Получи документы

Конспект занятия по математике «Множества. Цифра 5»

Ольга Плотникова
Конспект занятия по математике «Множества. Цифра 5»

Цель.

• Восстановить представления об особенностях образования множества, обозначаемого числом «пять», о независимости числа от содержания множества.

• Учить детей сравнивать множества, выделять общий существенный признак: состоят из пяти единиц, потому обозначается числом «пять» и цифрой «пятеркой» - «5».

• Упражнять в самостоятельном выполнении освоенного умения.

Материал.

Наборы картинок: 5 деревьев, 5 птиц, 5 цветов и т. д.

• Карточки, разделенные на три полоски.

• Кружки – больше 15 штук на каждого ребенка.

Публикация «Конспект занятия по математике „Множества, Цифра 5“» размещена в разделах

• Карточки с цифрой «5».

Ход занятия.

Мотивация занятия.

В. : (Обращаясь к детям загадочно, но и подсказывая, действуя рукой.)

Есть у меня работники (показывает руку с растопыренными пальцами, во всем помочь охотники. Живут не за стеною – день и ночь со мною. (Складывает в кулачок обе руки, прикладывая к груди.) Сколько же (показывает руку растопыренными пальцами.) у меня работников? (Пять) Пять (показывает на мизинец) мизинцев-работников? (Пять пальцев, а мизинец один) Пять безымянных работников? Пять средних работников? Пять указательных работников? Пять больших работников?

Так СКОЛЬКО же у меня работников? (Пять работников.) Как вы узнали, что пять работников? (Посчитали.) Посчитали (показывает, начиная с мизинца) один мизинец, один безымянный, один средний, один указательный, один большой, а вместе ПЯТЬ ПАЛЬЦЕВ – работников. КАК же получилось пять? ОДИН ПАЛЕЦ – мизинец, ОДИН ПАЛЕЦ – безымянный, ОДИН ПАЛЕЦ – средний, ОДИН ПАЛЕЦ – указательный, ОДИН ПАЛЕЦ – большой, а ВМЕСТЕ ПЯТЬ ПАЛЬЦЕВ (сжимает кулак.) Так ЧТО же это за работники? (Пальцы) А у вас СКОЛЬКО пальцев? (Пять) А вы можете посчитать ТАК, чтобы было понятно, КАК получилось ПЯТЬ? (Один пальчик – мизинчик (загибают) и т. д.)

А можно сказать пять мизинчиков всего на руке? (Нет) Почему? (Потому что мизинчик один). А пять чего? (Пять пальцев). Пальцы считать умеете. Теперь работникам надо дать работу: хлопните ладошками 5 раз, а я буду после каждого хлопка камешки кидать. Сколько камешков получилось в банке? Проверим. Приготовились, начали! Не торопитесь, чтобы я успела камешек бросить, и считайте. Сколько раз вы хлопнули? (Пять)

(Выкладывает фишки в ряд, считает) Один, два… пять, всего пять раз хлопнули, сколько задумали, столько и сделали.

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем пальчики считать

Крепкие, дружные, все такие нужные.

На другой руке пять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Пальчики быстрые,

Хоть не очень чистые!

После завтрака еще посчитаем, а сейчас пошли мыться.

Занятие.

А теперь поиграем в математическую игру. Посмотрите, сколько фишек на табличке? А теперь столько же раз, сколько фишек, попрыгайте и считайте.

Вот какие вы молодцы, сколько пальцев на руке – сосчитали, сколько раз хлопнули – сосчитали, сколько раз прыгнули – сосчитали! Молодцы. А вот картинки сосчитать… неизвестно, получится или нет! Садитесь.

(Показывает картинки деревьев)

Ну, вот это-то вы не сосчитаете? (Сосчитаем. пять. Пять деревьев). Пять деревьев? Проверим. ОДНО ДЕРЕВО – береза (ставит точку мелом, ДА ЕЩЕ ОДНО ДЕРЕВО – сосна (точка, ДА ЕЩЕ ОДНО ДЕРЕВО – дуб (точка, ДА ЕЩЕ ОДНО ДЕРЕВО – рябина (точка, ДА ЕЩЕ ОДНО ДЕРЕВО – тополь (точка). Одно (считает точки, два, три, четыре, пять. Всего пять деревьев. Давайте посчитаем еще. (Показывает ряд птиц.) Сколько здесь?. (Пять птиц) А кто хочет доказать, что мы сосчитали правильно? (Одна птица – ворона (ставит точку, да еще одна птица – воробей)

Так сколько? (Всего пять птиц) Один, два, три, четыре, пять. Всего пять птиц. Юра у доски все сделал правильно, доказал, что птиц пять. Но ведь все не могут подойти к доске. Давайте кружочками ОБОЗНАЧИМ на полосках. Берите полоски, кружочки, садитесь.

Докажите, что пять деревьев. Когда будете класть кружочки вместо дерева, говорите вслух, вместо какого дерева кладете. Какое первое у нас дерево? (Береза). Так как вы скажете? (Одно дерево – береза). Сколько кружочков положили? (Один) (показывает на следующее дерево) и т. д.

Сколько всего фишек отложили? (Пять фишек) Так, сколько всего у нас деревьев? (Пять деревьев).

Деревья сосчитали. Теперь сосчитайте птиц и докажите сколько птиц, первая у нас какая птица? (Ворона). Одна ворона (и т. д.). Всего пять птиц. А теперь каждый сосчитает, СКОЛЬКО ЗДЕСЬ ВСЕГО…ДЛЯ СЕБЯ и ДОКАЖЕТ САМ СЕБЕ СКОЛЬКО СОСЧИТАЛ. Не мешайте друг другу думать, считайте про себя. Что ты пересчитывал? (Цветы.) Сколько же цветов? (Пять) Как ты доказал сам себе, что сосчитал правильно? Одна фишка – один цветок-ромашка…

(Привлекает внимание детей, понизив голос перед самым главным вопросом. Подходит к кружкам, нарисованным мелом. Проводит горизонтально рукой, как бы дотрагиваясь до кружков и обводящий жест.)

Здесь пять, всего пять. (Ниже ряд) И здесь… пять. Всего пять. (Еще ниже ряд) И здесь… пять. Всего пять. Но здесь все КРУЖКИ, они все похожи. А здесь пять деревьев, и здесь пять…птиц, и здесь пять цветков. Все разное – это птицы, это деревья, это цветы. ПОЧЕМУ ЖЕ ПРО ВСЕ ЭТО (проводит по ряду деревьев ладонью, про все это (по птицам, про все это (по цветам) можно сказать ЭТО ПЯТЬ ЕДИНИЦ, ЭТО ПЯТЬ ЕДИНИЦ И ЭТО ПЯТЬ ЕДИНИЦ?

Потому что здесь одна единица, да еще одна единица…да еще одна единица…да еще одна единица…да еще одна единица. … Всего 5 единиц. А здесь, как будет?

КАЖДОЙ птицы ПО ОДНОЙ, значит, единица, а вместе таких единиц ПЯТЬ. Вот, когда вы обозначили дерево-березу кружочком, а другое дерево, КАК вы ОБОЗНАЧИЛИ (Кружком, другое дерево? (Тоже кружком и т. д.) И получилось три ряда и в каждом одно и то же число фишек – по пять. А если мы кружком обозначим предметы мебели… один предмет – СТУЛ, а другим кружком обозначим предмет мебели – кресло, а этим предмет мебели – шкаф, а этим предмет мебели – кровать, а этим предмет мебели – табурет, то, сколько получится предметов мебели? (Пять предметов мебели).

(Меняет интонацию) О, Мишка пришел!

Мишка: О чем это вы тут говорите?

В-ль: Мишка, мы говорим о том, образуется ПЯТЬ ДЕРЕВЬЕВ, ПЯТЬ ПТИЦ, ПЯТЬ ЦВЕТКОВ!

Мишка: птиц вижу, деревья вижу, цветы вижу, а ПЯТЬ-ТО ГДЕ?

В-ль: кто Мишке объяснит, когда же говорят «ПЯТЬ ЧЕГО»? Да, когда один (показывает на каждую точку, да еще один, да еще один, да еще один, да еще один чем-то похожи. Тогда их можно обозначить точками.

Мишка: Это я понял. А что же я буду с собой кружочки носить? Но ведь рассыплешь и неправильно сосчитаешь. ?

В-ль: (Азартно к нему и детям) Знаешь, Мишка, что придумали взрослые… Они придумали ЧИСЛО ПЯТЬ ОБОЗНОЧАТЬ ЦИФРОЙ ПЯТЕРКОЙ. Поставишь цифру пятерку «5» (ставит) и не потеряешь.

(Убирает фишки, а рядом с картинками ставит цифры)

Мишка: Можно не считая, увидев эту цифру сказать : ЧТО ОБОЗНОЧАЕТ ЦИФРА ПЯТЕРКА? (Всего пять) Пять чего? ПЯТЬ ЕДИНИЦ. Это может быть пять книг, пять тетрадок, пять копеек (показывает пять монеток… А знаете, что придумали взрослые! Все пять копеек спрятали в одну монету. Как они это сделали? Написали цифру 5. (Показывает крупно нарисованную монету 5 и настоящую). Потом посмотрите у родителей монетки, как люди придумали удобно хранить копеечки.

Мишка: Я так и не понял, что это за картинка? (Берет карточку с цифрой «5»).

В-ль: Это не картинка, ЭТО ТЕБЕ СКАЖЕТ, СКОЛЬКО ВСЕГО НАДО ВЗЯТЬ.

Мишка: Я ее так поставил (перевернута вверх ногами) – она молчит. Я ее так повернул (правильно) – она молчит, ничего мне не говорит.

В-ль: А вам говорит что-нибудь? (Это цифра «пятерка» говорит, что надо взять пять чего)

Мишка: Чего «пять», не понял? (Пять единиц)

В-ль: Правильно, пять единиц того, что тебе надо.

Мишка: Я ничего не понял.

В-ль: Вот вам, ребята, надо подобрать столько единиц разных предметов, чтобы можно было поставить цифру «пятерку», и тогда мишка поймет. Давайте на картинках: наберите пять единиц, поставьте, а мы цифру пятерку поставим, и Мишка поймет, что цифра «пятерка» обозначает. Но пора гулять, придем после прогулки и все тебе объясним.

Публикации по теме:

Конспект занятия по математике в старшей группе «Число и цифра 5» Тема занятия: «Число и цифра 5» Цель: Закрепление представления о количественном отношении между числами. Создать условия для знакомства.

Перспективное планирование по ФЭМП в средней группе Перспективное планирование ФЭМП в средней группе «Капельки» на 2014-2015 учебный год Сентябрь Повторение. Тема: Счет, форма Цель: Повторить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по математике «Множества. Цифра 5»
Опубликовано: 18 октября 2014 в 08:07
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД