

Цель: Формирование речевых умений строить развернутый ответ, понимать причинно-следственные связи, пересказывать текст. Базовые ожидаемые результаты и показатели их достижения Ребенок способен выполнить инструкцию взрослого при работе в тетради, просмотре иллюстраций, следовать установленному требованию.

1. Обучен отвечать на вопросы, может строить развернутый ответ, способен поддержать разговор на интересующую тему, сформировать вопросы.

2. По картинке составляет описательный рассказ. По указанию взрослого переделывает работу, если допущена ошибка.

3. Способен логически мыслить, устанавливать причинноследственные связи.

4. Действует помня о заданной цели, видит указанную ошибку и исправляет по указанию взрослого, контролирует свою деятельность по результату.

Предметные знания и умения

Ребенок должен знать:

свое имя, отчество, фамилию, дату рождения, имя, отчество и фамилию своих родителей;

название своего поселка, название своей улицы, номер своего дома и квартиры;

название своего государства и столицы;

основные государственные праздники;

узнавать государственную символику России (герб, флаг, гимн);

знать виды городского транспорта (трамвай, троллейбус, автобус, метро);

знать правила поведения на дороге;

приводить примеры некоторых растений (представителей деревьев, кустарников, трав);

приводить примеры домашних и диких животных (представителей насекомых, зверей, птиц, знать основные признаки, отличающие диких животных от домашних; чувствовать ответственность за домашних животных, если они имеются в доме.

Речевое развитие.

Ребенок должен уметь:

— удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый;

— выполнять инструкцию взрослого при работе в тетради, при просмотре иллюстраций к тексту;

— отвечать на вопросы, касающиеся прослушанного текста;

— обсуждать со взрослым возникшую проблему;

работать в паре: слушать друг друга, меняться ролями, говорить по очереди;

— по требованию взрослого исправить допущенные ошибки (рисунок или задание в тетради).

Подготовка к чтению. Интегративные знания и умения

Ребенок должен уметь:

— называть (перечислять) героев короткого текста или отрывка из текста;

— коротко пересказывать главные события небольшого текста с опорой на иллюстрации и речевые образцы;

— определять и проговаривать последовательность событий в коротком тексте (что было сначала, что потом и что в конце);

— восстанавливать цепь событий короткого текста с опорой на сюжетные рисунки, последовательность событий в которых нарушена;

— понимать (и уметь коротко объяснить при ответе на вопрос) логику и причинно-следственные связи повествования;

— удерживать аспект обсуждения при повторном прослушивании короткого фрагмента текста;

— делать простой логический перенос при обсуждении деталей текста;

— внимательно относиться к незнакомым словам, стремиться узнать их значение;

— выстраивать сложносочиненные предложения с помощью наращивания цепочки событий или героев с опорой на речевой образец;

— соблюдать нужную (с точки зрения сюжета текста, характера и настроения героя) интонацию высказывания;

— правильно употреблять в речи простые предлоги и наречия, выражающие различные пространственные отношения (на, под, над, ближе, дальше, ниже, выше и пр.);

— использовать в речи временные понятия : сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время;

— узнавать зрительный образ отдельных букв и коротких слов, находить и маркировать их в небольшом тексте (А, Я, ОН, ОНИ и т. д.);

— различать и воспроизводить звукопись в стихотворном тексте.

Художественно-эстетическое развитие методические пособия

Н. А. Чуракова «Кронтик в музее. Как там - внутри картин?» (книга для работы взрослых с детьми).

Н. А. Чуракова «В музее с Кронтильдой» (книга для работы взрослых с детьми).

Н. А. Чуракова «Кронтик в музее. История с волшебной палочкой» (книга для работы взрослых с детьми).

Н. А. Чуракова «Малевич и Матисс» (Альбом для работы взрослых с детьми).

Н. А. Чуракова «Приключения Кронтика. В ожидании чудес» (электронное пособие).

О. В. Малаховская, Т. Г. Раджувейт «Ван Гог и Григорьев». (Альбом для работы взрослых с детьми).

Список источников и литературы:

1. В. В. Гербова. Развитие речи в детском саду. М. :Мозаика – Синтез, 2014г.

2. Гебова В. В. Составление описательных рассказов/ Гебова В. В. // Дошкольное воспитание. – 1981. - №9.

3. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : АРКТИ, 2004. - 168 с.

4. Григорович Л. А. Педагогика и психология: уч. пособие для ВУЗов. - М: Гардарики, 2001.

5. Гризик Т. И., Тимощук Л. Е. Развитие речи детей 6-7 лет : метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. – М., Просвещение, 2007. – 224с.

6. Гербова В. В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание -

7. https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2015/11/14/ispolzovanie-kartin-na-zanyatiyah-po-razvitiyu-rechi

Публикации по теме:

Герои произведений А. П. Чехова в продуктивной деятельности старших дошкольниковГерои произведений А. П. Чехова в продуктивной деятельности старших дошкольников Продуктивная деятельность наилучшим образом способствует воспитанию у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего.

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краемДидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краем при ознакомлении дошкольников с Приморским краем (из опыта работы)Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию.

Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольниковДидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников Фотоотчет. Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников. Воспитатель: Назарова Татьяна Александровна Игра.

Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников»Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Фотоотчёт работы с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Игровые технологии являются.

Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников»Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников» Пластилинография считается одним из самых молодых направлений изобразительного творчества,нетрадиционная техника лепки,которая позволяет.

Лепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детейЛепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детей Дети и творчество – это самовыражение. В своей творческой работе дети стремятся передать свое настроение, всё то, что видит сам ребенок,.

Макет «Зимний лес» как средство развития речи дошкольников младшего возрастаМакет «Зимний лес» как средство развития речи дошкольников младшего возраста Зима накладывает на педагогов обязанность пополнять предметно-пространственную среду атрибутикой зимней тематики. И как же тут не обойтись.

Настольная игра как средство развития речи дошкольников Тема данной работы - развитие речи детей дошкольного возраста посредством настольной игры. В данной работе хочу рассмотреть как игра, в.

Развитие выразительности речи у старших дошкольников средством поэтических произведений Обучение детей выразительности речи, начинается задолго до школы еще в дошкольном возрасте. С помощью выразительной речи значительно глубже.

Техника «изонить» как средство развития мелкой моторики у старших дошкольниковТехника «изонить» как средство развития мелкой моторики у старших дошкольников Одной из основных проблем, встречающихся практически у всех детей, является недостаточное развитие мелкой моторики рук. Это во многом тормозит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная программа «Мир художественных произведений» как средство развития речи старших дошкольников»
Опубликовано: 17 ноября 2021 в 06:16
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная программа «Мир художественных произведений» как средство развития речи старших дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Автомошина (УИ 122735) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД