МААМ-картинки

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики

Ирина Шевелёва
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Понятия - духовность, нравственность, музейная педагогика. Основные этапы развития.

2. Задачи музейной педагогики в дошкольном образовании.

3. Приоритетные направления музейно-педагогической деятельности.

Введение

Публикация «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики» размещена в разделах

В наше время научного прогресса остро стоит вопрос о духовно-нравственном воспитании детей. Тенденции современного мира таковы, что первое место в жизни человека занимают не духовные, а материальные ценности. Человек перестал задумываться о том, что без знаний своих корней, истории прошлого, нет, и не может быть благодатного и плодотворного будущего.

Будущее – это наши дети, и именно их нужно воспитывать в духе традиций, уважения и любви к своим родным, дому и Родине. Современно звучат слова русского философа Н. А. Бердяева: «Человек перестал понимать, для чего он живет, и не имеет времени задуматься над смыслом жизни, который стал самоцелью». Как уже было сказано, настоящее время – время духовно-нравственного кризиса. Кризис духовный еще более опасный, чем кризис экологический, ибо его результатом является интеллект, вышедший из-под контроля нравственности.

1. Понятие-духовность, нравственность, музейная педагогика. Задачи музейной педагогики в дошкольном образовании

Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.

Нравственность – принятие на себя ответственности за свои поступки, то есть действовать согласно своей совести.

Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающихся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

ФГОС определяет ряд требований к образовательной программе дошкольного образования. Одно из них, содержание программы должно формировать знания о малой родине и Отечестве.

Каким же образом нам взрослым сохранить свою духовность, научить детей гордиться своими корнями, родословной, историей своего народа, научить любить Родину, такой какая она есть! Что может заинтересовать малыша? Наша многовековая история и культура, терпение, доброта, щедрость, милосердие, стремление к духовности – вот то, что всегда лежало в основе быта и традиций русского человека.

В нашем детском саду одним из направлений работы с детьми является духовно-нравственное воспитание через музей. Воспитательная система по этому направлению проходит через все формы работы с детьми. Суть этого воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душах наших детей семена любви к родному дому, семье, природе, к истории, культуре, богатству нашего народа.

Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

Конечно, в условиях детского сада сложно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. Назначение создаваемых мини-музеев — вовлечь детей и родителей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве, определенным образом модифицируется мыслительная деятельность детей, дети более свободно оперируют образами.

Знакомство с музеем позволяет развить у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, формировать уважение к другим культурам, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.

2. Приоритетные направления

музейно-педагогической деятельности

В современных условиях музейно-педагогическая деятельность ориентирована на личность потенциального и реального музейного посетителя. В связи с этим можно обозначить следующие её основные направления:

-информирование,

-обучение,

-развитие творческих начал, общение, отдых.

Подобное выделение условно, ведь сами направления изменчивы, подвижны и зачастую тесно связаны между собой, или пересекаются в каких-либо аспектах.

Однако для приобретения методических навыков в музейно-педагогической деятельности необходимо чётко представлять цель и задачи работы в каждом из указанных направлений, а также продумывать наиболее оптимальную форму работы с музейной аудиторией и методы педагогического воздействия.

Для эффективного решения обозначенных задач сочетаются различные методы и формы работы:

• формирующие этнокультурное сознание (беседы, рассматривание оригинальных предметов быта: костюмы, посуда, украшения, картины и репродукции, иллюстрации, фотографии, слайды);

• просмотр и прослушивание аудио – и видеозаписей;

• применение мультимедийного оборудования;

• проектирования и исследования (экскурсии и путешествие в историю края, жизнь народа, вещей, семьи);

• метод этнический (знакомство с названиями местности);

• метод сравнения и метод вопросов, способствующие развитию эмоционально-ценностного отношения;

• рефлексивный метод; игровые методы (сенсорно-эмоциональные игры);

методы действенно-практического стимулирования: моделирования, рисования, макетирования;

• родительские собрания;

• консультации;

• дни открытых дверей;

• проведение совместных мероприятий (Смотры-конкурсы, праздники «День Победы», «День защитника отечества»);

• наглядная агитация (информационные стенды, папки-передвижки, выставки детских работ, фотовыставки);

Музейно-педагогический аспект предполагает возможности, добиться пробуждения у ребят творческой активности, ведь интерес к теме возникнет у ребенка тогда, когда будет затронута его эмоционально — чувственная сфера.

В нашем музее экспонаты используются в качестве методического материала в различных видах деятельности. Система заданий, игр и упражнений помогает подготовить ребенка к восприятию экспонатов музея. Здесь дети имеют зрительный образ, чтобы правильно воспринимать сведения о материальной культуре народа, о характере взаимоотношений между людьми в том или ином историческом периоде, учатся воссоздавать историко-этнографические реалии в художественных произведениях, знакомятся с утилитарным назначением предметов и осваивают манипуляции с ними.

На базе музея педагоги проводят непосредственно-образовательную деятельность. Методика построения непосредственно образовательной деятельности с детьми по духовно-нравственному воспитанию включает три блока : белгородоведение; патриотическое; народно-прикладное искусство.

Так, на примере обустройства нашей «Горницы» дети представляют, как человек наполнял свое жилище необходимыми предметами быта, благоустраивал его, украшал, создавал комфорт для своей семьи и обитателей дома. Семья, являясь наследницей и хранительницей традиций, воспитывает детей своим укладом жизни, пониманием необходимости не только хранить, но приумножать то, что досталось нам от предыдущих поколений. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребят сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. В связи с этим организованы выставки: детских рисунков «Семья», поделок «Вместе дело спорится», оформлены фотоальбомы «Чтобы жизнь повторилась сначала…», «Колыбельная моей мамы». В рамках детско-родительского проекта «Моя родословная» планируется презентация материалов, подготовленная родителями. Поскольку важной концепцией музейной педагогики является активность ребенка и с целью закрепления знаний детей будут проводиться экскурсии с участием родителей: «Мир русской избы», «Милости просим в нашу горницу», с помощью которых созерцание музейных предметов превращается в созидательный процесс.

Введение краеведческого материала входит в процесс воспитания и образования дошкольников и основывается на освоении детьми социальной, культурной, природной среды родного края, что способствует осознанию своего места в окружающем мире («Я — моя малая родина — моя Россия, значения Белгородской области в истории и культуре России.

Для наглядности, обогащения и расширения знаний детей педагогами ДОУ в музее были оформлены стенды: «Мой дом — Россия», в котором были помещены геральдика страны, области, района; книги о нашем крае повествуют, о достижениях героев мирного труда, о героическом прошлом нашего края, об интересных людях.

Особое внимание уделяется знакомству детей с трагической, но и героической историей нашего края в годы Великой Отечественной войны, в виде тематических недель, посвященных Дню Победы, подготовки фотоальбомов «Прохоровское сражение», «Бессмертный полк».

Совмещение интересов по решению задач духовно-нравственного воспитания дошкольников, формирования гармонически развитой личности с широким культурным кругозором, позволяет установить партнерство в системе «детский сад — семья — социум», планировать общую деятельность, способствующую выявлению новой проблематики, методики, новые проекты, использовать традиционные и нетрадиционные формы работы, различные виды наглядной агитации, разнообразные культурно-досуговые мероприятия, но основная форма работы музея – экскурсии.

Конечно, результат формирования ценностных ориентаций личности – дело не одного и даже не двух лет. Но если после наших планируемых мероприятий дети и родители станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то такие мероприятия станут поистине мероприятиями «нравственного воспитания». Тогда педагог может считать свою задачу выполненной.

Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То какие нравственные качества разовьются у малыша, зависит прежде всего от нас взрослых, от того, как мы его воспитываем, какими впечатлениями обогащаем. Ребенок родился, чтобы стать разумным и добрым человеком.

Хотелось бы сравнить каждого нашего воспитанника с цветком. Смотреть, как растет маленький человек, – все равно, что наблюдать, как из крошечного бутона распускается цветок. Никто не знает точно, каким он будет, когда расцветет, – можно только мечтать и надеяться. Но тем больше наша гордость и радость, когда видишь, каким замечательным человеком становится ребенок.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Презентация «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством художественной литературы» Нравственное воспитание - очень актуальная и сложная проблема настоящего времени. Когда материальные ценности преобладают над духовными,.

«Роль музейной педагогики для детей дошкольного возраста в ДО» Слайд 1 «Роль музейной педагогики для детей дошкольного возраста в ДО» Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим, И в старом.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста «Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания, без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности, без духовности нет личности,.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста Юламанова С. Т., воспитатель МАДОУ «Солнышко» села Бурибай МР Хайбуллинский.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в контексте ФГОС до Проблема воспитания духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста всегда остаётся актуальной. На современном этапе она стоит,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Слайд 1 Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики Слайд 2 Проблема духовно-нравственного воспитания.

Перспективный план работы по ознакомлению детей с родным краем посредством музейной педагогики Цель: Создание системы работы по развитию у детей познавательного интереса к истории жизни Коми народа через разнообразные виды деятельности.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. С помощью речи люди понимают.

Сценарий семинара «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с. Боровиха Сценарий.

Военно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством музейной педагогики Мы живём на земле, где в годы Великой Отечественной войны каждый камень был обильно полит кровью наших дедов и прадедов. Старому Осколу.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики
Опубликовано: 15 октября 2017 в 17:53
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД