Папки-передвижки

Опыт работы «Музейная педагогика как средство формирования социально-коммуникативной грамотности старших дошкольников»

Анастасия Иванова
Опыт работы «Музейная педагогика как средство формирования социально-коммуникативной грамотности старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Современный мир стал гораздо сложнее, чем был двадцать, а тем более тридцать лет назад. Это связано с появлением новых технологий, новых профессий, сфер экономики и с социально-психологическими изменениями самого человека. В связи с пониманием важности, дошкольного образования для дальнейшего успешного развития и обучения каждого ребенка, обеспечения качественного образования детей дошкольного возраста, система дошкольного образования претерпевает серьезные изменения. Требования ФГОС ДО и Федеральная образовательная программа нацеливают воспитателя строить свою работу таким образом, чтобы помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир, научить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели с желанием победить. Государственная политика в сфере образования направлена на формирование функциональной грамотности дошкольников.

Публикация «Опыт работы „Музейная педагогика как средство формирования социально-коммуникативной грамотности старших дошкольников“» размещена в разделах

Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянные приобретаемые знания, навыки и умения для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Дошкольное образование закладывает фундамент функциональной грамотности ребенка, которая направлена на:

формирование финансовой и математической грамотности детей дошкольного возраста;

формирование речевой активности дошкольников;

формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников;

формирование социально-коммуникативной грамотности на уровне дошкольного образования.

Формирование функциональной грамотности — сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь сочетая различные современные педагогические технологии.

На мой взгляд, одна из наиболее эффективных технологий в этом направлении – музейная педагогика. Она направлена на формирование социально-коммуникативной грамотности дошкольников средствами краеведения.

Согласно Федеральной образовательной программе дошкольного образования в области социально-коммуникативного развития одной из основных задач образовательной деятельности является формирование основ гражданственности и патриотизма.

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере нравственно-патриотического воспитания детей в специально организованной предметно-пространственной среде.

Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея. В нашем детском саду создан мини-музей для дошкольников «Родник истории». Я стараюсь максимально использовать его возможности в организации образовательного процесса.

Являясь членом актива мини-музея, разработала цикл экскурсий-бесед, конспектов занятий о родном городе и Данковском крае. Особенностью нашего музея является то, что любой воспитатель детского сада может провести экскурсию по мини-музею, используя эти разработки. Текст для беседы с детьми расположен на каждом стенде. При проведении занятий использую разнообразные формы работы в условиях музея : обзорные и тематические экскурсии, познавательные беседы, викторины, творческие задания; исследовательскую деятельность, продуктивная деятельность, дидактические игры, игры-развлечения, игры-путешествия, выставки, творческие гостиные.

В разделе музея, посвященном России, в доступной форме знакомлю детей с символикой Российского государства. Дошкольники узнают, что на земном шаре множество стран – больших и малых, и у каждой из них есть свои государственные символы – гимн, герб, флаг, которые служат опознавательными знаками и объединяют людей одной страны. Мои воспитанники не только знакомятся с государственными символами России, они безошибочно складывают из разрезных картинок герб нашей страны, правильно подбирают цвета для раскрашивания флага, знают текст гимна Российской Федерации.

Учу своих воспитанников «читать» карту России: они узнают о размерах своей страны, ее богатствах, природно-климатических зонах и условиях жизни в них. Есть в ней и высокие горы и полноводные реки, и глубокие чистые озера, густые леса и бескрайние степи, солнечные полянки, овражки, болота и поля. Символом русской природы является скромная белоствольная березка. Для работы с картой разработала серию дидактических игр, которые есть и в группе в уголке родного края. Особенно привлекает детей «Макет-конструктор природно-климатических зон России». К военной тематике на карте России прикрепляю красные звезды – обозначения городов-героев, собрала видеотеку короткометражных документальных фильмов о городах-героях.

В разделе «Моя малая родина – Данков» предоставляю воспитанникам уникальную возможность наглядно познакомиться с историей и культурой малой родины.

Одним из экспонатов раздела «Город старый, город новый» является объемная картина «Город – крепость», которая показывает, что наш город был основан как крепость для защиты южных рубежей Российского государства. Здесь же дети могут сконструировать крепость по всем правилам строительства защитных сооружений и устроить ее осаду и оборону. Сравнивая фотографии старого и нового Данкова, дети получают представление о развитии и становлении родного города.

Неотъемлемой частью работы музея являются экскурсионные маршруты и целевые прогулки по родному городу с родителями по заданию воспитателя. После прогулок по улицам Данкова дети легко узнают знакомые места на магнитной карте города, рассказывают о предприятиях, на которых работают их родители, отмечают магнитами с фотографиями свои любимые места.

Еще один важный раздел мини-музея «Через века, через года, – помните!».

Вместе с детьми мы оформили фотоколлаж фронтовых фотографий из семейных архивов «Фотографию эту я с войны берегу». Вглядываясь в пожелтевшие снимки, дети сочувствуют и сопереживают действиям и поступкам героев. В преддверии праздника, посвященного Дню Победы, дошкольники защищают здесь семейные проекты о своих близких – участниках ВОВ. В результате поисковой работы дети могут познакомиться с тем, как жили Данковчане в то суровое время, как строили оборонительные сооружения, лечили раненых в госпитале, учились собирать понтонные переправы.

На магнитной карте современного Данкова совершаем заочную экскурсию по памятникам Данковчанам – героям ВОВ.

К юбилею Курской битвы провела игру-реконструкцию танкового боя с предметами, сделанными руками детей на занятиях по лепке. К 9 мая вместе с детьми и родителями провели реконструкцию воздушного боя на городом Данковом в годы войны.

В рамках патриотической акции «Блокадный хлеб» провела для дошкольников подготовительной группы видеоэкскурсию по улочкам фронтового Ленинграда.

Новый раздел «Детям своим расскажите о них», посвящен Данковчанам - участникам СВО. Вместе с детьми и их родителями мы сделали подборку вырезок из газет, собрали личные вещи солдат, которые сейчас отстаивают нашу независимость в бою (сухой паек с автографами бойцов, шевроны). Здесь работает постоянно действующая акция «Письмо солдату». Дети на занятиях по продуктивной деятельности, дома в кругу семьи оформляют открытки и пишут письма, которые мы отправляем с волонтерской группой «Своих не бросаем» солдатам в зону боевых действий. Этот островок Славы и Доблести заставляет наших воспитанников задуматься над такими понятиями, как честь, долг, формирует уважение к героям, стоящим на страже Родины.

Раздел музея «Секреты старого сундучка» объединил в себе народные промыслы, фольклорные праздники, народную куклу. В уютном уголке на полке камина размещаю выставки детских работ, изготовленных детьми на занятиях по лепке и рисованию, приуроченных к народным праздникам. Здесь с восхищением и гордостью дети показывают друзьям и родителям давно забытых причудливых кукол, сделанных своими руками, пересказывают былины и притчи об их значении.

Дошкольное детство, является таким возрастным периодом, когда активно формируются основы мировоззрения ребенка: его отношение к себе, к другим людям, к окружающему миру. Если мир этот станет близким и понятным с детства, то у ребенка сформируется необходимость познания, потребность читать, осознавать прочитанное, ценить достоинства культур, что, бесспорно, будет являться неотъемлемой чертой его духовного становления, социального развития.

Публикации по теме:

Опыт работы «Индивидуально-образовательный проект как средство поддержки творческого потенциала дошкольников»Опыт работы «Индивидуально-образовательный проект как средство поддержки творческого потенциала дошкольников» Тема: «Индивидуально-образовательный проект, как средство поддержки творческого потенциала дошкольников». Из опыта работы с детьми подготовительной.

Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возрастаТеатрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возраста Театр – это волшебный край,в котором ребенок радуется, играя,а в игре он познает мир! Театрализованная деятельность позволяет решать многие.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Опыт работы «Театр пластики рук и разноцветных перчаток как средство формирования толерантности»Опыт работы «Театр пластики рук и разноцветных перчаток как средство формирования толерантности» Кучукбаева А. Л. Леонтьева Т. В. В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости,.

Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ» Сегодня я представляла свой опыт работы по теме:«Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»,.

Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников»Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников» Введение «Шахматы не только способствуют росту интеллекта, они дисциплинируют ум человека» Макс Эйве. Что такое шахматы - спорт, игра,.

Опыт работы «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»Опыт работы «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Актуальность: Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь, ему свойственна жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное.

Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников»Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников» Антонио Менегетти (итальянский психолог, философ, художник, основатель онтопсихологической школы, продолжающей гуманистическую ветвь психологии).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Музейная педагогика как средство формирования социально-коммуникативной грамотности старших дошкольников»
Опубликовано: 6 мая 2024 в 21:15
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Музейная педагогика как средство формирования социально-коммуникативной грамотности старших дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Иванова (УИ 499415) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД