Лучший педагог года

Нейрогимнастика как эффективный комплекс упражнений в работе с детьми с ОВЗ

Марина Александровна Савлюкова
Нейрогимнастика как эффективный комплекс упражнений в работе с детьми с ОВЗ

(Слайд 1) Специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) и детьми-инвалидами в дошкольной образовательной организации (далее ДОО) - это условия обучения, воспитания и развития таких детей, включающие в себя использование специальных программ и методов обучения и воспитания, специальных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения, проведение групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ. (ч. 3 ст. 79 ФЗ – 273 «Об Образовании в РФ»). Специалистами ДОО детям-инвалидам и детям с ОВЗ оказывается психолого-педагогическое сопровождение, которая рассматривается как междисциплинарная деятельность педагогов и специалистов образовательной организации, направленная на оптимальное, в соответствии с возможностями, включение ребенка в образовательную среду вместе с другими, не имеющими подобных ограничений детьми, поддержание его социально-психологической и образовательной адаптации на всём протяжении его обучения и воспитания.

Публикация «Нейрогимнастика как эффективный комплекс упражнений в работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах

(Слайд 2) В целом психолого-педагогическое сопровождение представляет собой комплекс различных диагностических, коррекционно-развивающих, профилактических, организационных и просветительских технологий, реализуемых специалистами в единой команде с педагогами.

Мною, как педагогом-психологом выделена важным звеном в работе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ - коррекционно-развивающая работа, направленная на коррекцию психологических проблем (в эмоциональной, познавательной, коммуникативной и поведенческой сферах).

Слабая динамика овладения детьми адаптированной образовательной программы заставила меня задуматься о применении более продуктивных, динамичных и занимательных методик и технологий для полноценного и всестороннего развития детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями. Для решения данной проблемы, решила применять в коррекционной работе нейрогимнастику – гимнастику «для мозга».

(Слайд 3) Нейрогимнастика улучшает речь, память, внимание, пространственные представления. Помогает снизить утомляемость, напряжение, развивает крупную и мелкую моторику, активно воздействует на все органы восприятия необычным образом и в разных комбинациях.

Цель нейрогимнастики–развитие мышления, памяти, внимания, межполушарного взаимодействия при регулярном выполнении определенных действий, направленных на тренировку ЦНС (центральной нервной системы).

Упражнения нейрогимнастики включаю в коррекционно-развивающие занятия, рекомендую использовать педагогам в режимных моментах ежедневно по 10-15 минут в спокойной обстановке.

(Слайд 4) Основные правила выполнения упражнений нейрогимнастики :

— должны быть задействованы не менее двух органов чувств;

— нужно концентрировать внимание на тех объектах, которые ранее оставались незамеченными;

— следует менять привычные маршруты выполнения движения;

— необходимо выполнять упражнения регулярно.

Суть упражнений заключается в выполнении ритмичных движений с удержанием равновесия. Используется принцип от простого к сложному (нарастает объем выполняемых заданий). Предусмотрено выполнение некоторых упражнений и в паре или даже подгруппой детей. На занятиях в качестве дополнительного оборудования могут использоваться «Кинезиологические мячи и мешочки», межполушарные доски, мешочки с песком, полусферы массажно-балансировочные, подушка балансировочная.

Руководствуясь правилами, составила комплекс нейрогимнастики, подобрала к нему соответствующий материал и музыку. В составляющие компоненты занятия с детьми ОВЗ с использованием элементов нейрогимнастики входит :

(Слайд 5) 1. Упражнения, направленные на развитие общего тонуса. Это релаксационные упражнения («волшебный слон», «потянулись - сломались», «насос»). Использую их на занятиях, показывая варианты работы на самых наглядных и простых примерах, при этом обучая возможным приемам релаксации, чтобы детям дать почувствовать их собственный тонус. Провожу данные упражнения в основном в конце занятия с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта, так как они способствуют расслаблению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом.

(Слайд 6) 2. Работа над дыханием, для улучшения ритмики организма, самоконтроля и произвольности. Нарушения ритмов организма (электрическая активность мозга, дыхание, сердцебиение, перистальтика кишечника) могут привести к нарушению психического развития ребенка. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции детей с СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивности). Дыхание можно сочетать с упражнениями для глаз и языка. Включение данных упражнений позволяет расширить поле зрения, улучшить зрительное восприятие.

(Слайд 7) 3. Упражнения на формирование и развитие пространственных и представлений. Включают в себя задания на развитие пространственных представлений, дифференциацию правых и левых частей тела с опорой на умение выделять ведущую руку; на умение определять пространственное расположение предметов и направление движения по отношению к самому себе.

(Слайд 8) 4. Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия («Кулак – ребро – ладонь», «перекрестные шаги», «двойные каракули», «лезгинка», «горизонтальная восьмерка»).

(Слайд 9) 5. Ритмические упражнения с мешочками и мячиками, наполненные песком для удержания ритма и равновесия.

(Слайд 10) 6. Упражнения на развитие и коррекцию мнестических способностей ребенка. Проявляется в переносе информации с одной модальности в другую. Могут использоваться игры и упражнения на перевод из тактильной в зрительную или речевую модальность. Берутся объемные фигуры различной формы, такие же фигуры рисуются на листе бумаги в произвольном порядке. Ребенку предлагается с закрытыми глазами ощупать (как правой, так и левой рукой) фигуру, а затем, открыв глаза, выбрать ее из нарисованных на листе или рассказать какую из фигур выбрал.

(Слайд 11) Отмечу, что, проведя мониторинг и наблюдения в группах комбинированной направленности (для детей с ОВЗ) систематические упражнения по нейрогимнастики на коррекционных занятиях и в режимных моментах способствовали улучшению у детей с ОВЗ:

- общей и мелкой моторики, движения более скоординированными;

- работы в системе координации глаз-рука;

- качества двигательных навыков, трудности переключения с одного вида движения на другое заметно сократилось;

- зрительной и слухоречевой памяти, мышлению, произвольного внимания;

- пространственных представлений;

- коммуникативных навыков в кругу сверстников и со взрослыми.

(Слайд 12) Таким образом, использование упражнений нейрогимнастики в коррекционно-развивающей работе с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами эффективны, стимулируют развитие познавательных процессов, улучшают состояние физического, психического, эмоционального здоровья и социальной адаптации детей, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми для развития умственных способностей и оздоровленияИспользование кинезиологических упражнений в работе с детьми для развития умственных способностей и оздоровления Мастер-класс для педагогов «Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста для развития умственных способностей.

Комплекс упражнений «Веселые мячики»Комплекс упражнений «Веселые мячики» «Веселые мячики» Мяч – это рука ребёнка, развитие её напрямую связано с развитием интеллекта. Мяч – круглый, как Земля, и в этом его сила.

Комплекс двигательных упражнений для детей 4–5 лет Двигательные упражнения для детей 4-5 лет. Разминка Мы на плечи руки ставим, (Руки к плечам, вращение плечами вперед-назад.) Начинаем их.

Комплекс двигательных упражнений для детей 4–6 лет Двигательные упражнения с мячом. 1. Жучок Ползание, сидя на полу, с опорой на слегка расставленные стопы впереди и руки сзади за спиной,.

Комплекс упражнений для утренней гимнастики Утренняя зарядка способствует активному переходу от сна к бодрствованию. Она позволяет сохранить бодрость и работоспособность в течение.

Консультация для воспитателей «Основные аспекты арт-терапевтических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста» Уважаемые воспитатели, все упражнения по арт-терапии являются инструментом для изучения идей, чувств и событий, для развития межличностных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нейрогимнастика как эффективный комплекс упражнений в работе с детьми с ОВЗ
Опубликовано: 11 января 2024 в 09:40
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД