Наталья Иванова
Нейрозарядка для стимуляции внимания, памяти и мышления детей дошкольного возраста и детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Наибольшие трудности дети с СДВГ испытывают в процессе обучения. Это обусловлено самим характером СДВГ, препятствующим усвоению учебного материала и приобретению школьных навыков. В связи с этим учитель и школьный психолог неминуемо становятся одними из специалистов, вовлеченных в оказание помощи детям с СДВГ. Психологами разработаны три основных направления работы учителя начальных классов с гиперактивными детьми: Развитие психических функций, отстающих у таких детей - внимания, двигательного контроля, контроля поведения; Отработка конкретных навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми; Работа с гневом. Коррекционная работа должна проходить постепенно, начиная с какой-то одной отдельной функции. Это связано с тем, что гиперактивный ребенок физически не может длительное время внимательно слушать учителя, спокойно сидеть и сдерживать свою импульсивность [6, с. 77]. Логопедическая и психолого-педагогическая коррекционная работа организуется в виде групповых и индивидуальных занятий. 2.1 Коррекционно-развивающее обучение с детей с СДВГ Основные направления в работе педагога с гиперактивными детьми: 1. Повышение учебной мотивации: применение системы поощрения, использование нетрадиционных форм работы; • хвалить за каждое проявление сдержанности, самоконтроля, открыто проявлять свой восторг, если ребёнок довёл какое-то дело до конца [2, с. 125]. • применять при необходимости позитивный физический контакт: взять за руку, погладить по голове, прижать к себе; • не замечать мелкие шалости, сдерживать раздражение и не кричать на ребёнка, так как от шума возбуждение усиливается; • избегать категорические запреты; 2. Организация учебного процесса с учетом психофизиологических особенностей учащихся: • смена видов деятельности в зависимости от утомляемости ребенка; • реализация двигательной потребности ребенка (выполнение поручений учителя; требующих двигательной активности: раздать бумагу, стереть с доски, показать на доске указкой этапы работы); • понижение требований к аккуратности на первых этапах обучения; • выполнение упражнений на релаксацию и снятие мышечных зажимов (массаж кистей рук, пальчиковая гимнастика и другие); • инструкции учителя должны быть четкими и немногословными; • для удержания взгляда на строке необходимо сопровождать его движением пальца или линейкой. [9, с. 127], • рекомендуется сажать за первую парту, чтобы уменьшить отвлекающие моменты во время занятий; • рекомендуется «опережающее» изучение материала, до изучения его в классе. Ребенку с нарушением внимания помогают такие педагогические приемы, как подача четких сигналов, спокойное обращение, постоянное стимулирование не столько достижения высоких результатов, сколько готовности прилагать усилия и быть прилежным. Об изменении учебной ситуации ребенок должен узнать своевременно, чтобы суметь приготовиться к этому. Для ученика надо выбирать такое место в классе, где меньше отвлекающих моментов. Не стоит также постоянно пересаживать учащегося с места на место. Чем четче правила, действующие на уроке, тем легче приходится ребенку с нарушенным вниманием. Особое значение следует придавать подготовке учебных пособий и материалов: чем понятнее, систематичнее, структурированнее учебные материалы, тем лучше сможет учиться гиперактивный ребенок. Желательно также, чтобы обучение было направлено на достижение прочной автоматизации основных навыков, не следует перегружать ребенка множеством детальных знаний, надо учить его учиться. Гиперактивному ребенку легче работать в начале дня, чем вечером, а также в начале урока, чем в конце. Нагрузка ребенка должна соответствовать его возможностям. Гиперактивный ребенок не в состоянии поддерживать активное внимание в течение такого длительного отрезка времени как продолжительность школьного урока 40-45 минут. Ему будет легче, если урок разделить на короткие периоды. Например, после выполнения 2-3 заданий, можно поиграть с детьми в какую-либо игру, провести физкультминутку или сделать гимнастику для пальцев. Психологи заметили: чем более эмоционален, экспрессивен и театрален педагог, тем легче он справляется с проблемами гиперактивного ребенка, которого влечет все интересное, неожиданное и новое. Необычность поведения педагога меняет психологический настрой ребенка, помогает переключить его внимание на нужный предмет. [6, с. 77-78]. Необходимо предусмотреть изменение стиля общения в образовательном учреждении и в домашних условиях, в общественной и домашней среде для снятия отклонений в поведении. Рекомендации для родителей с СДВГ Основной задачей является создать специально разработанный режим дня для гиперактивных детей, предполагающий следующие коррекционные виды медико-психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом дефицита внимания : 1. Занятия по тренировке устойчивости внимания. 2. Занятия по физической культуре, организация активной спортивной деятельности детей. 3. Тренинговые занятия «Общение в круге для развития коммуникативных навыков у детей. 4. Индивидуальные, занятия по снятию возбуждения при организации спокойных игр, упражнения на разбалансировку состояния ребенка 5. Занятия в плавательном бассейне для снятия возбуждения. 6. Праздники, развлечения, театрализованная деятельность, кружки художественно-эстетической направленности для создания у девочек и мальчиков позитивного эмоционального состояния. 7. Фитотерапия, физиотерапия, массаж, использование приборов биообратной связи для лечения гиперактивности [10, стр. 49]. Помощь гиперактивному ребенку – это очень сложный процесс, и много подводных камней встретится на пути к полному выздоровлению. Как же вести себя с гиперактивным ребенком? Необходимо максимально упорядочить его жизнь и внутренний мир: В первую очередь, гипердинамическому ребенку как воздух нужен жесткий режим дня. Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому проявляйте одновременно гибкость и упорство. Рекомендуем с самого начала строить взаимоотношения с ребенком на фундаменте согласия и взаимопонимания. Безусловно, не следует разрешать детям делать все, что им захочется. Попытайтесь объяснить, почему это вредно или опасно. Не получается – постарайтесь отвлечь, переключить внимание на другой объект. Необходимо следить и за общим психологическим микроклиматом в семье. Постарайтесь уберечь ребенка от возможных конфликтов между взрослыми: даже если назревает какая-то ссора, ребенок не должен видеть ее, а тем более быть участником. Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения, то есть его собственную «территорию». Если ребенок в течение недели ведет себя примерно, в конце недели он должен получить дополнительное вознаграждение. Это может быть какая-то поездка вместе с вами за город, экскурсия в зоопарк, выход в театр и др. При совсем уже неудовлетворительном поведении следует, конечно, наказать – несильно, но чтобы запомнил, а главное сразу же. Это может быть просто словесное неодобрение, временная изоляция от других детей, лишение «привилегий». Гиперактивный ребенок не переносит большого скопления людей. Потому ему полезно играть с одним партнером, не ходить часто в гости, как и в крупные магазины, на рынки, в кафе и т. д. Все это чрезвычайно возбуждает неокрепшую нервную систему. толе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. А вот длительные прогулки на свежем воздухе, физические упражнения, бег очень полезны. Они позволяют сбросить избыток энергии. Но опять-таки в меру, чтобы ребенок не устал. Специалистами разработана система своеобразной "скорой помощи" при работе с гиперактивным ребенком: Отвлечь ребенка от капризов; Поддерживать дома четкий распорядок дня, избегать непредсказуемых событий; Предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность); Задать неожиданный вопрос; Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действия ребенка); Не запрещать действие ребенка в категоричной форме. Не приказывать, а просить (но не заискивать). Выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас); Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном). Сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает; Оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья); Не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения; Не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит). [10, с. 16-19]. Важно: Кричать и физически наказывать таких детей нельзя, так как будет достигаться противоположный эффект, ребёнок не успокоится, а только больше возбудится и полностью потеряет самоконтроль. Заключение Необходимо раннее выявление гиперактивного расстройства с дефицитом внимания и организации плана помощи таким детям с привлечением педиатров, невропатологов, психологов, психиатров, педагогов и родителей. «Чем раньше будет выявлен СДВГ и начнется его коррекция, тем лучше. Своевременно принятые меры помогут ребенку в трудовой и социальной деятельности (в учебе и поведении в школе, дома, с окружающими, а также помогут сохранить его самооценку. Диагноз могут поставить только специалисты: психиатр или невролог (психоневролог). СДВГ – это не приговор! Очень многие дети и подростки, больные СДВГ, талантливы, креативны, обладают хорошим чувством юмора, развитым воображением. Они удивительные, они живут только сегодняшним днем!