Получи документы

Обеспечение успешной социальной адаптации детей к условиям ДОУ посредством совместной игры ребенка и педагога

Пышина Александра Алексеевна
Обеспечение успешной социальной адаптации детей к условиям ДОУ посредством совместной игры ребенка и педагога

Подготовила:

педагог-психолог МБДОУ д/с-к/в №3,№11

Пышина А. А.

Актуальность

В каждом городе нашей огромной страны есть место, где живет, растет и развивается целый мир, имя которому – Детство.

Детство - самый, пожалуй, трудный и ответственный период жизни»

Именно "здесь и сейчас" закладываются основы личности Человека будущего. Петерсон Л. Г.

Уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок 2-3 лет не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад, и не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития.

Публикация «Обеспечение успешной социальной адаптации детей к условиям ДОУ посредством совместной игры ребенка и педагога» размещена в разделах

Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых и детей, воспитательные модели в семье, педагогические требования в детском саду.

Все течет, все меняется, а Адаптация к детскому саду остается актуальной или даже приобретает более явную потребность в психолого-педагогическом сопровождении.

Период младенчества прекрасен и эмоционально насыщен для малыша, но время идёт, малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни – знакомство с таким социальным институтом как детский сад. Это обстоятельство вносит в жизнь ребёнка серьёзные изменения, к которым необходимо привыкнуть:

- к отсутствию близких, родных людей;

- к соблюдению режим дня;

- к постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми взрослыми.

в результате ребенку приходится приспосабливаться к новым условиям, а это в свою очередь требует от него разрушения некоторых уже сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. На данном этапе ребенок переживает адаптационный период.

Адаптация - процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Целью этого процесса является адекватное реагирование на колебания разных факторов внешней среды. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи и многое другое - все это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении в детский сад.

Чтобы процесс адаптации прошел более успешно опираясь на положения ФГОС, ДОУ должно вести работу по трем направлениям:

1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе;

2. Работа с родителями;

3. Правильная организация пространственной предметно-развивающей среды; зона познавательной деятельности, художественная зона, конструктивно-игровая зона.

Новая психо-дидактическая модель (ФГОС ДО) :

«изменение педагогического воздействия с одностороннего влияния «педагог-ребёнок» на объемное взаимодействие в системе «взрослые, ребенок, сверстники»

Задачи психолого-педагогической поддержки семьи в период адаптации :

1. Показать родителям значимость проблемы адаптации и возможности ее решения;

2. Раскрыть роль семьи и детского сада в решении этой проблемы. Разработать план сотрудничества с родителями в период адаптации ребенка к детскому саду;

3. Содействовать предупреждению возможной передачи тревоги и нервного возбуждения от матери к ребенку;

4. Создать условия для благополучного включения ребенка в новую социальную среду;

5. Устранить противоречия между возможностями ребенка и требованиями новой социальной среды.

Психолого-педагогическая диагностика в период адаптации детей к условиям ДОУ

Наблюдение – основной метод психолого-педагогической диагностики детей-дошкольников

Общие правила эффективного наблюдения:

- до наблюдения получить наиболее полное представление об изучаемом человеке, предмете или явлении;

- определить цель, сформулировать задачу, составить (хотя бы мысленно) план или схему наблюдения;

- искать в наблюдаемом не только то, что предполагалось найти, но и обратное тому;

- следить за каждой деталью, стараясь подметить наибольшее их число, установить максимальное количество особенностей наблюдаемого;

- не доверять однократному наблюдению, исследовать предмет или явление с разных точек зрения, в разные моменты и в разных ситуациях, изменяя условия наблюдения;

- - ставить вопросы "почему" и "что это значит" относительно каждого элемента наблюдения, продумывая, предполагая, подвергая критике и проверке дальнейшим наблюдением свои мысли и выводы;

- сравнивать объекты наблюдения, противопоставлять их, искать сходство, различие и связи;

- ясно формулировать результаты наблюдения и фиксировать их в соответствующей форме - это помогает их пониманию и запоминанию;

- привлекать к наблюдению различных специалистов, сравнивать и обсуждать результаты наблюдения со своими коллегами;

• 1-й этап. Первичная диагностика.

Цель: определить факторы, которые могут затруднить адаптацию, и сильные стороны развития ребенка, его адаптационные возможности.

Метод: анкетирование родителей наблюдение, беседа с родителями.

Организация: анкетирование проводится до прихода ребенка в группу. На основе ответов родителей на вопросы анкеты составляется психологический портрет ребенка с точки зрения его особенностей.

• Данные анкетирования дополняются беседой с родителями и наблюдениями воспитателей в первые дни пребывания ребенка в ДОУ.

Наиболее информативными являются следующие диагностические параметры:

• - нарушение контакта с матерью по типу симбиотической привязанности или эмоциональной холодности, отчуждения;

• - не сформированность культурно-гигиенических навыков;

• - недостаточно выраженная способность к активному подражанию.

Выявляются тип темперамента и особенности высшей нервной деятельности ребенка.

• Определяются типичные образцы взаимодействия с близкими взрослыми, чтобы избежать ломки коммуникативных стереотипов в адаптационный период.

2-й этап. Текущая диагностика.

Цель: охарактеризовать ход адаптации, выявить возможные явления дезадаптации.

Метод: наблюдение за ребенком во время пребывания в ДОУ.

Организация: воспитатели и психолог наблюдают за ребенком, совместно заполняют карту индивидуального сопровождения, при необходимости вносятся коррективы в сопровождение ребенка.

Результат: в конце каждой недели выделяют итоговые показатели в отношении каждого ребенка и группы детей, составляют индивидуальные и сводные профили адаптации. Вносятся коррективы в индивидуальные образовательные маршруты.

3-й этап. Итоговая диагностика.

Цель: определить уровень адаптированности (дезадаптации) ребенка к ДОУ.

Метод: наблюдение.

Организация: за ребенком наблюдают в течение недели через 3 недели после начала посещения ДОУ.

Результат: составляют сводную таблицу по уровням адаптированности (дезадаптации) детей группы. Принимается решение о завершении процесса адаптации или об оказании ребенку индивидуальной помощи специалистами ДОУ.

• Результаты всех этапов диагностики обсуждаются воспитателем, педагогом-психологом и старшим воспитателем. В отношении каждого ребенка определяются и при необходимости корректируются меры поддержки.

Последовательность реализации 4 основных этапов адаптации ребенка к условиям детского сада

- 1-й этап. Формирование доверительных взаимоотношений с «новым» взрослым.

- 2-й этап. Формирование ориентировок в пространственно - игровой среде.

- 3-й этап. Привыкание ребенка к новой для

него организации жизни.

-4-й этап. Формирование положительных

контактов с ровесниками.

Обеспечение успешной социальной адаптации детей к условиям ДОУ - профилактика эмоционального неблагополучия детей в период адаптации;

формирование у детей нового, совместно с другими детьми, способа жизнедеятельности и адекватных форм удовлетворения своих потребностей.

Игра-основной вид деятельности дошкольника, наиболее доступный, комфортный и понятный и именно поэтому мы, как педагоги должны строить свою работу и ежесекундно опираться на игровое взаимодействие с детьми.

Принципы организации индивидуального игрового взаимодействия с ребенком :

• - педагогическое взаимодействие следует за направлением внимания ребенка; взрослый называет предметы, игрушки, их функции, когда ребенок на них смотрит, действует, держит в руках;

• - используются естественные, повседневно возникающие, эмоционально насыщенные игровые ситуации;

• - взрослый поддерживает все проявления активности ребенка, откликается на стремление ребенка к вниманию взрослого;

• - приоритет косвенного влияния через правильно организованную обстановку, пространство;

• - усвоение правил протекает в игровой форме;

• -обучение и воспитание включено в происходящее взаимодействие ребенка и взрослого с учетом естественных образцов общения ребенка и родителей.

• - предусматривается профилактика и торможение отрицательных эмоций.

Приемы предупреждения отрицательных эмоций у детей :

• переключение внимания ребенка стихами, потешками;

• организация игр с песком, водой;

• рисование пальчиковыми красками;

• организация игр с бытовыми предметами;

• организация игр, раскрепощающих движения: пальчиковые игры, сжимание пальцев (игрушки-пищалки);

• организация спонтанных игр (надувать щеки, рвать бумагу, топать ногами);

• проведение игр с озвученными игрушками (бубен, барабан, погремушка и пр.).

игры с мыльными пузырями, воздушными шарами и пр.

Воздействие внутренней среды к вопросу адаптации к детскому саду

В нашем детском саду уделяется особое внимание эмоциональному состоянию ребенка. Ведь, к сожалению, ни для кого не секрет, что первое время ребенок начинает болеть, иммунитет снижается. И связано это не только с тем, что его окружение становится многообразнее, но и с тем, что первое время ребенок испытывает дискомфорт и стресс от происходящего. Поэтому медицинская поддержка ему просто необходима.

Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи помогает облегчить адаптацию малыша. Основой такого сотрудничества являются такие формы взаимодействия, как экскурсии по детскому саду, беседы, консультации, совместные мероприятия. На наш взгляд, наиболее эффективным является распространение памяток, буклетов, проведение консультаций на тему «Как помочь ребенку без слез пойти в детский сад», «Долгие проводы-горькие слезы», «Идем в детский сад (как облегчить адаптацию малыша к дошкольному учреждению)», «Индивидуальные особенности протекания процесса адаптации».

Родители давно признаны главными воспитателями своих малышей, но в то же время они возлагают большие надежды на педагогов детского сада. И сделать родителей активными помощниками, непосредственными участниками педагогического процесса для меня очень важно.

Для организации процесса адаптации ребенка к новым условиям использую следующие формы и способы:

1. элементы телесной терапии (обнять, погладить);

2. исполнение колыбельных песен перед сном, слушание спокойной музыки во время укладывания и засыпание с любимой игрушкой;

3. релаксационные игры (песок, вода);

4. сказкотерапия — это процесс воспитания ребенка, развитие души, повышение уровня осознанности событий. Приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы;

5. игровые методы взаимодействия с ребенком. Основная задача игр этого периода – формирование эмоционального контакта, доверия педагогу;

6. культура общения, тактичность и взаимопонимание;

7. музыкальная терапия.

Публикации по теме:

Социальная адаптация детей к условиям детского сада посредством эмоционального общенияСоциальная адаптация детей к условиям детского сада посредством эмоционального общения «Социальная адаптация детей к условиям детского сада через эмоциональное общение» Детский сад – новый период в жизни детей. Дети переходит.

Игры с детьми в период адаптации ребенка к детскому садуИгры с детьми в период адаптации ребенка к детскому саду Изменения, которые обрушиваются на ребенка с поступлением в детский сад, создают для него стрессовую ситуацию. А лучшее лекарство от стресса.

Консультация для воспитателей «Условия успешной адаптации детей к ДОУ»Консультация для воспитателей «Условия успешной адаптации детей к ДОУ» Консультация для воспитателей "Условия успешной адаптации детей к ДОУ"При поступлении в детский сад все дети проходят через адаптационный.

Консультация музыкального руководителя «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ посредством музыки» Проблема адаптации детей в ДОУ остается актуальной, так как детки все больше рождаются с ослабленным здоровьем, а значит и с ослабленными.

Квест-знакомство в период адаптации детей к условиям детского садаКвест-знакомство в период адаптации детей к условиям детского сада Тип организованной деятельности: Прогулка квест-знакомство с при-влечением воспитанников старшего дошкольного возраста. Цель: создать.

Организация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольниковОрганизация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее Стандарт, - это ориентация нового документа на социализацию.

Педагогический проект «Адаптации детей первой младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ»Педагогический проект «Адаптации детей первой младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ» Педагогический проект «Адаптации детей 1 младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ»Проект посоциально – коммуникативному, познавательному,.

Предметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского садаПредметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского сада Главная роль в становлении личности ребенка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым- родителям и воспитателям. От того, насколько.

Создание условий для успешной адаптации детей к детскому садуСоздание условий для успешной адаптации детей к детскому саду Создание условий для успешной адаптации детей к детскому саду. Для успешной социализации детей нужно и то, чтобы дети адаптировались к.

Исследование факторов, препятствующих успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ Младший дошкольный возраст характеризуется интенсивным социальным развитием и формированием отношений со сверстниками. От того, легко или.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обеспечение успешной социальной адаптации детей к условиям ДОУ посредством совместной игры ребенка и педагога
Опубликовано: 14 октября 2020 в 22:24
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД