Приложение МААМ

Нравственное воспитание и формирование патриотического чувства у детей 6–7 лет посредством народных игр

Наталья Орешина
Нравственное воспитание и формирование патриотического чувства у детей 6–7 лет посредством народных игр
▼ Скачать + Заказать документы

Оглавление:

1. Актуальность

2. Содержание работы по самообразованию

3. Цели и задачи работы.

4. Теоретические основы вопроса

5. Практическое применение теоретических основ приобщения детей 5-6 лет к истокам русской народной культуры через русские народные игры

6. Список литературы

1. Актуальность.

«Игра есть потребность растущего детского организма…»

/Н. К. Крупская/

Публикация «Нравственное воспитание и формирование патриотического чувства у детей 6–7 лет посредством народных игр» размещена в разделах

Русская народная игра – это школа воспитания, где удивительно совершенные и ценные произведения народного творчества, создавались и оттачивались десятками поколений, вбирая в себя опыт целого народа. В ней свои «учебные предметы». Русские народные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития. Игра развивает у детей ловкость, меткость, быстроту и силу, моторику, воображение, функции зрения, тренируют реакцию и координацию движений, воспитывают навыки общения, в них познаются этические нормы и законы физики. Игра формирует высокую нравственность. Русские народные игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. Она учит премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Народные игры разнообразны, развлекательны и эмоциональны. Они доступны для детей, начиная с дошкольного возраста, но не менее интересны и для взрослых. Раньше, после тяжелого трудового дня, взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать.

Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками. Характерная особенность народных подвижных игр - движения в содержании игры (бег, прыжки, метание, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется. Они просты и общедоступны. В них каждый может найти себе активную роль по силам и способностям. Атрибуты для этих игр могут быть изготовлены самими играющими, большинство игр не требует специально оборудованного места. Даже для подвижных игр достаточно обычной лужайки или «пятачка» во дворе. В неё можно играть на прогулках, во время вечернего отдыха, на семейных праздниках.

Таким образом, русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности.

2. Содержание работы по самообразованию.

Этапы работы по самообразованию Деятельность педагога Сроки

1. Подготовительный Выбор темы, мотивация выбора. Формулирование целей и задач.

Итог – собеседование с заместителем по учебно-воспитательной работе МАДОУ детский сад «Солнышко» Июнь 2020г

2. Теоретический Теоретическое изучение проблемы (подбор и изучение литературы по русской народной игре и её роли в развитии нравственно-патриотического воспитания детей, знакомство с предметом, анализ и самооценка результатов).

Итог – собеседование с руководителем районного методического объединения. Июль - август 2020г

3. Практический Практическая деятельность (применение знаний, умений и навыков на практике: обогащение предметно-пространственной среды по русской народной игре, разработка сценариев с использованием народных игр «Ярмарка народных игр»; «Праздник русской печки»; «Праздник русского платка», «Широкая масленица»).

Итог – выступление на районном мероприятии с обобщением опыта работы по развитие игровых способностей детей 6-7 лет

посредством русской народной игры; - открытые показы для педагогов, воспитанников других групп и родителей. Сентябрь 2020г. – май 2021г

4. Заключительный Подведение итогов самообразования. Определение дальнейших перспектив.

Итог – отчёт по результатам работы на совете педагогов ДОУ. Май 2021г

3. Цели и задачи работы.

Цели:

- изучение особенности нравственного воспитания и формирование патриотического чувства у детей 6-7 лет посредством народных игр;

- формировать опыт совместной деятельности педагогов и родителей по организации игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Для детей

- развивать устойчивый интерес к русской народной игре;

- развивать воображение, фантазию, самостоятельность мышления;

- совершенствовать игровые навыки и самостоятельность через русские народные игры;

- воспитывать патриотизм, уважение к культурной прошлой России

- формировать чувство любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

Для педагога

- создать условия для обогащения представлений детей о многообразии культурных норм и ценностей, принятых в обществе;

- создать условия для формирования у детей отзывчивого и уважительного отношения к сверстникам и взрослым, членам своей семьи, первоначальных основ патриотизма;

- создать условия для формирования представления детей об народных традициях и праздниках;

- создать картотеку игр по данной теме;

применять полученные теоретические знания в практической деятельности.

Для родителей

- повысить уровень педагогической культуры;

- принимать активное участие в русских народных играх и соревнованиях;

- совершенствовать навыки взаимодействия с педагогами в воспитательно-образовательном процессе;

- создать в семье благоприятные условия для нравственно- патриотического развития ребёнка, учитывая опыт детей, приобретённый в детском саду.

4. Тематическое поле.

Русские народные подвижные игры имеют многовековую историю. Подвижная игра также как и многие виды фольклора, возникла в эпоху первобытно - общинного строя. Но сведений об этом очень мало. Не всегда безраздельными хозяевами в игровом царстве были дети. Древние летописцы описывали жизнь и быт взрослых людей, детям уделялось очень мало внимания. В древности взрослые люди через игровые действия пытались понять законы природы и даже повлиять на них. Игра и быт тесно переплетались в жизни каждого. Большинство игр уходит корнями в религиозные пласты жизни. Одной из причин появления подвижных игр являются обрядовые игры, связанные с предрассудками и суевериями. Игра была не просто развлечением, а способом организации хозяйственной, семейной и общественной жизни человека. Особые формы ритуально - игрового поведения можно найти в календарных обрядах и народных игрищах, устраиваемых на Святки, Масленицу, Троицу, на Ивана-Купалу, в которых было четко распределено поведение каждого участника. Проигрывая в календарных и семейных обрядах важнейшие события и состояния человеческой жизни (свадьба, рождение ребенка, трудовая деятельность, старость, люди психологически подготавливались к ним. Так облегчался переход от одного жизненного цикла к другому. С принятием на Руси Христианства, изменилось содержание праздников, а также и характер игр и развлечений. Постепенно игра отделилась от обрядовых действий и начала самостоятельную жизнь.

На огромное воспитательное значение русских народных подвижных игр указывали все, кто, так или иначе, сталкивался с ними в своей научной или педагогической деятельности. Константин Дмитриевич Ушинский, русский педагог, основоположник научной педагогики в России считал необходимым обратить внимание на народные игры, проработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство. По словам К. Д. Ушинского, воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.

Большое значение использованию русских народных подвижных игр придавала известный русский педагог А. П. Усова. Она отмечала, что, прежде всего, игры служат несомненным доказательством таланта народа и поучительным примером того, что хорошая детская игра представляет собой образец высокого педагогического мастерства. В народных подвижных играх, как подчеркивала Александра Платоновна, у детей начинает формироваться интерес к соревновательной стороне - соревнованию в ловкости, быстроте, смекалке, смелости, организованности.

Русский ученый П. Ф. Лесгафт, разработавший теорию и методику подвижной игры, указывал, что в национальных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями известной местности, семейной жизни, среды его окружающей. Он считал подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств : честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества и что подвижная игра - это упражнение, с помощью которого ребенок готовиться к жизни. Одним из первых П. Ф. Лесгафт предложил использовать подвижные игры в воспитании детей. По определению П. Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни.

На необходимость обратить внимание на народные игры в воспитании детей указывала педагог Е. Н. Водовозова. Она рекомендовала заимствовать игры у своего народа и разнообразить их сообразно с русской жизнью. Подвижная игра должна научить сообразительности и находчивости. Главное условие этих игр – развить фантазию ребенка настолько, чтобы потом он сам, без помощи воспитателя, мог изобретать подобные игры.

Крупнейший русский дореволюционный исследователь и собиратель детских подвижных игр, теоретик их особого педагогического значения, доктор Е. А. Покровский своих трудах писал о том, что игры опираются на живую детскую инициативу, они вносят в душу ребенка радость и веселье, приучая при этом к дисциплине и согласованию своих желаний с желаниями других. Е. А. Покровский указывал на существенное образовательное значение подвижных игр, наравне с фольклорной поэзией, сказками, бытовыми и трудовыми традициями. В 1892 году вышла в свет его книга «Русские народные подвижные игры», в которой рассказывается о различных видах русских народных подвижных игр (с мячом и палками, с шарами, с палками и деревяшками, с камешками) сценарии этих игр, раскрываются условия, необходимые для успешного их проведения, значение детских игр в отношении воспитания и здоровья.

Русские народные игры имеют многотысячелетнюю историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Помимо сохранения народных традиций игры оказывают большое влияние на воспитание характера, силы воли, интереса к народному творчеству у молодежи и развивает физическую культуру.

5. Практическое применение теоретических основ нравственно-патриотического воспитания детей 6-7 лет посредством русской народной игры

Планирование работы по ознакомлению детей

с русскими народными играми

Месяц Вид народной игры Цели и задачи

сентябрь Подвижная игра: «Пчелки и ласточка» Развивать ловкость, быстроту движения.

Малоподвижная игра: «Гонка мячей» Развивать умение действовать по сигналу. Упражнять детей в бросании и ловле мяча,

Хороводная игра: «Чурилки» Воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту.

Беседа: «Русские народные игры». Уточнить сведения детей о народных играх.

Праздник: “Осенины – осени именины”. Дать представление детям об обычаях и традициях русского народа. Познакомить с народным праздником – Осинины.

Презентация: «Покров (14 октября)» Знакомство с праздником Покров, народных приметах и об обычаях, с ним связанных. Отгадывание загадок.

октябрь Подвижная игра: «Капуста» Развивать двигательную активность детей.

Малоподвижная игра: «Выбей мяч из круга» Развивать, выдержку. Упражнять детей в способах передачи мяча друг другу.

Хороводная игра: «Угадай, кто зовёт» Упражнять в умении самостоятельно начинать движение и заканчивать его.

Игровая ситуация: «Вежливая просьба» Познакомить детей с формами выражения просьбы, адресованной разным людям; учить выбирать соответствующие ситуации модели поведения и речевые конструкции.

Беседа: «Матрешка – игрушка на все времена». Рассказать детям об истории возникновения народной игрушки, показать многообразие техники исполнения рисунка. Дать возможность детям почувствовать мастерами – расписать силуэты матрешек по образцам и замыслу.

ноябрь Подвижная игра: «Курочка - хохлатка» Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге в разных направлениях.

Малоподвижная игра: «Челнок» Развивать, ловкость, выдержку, координацию движений. Упражнять детей в ходьбе, беге.

Хороводная игра: «Кто у нас хороший?» Закреплять спокойный шаг, умение двигаться галопом по кругу, использовать знакомые плясовые движения

Дидактическая игра: «Мы веселые матрешки» Продолжать знакомить детей с самой популярной русской народной игрушкой – матрешкой, развивать творческую фантазию детей, их самостоятельность в придумывании сарафана для матрешки

Беседа: «Зима – не лето, — в шубу одето» Беседа о характерных особенностях зимы.

декабрь Подвижная игра: «Волк» Развивать двигательную активность.

Малоподвижная игра: «Стадо» Развивать память, внимание.

Хороводная игра: «Васька кот» Действовать в соответствии с текстом песни. Ходить по кругу, взявшись за руки, спокойным, хороводным шагом.

Дыхательная и артикуляционная гимнастика.

Пальчиковая гимнастика.

Способствовать развитию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков; выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Развивать мелкую моторику рук.

Беседа: «Пришла Коляда на кануне Рождества» Беседа о рождественских праздниках, святочных гадания. Пение песенок.

январь

Подвижная игра: «Ключи» Развивать внимание, быстроту.

Малоподвижная игра: «Блуждающий мяч» Развивать внимание, ловкость движения.

Хороводная игра: «У бабушки Натальи» Закрепить умение выполнять движения по тексту песни. Выразительно передавать игровые образы.

Рисование: «Нарисуй, какой хочешь узор» Учить детей задумывать и выполнять узор в стиле народной росписи (украинской, дымковской, городецкой, передавая ее колорит, элементы. Закреплять умение строить узор, подбирать нужный формат бумаги. Развивать творчество, эстетические чувства.

Презентация: «Масленица». Продолжить знакомство с народными праздниками. Разучить с детьми песню-закличку о масленичной неделе.

февраль Подвижная игра: «Снежная баба» Развивать двигательный аппарат, ловкость.

Малоподвижная игра: «Молчанка» Развивать умение действовать на сигнал, выдержку, творческий подход к игре.

Хороводная игра: «Дедушка» Совершенствовать ходьбу спокойным шагом по кругу, легкий стремительный бег.

Беседа: «Грач на горе – весна на дворе» Беседа о русских обычаях встречи весны. Пение закличек о весне.

март Подвижная игра: «Большой мяч» Развивать ловкость движений, быстроту.

Малоподвижная игра: «Малечина-калечина» Развивать, ловкость, выдержку, координацию движений, чувство спортивного соперничества.

Хороводная игра: «Паучок» Закрепить умение ходить по кругу спокойным шагом. Подводить к умению выразительно передавать игровой образ. Воспитывать выдержку.

Беседа: «Жестовские подносы» Познакомить с деревней Жестово и промыслом – изготовлением и характерной росписью подносов.

апрель Подвижная игра: «Ястреб» Развивать умение действовать по сигналу, упражнять детей в беге в различных направлениях, построению парами.

Малоподвижная игра: «Золотые ворота» Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в ходьбе цепочкой.

Хороводная игра: «Бубенцы» Развивать умение действовать по сигналу, внимание, упражнять детей ориентироваться в пространстве по слуховому восприятию, построению в круг, хороводному движению.

Беседа: «Пасха в гости идет!». Фольклорный праздник для детей

Беседа: Эх, лапти мои, лапти липовые. Продолжать формировать потребность в познании рукотворного мира, совершенствовать знания о предметах народного быта.

май Подвижная игра: «Гуси» Развивать у детей умение согласовывать движения со словами, двигаться ритмично. Упражнять детей в равновесии, беге.

Малоподвижная игра: «В ногу» Развивать, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять метании

Хороводная игра: «Матушка весна» Развивать умение действовать по сигналу, упражнять детей ходьбе, построению в круг.

Разучивание потешек Знакомить с устным народным творчеством.

Планирование работы

по взаимодействию с семьями воспитанников

Месяц Мероприятие Цель

сентябрь-ноябрь Изготовление атрибутов к народным подвижным играм. Создать условия для совместной деятельности детей, родителей, воспитателя.

сентябрь Консультация для родителей «Воспитываем, играя». Объединение усилий педагогов и родителей по приобщению детей к основам русской народной культуры.

октябрь Информация для родителей «Играем с детьми дома» Знакомить родителей с особенностями развития детей 6-7 лет, какие игры их интересуют.

декабрь Консультация для родителей «Народные подвижные игры на прогулке зимой» Дать рекомендации родителям по организации зимних прогулок и наблюдений в природе в зимний период года.

январь Памятка с советами по проведению игр Дать актуальные советы по проведению народных игр.

февраль Подготовка информативной папки-передвижки «Забытые игры» в уголке для родителей. Знакомить родителей с тем, в какие развивающие игры можно поиграть с ребенком зимой, какие стихи о зиме предназначены для детей данного возраста, о чем рассказать ребенку зимой.

март Анкетирование для родителей «Организация подвижных игр дома» Обобщить и закрепить представление родителей о подвижных играх с детьми.

апрель Консультация для родителей «Народные игры как средство воспитания». Раскрыть значение народных и дворовых игр в воспитании детей.

май Подготовка презентации: «Наши игры в детском саду».

Ознакомление родителей с игровой деятельностью детей в детском саду.

6. Список литературы.

1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Учебно-методическое пособие, 2006.

2. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры. М. : Просвещение, 1986.

3. Игнатова С. В. Роль народной педагогики в нравственном воспитании дошкольников/ С. В. Игнатова. – Педагогические науки. – 2006. - №6. С. 56-62.

4. Гришина Т. Н. Приобщение детей к народной игровой культуре // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2005.

5. Володченко В. Ю., Юмашев В. Б. «Выходи играть во двор».

6. Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду.

7. Литвинова М. Ф. «Русские народные подвижные игры

8. Осокина Т. И. и др. «Игры и развлечения детей на воздухе».

9. Степаненкова Э. Подвижные игры как средство гармоничного развития дошкольников // Дошкольное воспитание. 1995, № 12

10. Страковская В. Л. «300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет».

11. Тимофеева Е. А. Подвижные игры с детьми.

12. Г. Тубельская. Детские праздники в семье.

13. Чернышенко Ю. К., Дворкин Л. С. Взрослым о физическом воспитании детей дошкольного возраста.

14. Якуб С. К. «Вспомним забытые игры»

15. Интернет-ресурсы

Публикации по теме:

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Березка». Сообщение из опыта работы на тему: «Духовно – нравственное.

Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» «Чтение, – говорил В. А. Сухомлинский, – это.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУДуховно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУ В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего.

Формирование чувства патриотизма у детей, через сохранение и изучение культурно-исторического наследия своей РодиныФормирование чувства патриотизма у детей, через сохранение и изучение культурно-исторического наследия своей Родины Целью современного дошкольного образования является воспитание «человека культуры», развитие личности ребёнка, способного к свободному творчеству.

Презентация «Нравственное воспитание детей -одно из ведущих направлений работы в ДОУ» Нравственное воспитание детей – одно из ведущих направлений работы в Детском Оздоровительном Учреждении. Дошкольный возраст - период активного.

Презентация «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия с родителями» 2 слайд. Вашему вниманию я представляю работу на тему «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия.

Проектная деятельность музыкального руководителя «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством фольклора» Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе музыкального фольклора» Актуальность проблемы: «Воспитание.

Сценарий родительского собрания «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»Сценарий родительского собрания «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста» Повестка дня. 1. Формирование у детей любви к природе, бережного к ней отношения. 2. Игры, конкурсы, практикумы за «круглым столом». 3.

Стенгазета к 23 февраля. Формирование чувства патриотизма у детейСтенгазета к 23 февраля. Формирование чувства патриотизма у детей СТЕНГАЗЕТА К 23 ФЕВРАЛЯ. Рисует Алёнка машинку для папы, А брату подарит она экскаватор, А дедушке песню красиво споёт, Ведь праздник.

Воспитание у детей чувства прекрасного посредством классической музыкиВоспитание у детей чувства прекрасного посредством классической музыки Недавно мы приглашали в сад артистов Самарской консерватории. К нам приезжали три солистки. Две играли на скрипке и одна на фортепьяно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нравственное воспитание и формирование патриотического чувства у детей 6–7 лет посредством народных игр
Опубликовано: 31 октября 2021 в 19:28
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нравственное воспитание и формирование патриотического чувства у детей 6–7 лет посредством народных игр» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Орешина (УИ 2718733) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД