О лексиконе ребенка. Развитие речи дошкольников

Юлия Бреднева
О лексиконе ребенка. Развитие речи дошкольников

Как тебя зовут, трава?

Название трав красивы и поэтичны. Пижма – пуговичник, дикая рябинка; бессмертник – желтые кошечки, полевые овечки; лебеда – мать белая; коровяк – адамова свеча. А еще: венерин башмачок, мать-и-мачеха, хвощ. Собирая коллекции обозначений хорошо знакомой травы, мы, во-первых, Будто бы по-новому ее видим (подорожник, он же струнник, а во-вторых, удивляемся внутренней системности наименований. Здесь и «зверь» присутствует (медвежье ушко, заячья капуста, и составные наименования (о чабреце – богородичная трава, и темное, загадочное обозначение (сныть, и, наоборот, прозрачное (пастушья сумка, пустырник, и цветообозначение (белый донник, желтый донник, желтые кошечки). Но не только о траве сейчас пойдет речь. Проблематизация, как теперь стали говорить, а точнее – драматизация в оценке русского языка касается трех проблем: безграмотности, распространения сквернословия и нашествия заимствовонных слов. Все это серьезно, кто бы не спорил, но полвека назад в интеллигентских семьях говорили еще об одной драме, обсуждали объем лексикона, в частности красноречивую «дельту»: 4-5 тысяч – запас слов у обычного человека и 23 тысячи – уровень Пушкина. Как для родителей, и для воспитателей проблема детского лексикона исключительно важна, пока ребенок еще не вырос, пока его мышление пластично и отзывчиво на все новое.

Узнать название- увидеть вещь. «Неназванные предметы как бы прячутся от нас, как прятались квазары и черные дыры, пока их не открыли ученые и не дали им имя».

Технический прогресс подчас парадоксально искажает восприятие реальности. Нам кажется (именно кажется, что дети знают ну очень много слов, в том числе (если говорить о старших детях) и таках, которых и мы, старшее поколение, не знаем. Но это не так. Наша задача заботиться о максимальном расширении запаса слов, которые знает ребенок (пассивный лексикон) и которым хорошо, свободно владеет (активный лексикон). Эта озабоченность «дореволюционная»: о запасе слов говорили и писали еще в 19 веке. Но вот в 21 столетии у родителей несколько видоизменилась ориентация, важнее стало раннее изучение английского языка, без которого сейчас никуда. Пафос предлагаемой дидактической установки можно выразить так: дорогие родители, проявите уважение и интерес к родному языку, найдите время и силы, чтобы обогатить его в устах вашего ребенка, задумайтесь о расширении, пополнении, оснащении лексикона вашего малыша. Их психологии известно: если слово усвоено в раннем возрасте, оно попадает в оба полушария головного мозга, если позднее – только в левое. Кстати, реализовать все это несложно. Идем с малышом в тот же магазин, но попутно (по пути) замечаем: вот подорожник, а вот пырей, а это розетка одуванчика. А если вверх посмотреть: ясень!

Собственно, нужно всего лишь не лениться дарить ребенку новые и новые для него слова. О чем знаем, про то и говорим. Поздним вечером хорошо показать созвездия. Легко запоминается Кассиопея, похожая на латинское W. Легко отыскивается созвездие Близнецов: Кастор и Поллукс. Если весна, то порадует нас созвездие Лебедя. Если на дворе зима, то в половину неба блещет Орион. Небо заговорило, познакомилось с нами, потому, что мы заинтересовались им. Мир становится насыщенее, интереснее, когда мы запоминаем многочисленные его имена, обогащая собственное мышление и зрение. Почему это важно? Так ли значимо, много слов знает ребенок или чуть меньше? Ответим по пунктам.

1. Слово не просто обозначает предмет, оно выполняет кумулятивную функцию – функцию накопления знаний, именно к слову прилипает масса сведений, слово их сохраняет и систематизирует.

Когда тебе читают вслух, ты незаметно усваиваешь, что деликатный – это не совсем то же самое, что тактичный, а глубокий и глубинный не вполне синонимы.

2. «Собирать» слова, запоминать их, составлять коллекции слов для описания и повествования, для приветствия и благодарения, для комплимента и утешения, конечно же, полезно, поскольку слово – инструмент общения, и хорошо, когда инструментов много. Но пополнять коллекции слов еще и приятно. Внутри нас живет древнейший инстинкт собирательства. И удовлетворять его можно далеко не только заметными, видимыми коллекциями наклеек или кукол, но также незаметными, невидимыми коллекциями слов.

Другими словами, мы получаем удовольствие при пополнении своих, в том числе и словарных коллекций.

3. Полноценное усвоение слова требует, если это конкретный предмет, подключения осязательного модуса восприятия. Пальчиками проверим, почему так назвали траву мать-и-мачеха. Через пальчики название надолго запоминается.

4. Отдельное внимание можно обратить на детали предмета, как та или иная деталь называется. Профессор Н. Д. Голев проводил эксперимент, предлагая вставить пропущенное слово. Я не мог завязать ботинок, потому что на шнурке не оказалось. Оказывается, мы, взрослые, подчас и не знаем, как обозначить шлевку на ремне, наконечник на шнурке. Знает ли подрастающий человек, что разрез на пиджаке или пальто называется шлицей, а «железяка» за окном – это металлический фартук подоконника. Мы не настаиваем, что именно эти слова дети обязаны знать. Но почему бы родителям не передать то словарное богатство, каким в силу своей профессии или своего хобби они прекрасно владеют? Почему бы не представить малышу названия составных частей той же гитары, дрели, процессора, швейной машины?

5. Обязательное условие расширения лексикона – заучивание наизусть.

В недавнем еще прошлом, оканчивая среднюю школу, ученик знал наизусть порядка сорока стихотворений и басен. Можно ли детя 21 века оторвать от ноутбука, чтобы поучить стихотворение? По большому счету, стихи сочиняются не для чтения, а для заучивания и повторения, именно они прекрасный инструмент выражения и переживания высоких, возвышенных эмоций. «Наизусть» дает еще одно преимущество. Известно, что для надежного усвоения информация должна минимум пять раз проциркулировать по каналам памяти. Заучивая, мы одаряем слова, и целые предложения, и целые строфы запасом прочности, что важно для самого языка, а себя обеспечиваем новым набором инструментов выражения эмоций.

6. Специалисты, интересующиеся кайнэрастией, т. е. наукой, изучающей феномен стремления человека к новизне, цитируют психологов, напоминавших, как важно ребенку знакомиться с чем-либо новым. Кора головного мозга у ребенка недосформирована, она продолжает формироваться, и новое создает необходимые импульсы для развития. Нам кажется, что мы развиваем речь, но оказывается, что мы развиваем мышление в целом.

7. И вот что еще важно. Почему привели пример о походе в магазин и рассматривании «живой» травы? Потому,что знакомство со словом по возможности целесообразно осуществлять через знакомство с предметом, без посредников – картинок.

Люди вокруг себя перестали видеть красоту. Они смотрят на картинки, нарисованные! И сразу рисуют ствол коричневым, не задумываясь.

Ребенок не видит, что ствол у дерева не просто коричневый, а морщинестый, серый, как кожа у слона. Все это нарисовано другими людьми. И дети бедные поэтому, бедное восприятие.

8. Русский язык не только сложен и богат, но и очень красив.

Язык в каждой своей клеточке – слове выступает не только средством мышления, но и средством общения.

9. Помимо ознакомления детей с обильным количеством названий предметов, явлений просто вспоминать слова, например на какую – то букву алфавита. Например игра «Грузить пароход» - грузить пароход на букву Щ. Еще более трудная игра - сичинение рассказа, все слова начинаются с одной и той же буквы. Здесь и посмеешься, но и слов повспоминаешь множество.

Игра (подбери синонимы)

• Одежда, платье, наряд, костюм.

• Аккуратный, опрятный, чистый.

• Красивый, прекрасный, великолеппый, роскошный, восхитительный.

• Красный, румяный, алый, багряный, пурпурный.

• Зеленый, изумрудный, малахитовый.

• Старый, ветхий (о вещах, дряхлый.

Игра (подбери антонимы)

• Грязный – чисты

• Гладить – мять;

• Укорачивать – удлинять;

• Завязать – развязать;

• Надевать – снимать.

• Сытый – голодный

• Полдень – полночь

• Праздничный – будничный

Игра «Родственники»

Подберите родственные слова к слову повар.

(Повар, повариха, поваренный, поваренок, поварешка, варить, сварить, вариться, поварской)

10. А что же взрослые? Как взрослому человеку расширять свой лексикон?

Учить наизусть стихи? Читать словари? Можно, но только сразу в активный лексикон слово не войдет. Есть другой метод. Из книги или журналов выписывать понравившиеся фразы, цитаты, контексты, сначала отмечая карандашом на полях, потом переносим в общую тетрадь. Потом записи перечитываем и не один раз. Так в готовом виде мы получаем новую пищу для оживления своей речи информацией, или образами, или микрожанром пословицы.

Детям много чего предстоит выдержать в будущем, и запас слов, в том числе крылатых слов, а также запас пословиц, цитат пригодится им для полноценной, долгой, богатой общением и открытиями жизни.

Публикации по теме:

Развитие речи дошкольников Причин множество: родовые травмы, различные заболевания, неблагоприятные условия воспитания. Доказано, что недоразвитие речи чаще всего.

Развитие речи младших дошкольников Конспект «Развитие речи младших дошкольников» Речь любого образованного человека должна быть грамотной и красивой. Воспитание этих качеств.

Консультация для родителей «Развитие речи ребенка с помощью «Пальчиковых» и «Артикуляционных» гимнастик» Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее значение. У новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый.

Консультация для родителей «Развитие речи у ребенка» В современном мире нас и наших детей окружают телефоны, телевизоры планшеты которые заменяют живое общение людей друг с другом. Молодые.

Консультация для родителей: «Развитие речи у ребенка 3–4 лет» В современном мире нас и наших детей окружают телефоны, телевизоры планшеты которые заменяют живое общение людей друг с другом. Молодые.

Консультация. Тема: «Развитие речи ребенка через художественное слово». Консультация. Тема: «Развитие речи ребенка через художественное слово». Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное.

Памятка для родителей «Игры на развитие речи ребенка старшего дошкольного возраста» "Чей домик". Бросаю мяч каждому ребенку поочередно, задаю вопрос, а ребенок,возвращая мяч, отвечает. -Кто живет в дупле? -белка. -Кто живет.

Развитие речи дошкольников РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ Содержание. 1. Теоретические основы программы 2. Задачи развития речи дошкольников 3. Этапы речевого развития.

План родительского собрания «Развитие речи ребенка» Цель: Знакомство родителей с работой всех специалистов и педагогов по развитию и коррекции речи у детей. Обучение родителей методам и приемам,.

Выступление на РМО «Влияние общения на развитие речи ребенка в раннем возрасте» Выступление на РМО. Тема: «Влияние общения на развитие речи ребенка в раннем возрасте». Подготовила: Дегтярева Н. Н. воспитатель I кв. категории.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Осень
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
О лексиконе ребенка. Развитие речи дошкольников
Опубликовано: 27 сентября 2017 в 19:34
+29Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Лексическая тема «Наша армия»
Тема армии - и близкая, и далёкая для детей. Из опыта могу сказать, что детки неравномерно усваивают материал по этой теме. Да, им близки понятия "солдат",...
Фотоотчёт зимний участок «В гостях у сказки»
Зима - чудесное время года для активных игр на свежем воздухе. Особенно, когда попадаешь в сказку, тогда. . Наша вторая младшая группа подошла активно к...
Видео «Поздравление учителей с профессиональным праздником»
! Уважаемые педагоги! Время пролетело мгновенно. Еще не так давно мы были маленькими и неуверенными в себе первоклассниками. Сейчас повзрослевшим...
Праздник «День Защитника Отечества» в средней группе
Сценарий досуга «Мой папа самый лучший! », посвященный дню Защитника Отечества в средней группе Атрибуты: Спортивное оборудование, игрушки –самолёт и...