МААМ-картинки

Образовательная ситуация с дошкольниками «Космический пейзаж»

Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Космический пейзаж»

Образовательная область : познавательное развитие (Конспект комплексного занятия по нетрадиционной технике рисования – граттаж и формированию целостного представления о мире)

Возрастная группа: подготовительная к школе группа (6-7 лет)

Тема: «Космический пейзаж»

Основные цели:

1. Сформировать у детей представление о космическом пространстве. Воспитывать стремление к познанию целостной картины мира.

2. Научить новому способу получения изображения – граттажу (способ выполнения рисунка путём процарапывания острым предметом.)

Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „Космический пейзаж“» размещена в разделах

3. Побуждать детей передавать в рисунке картину космического пейзажа, используя впечатления, полученные во время проведения бесед, сюжетных и дидактических игр, чтении литературы о космосе, рассматривании картин и иллюстраций.

4. Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, закрепить способ действий «если что – то не знаю, придумаю сам (спрошу у того, кто знает.)

5. Развивать мелкую моторику рук. Формировать умение получать чёткий контур изображаемых объектов, прилагая усилия в нажимании на изобразительный инструмент (ручка с пером, заострённая деревянная палочка.)

Дидактические материалы:

1. Альбомный лист (размер А 3) с подготовленной заранее основой под граттаж.

2. Заострённая палочка (ручка с пером).

Предварительная работа:

Беседа о космосе, русском конструкторе космического корабля С. П. Королёве, первом космонавте Земли – Ю. А. Гагарине, первом космонавте, вышедшем в открытый космос – А. Леонове; рассматривание карты вселенной, иллюстраций с изображением солнечной системы, чтение рассказов: «Первый полёт» А. Митяева, «В школе космонавтов» В. Бороздина и др. литературы.

Краткая аннотация к работе:

Граттаж (от фр. gratter — скрести, царапать) — способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью.

Ход образовательной ситуации:

1. Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Воспитатель предлагает детям отправиться в космическое путешествие, но перед этим задаё т детям вопросы:

- Кто может полететь в космос? (хорошо подготовленный человек, космонавт.)

- Какими качествами должен обладать будущий космонавт? (он должен быть смелым, выносливым, спортивным.)

- Что должен знать будущий исследователь космоса? (он должен знать, как устроена ракета, работают приборы, изучить звёздное небо, чтобы хорошо ориентироваться в космическом пространстве.)

Воспитатель подводит итог беседы:

- Правильно, ребята, у будущего космонавта должно быть крепкое здоровье, он должен обязательно заниматься спортом. И, конечно же, будущий космонавт должен быть очень выносливым и трудолюбивым, чтобы переносить в полёте космические перегрузки, невесомость. Для этого ещё на земле на специальных тренажёрах лётчиков – космонавтов готовят ко всем трудностям полёта. Я знаю, что вы тоже любите трудиться, занимаетесь спортом, помогаете друг другу в трудную минуту. А вы хотите отправиться сегодня в космос? А сможете? (да.)

Тогда я приглашаю вас в космическое путешествие.

2. Актуализация знаний.

Игра «Космическое путешествие»

Дидактические задачи:

1) актуализировать знание детей о профессии космонавта, его экипировки;

2) сформировать представления о космических терминах;

3) тренировать мыслительные операции анализа, развивать внимание, речь.

Воспитатель говорит:

- Я сейчас скажу волшебные слова и вы превратитесь в космонавтов, ваши стульчики – в космический корабль, а я в главного управляющего полётом. Воспитатель говорит слова:

Вокруг себя повернись

И в космонавта превратись.

Дети поворачиваются вокруг себя и «превращаются» в космонавтов.

Воспитатель говорит:

- Сегодня вам предстоит отправиться в путешествие на другую планету. Наденьте космические скафандры, проверьте средства связи, подачу кислорода (дети имитируют движения, выполняя указания воспитателя.)

- Итак, скафандры надеты, связь проверена. Прошу экипаж космического корабля сделать круг почёта перед посадкой в ракету (дети идут друг за другом по свободному пространству группы; воспитатель напоминает, что скафандры большие, тяжёлые, поэтому идти нужно медленно, широко переставляя ноги.)

- Внимание! Всем космонавтам занять места в ракете (дети садятся на стульчики.) Займите удобное положение в кресле, пристегнитесь. До старта осталось пять секунд. Начинается отсчё т времени: «Пять, четыре, три, два, один, старт!» (дети могут имитировать звук работы двигателей, прижаться к спинке стула, напрячь руки и ноги, имитируя космические перегрузки.)

- наша ракета вышла в открытый космос (дети могут показать чувство невесомости, выполняя замедленные и плавные движения.)

- Посмотрите в иллюминаторы корабля, что интересного вы там видите? (нашу планету, звёзды, луну, спутники, кометы, метеориты, солнце, другие планеты – дети могут перечислять названия планет солнечной системы.)

- Внимание! Объявляется общая готовность. Перед нами неизвестная планета. Ракета идёт на посадку. Пристегнитесь (дети выполняют указания воспитателя.)

- Поздравляю вас, посадка завершена успешно. Сейчас вы высадитесь на незнакомой планете. Будьте внимательны и наблюдательны. Вам предстоит рассказать жителям Земли о том, что вы увидите (дети встают со стульчиков, ходят по группе, смотрят по сторонам.)

- Внимание! Говорит управляющий полётом. Прогулка по незнакомой планете завершена. Всем космонавтам необходимо вернуться на космический корабль. Воспитатель просит детей пройти в следующий отсек космического корабля – комнату отдыха (дети садятся на стульчики за партами). Воспитатель предлагает детям в комнате отдыха поделиться своими впечатлениями от увиденного на незнакомой планете. Воспитатель спрашивает у детей:

- Ребята, что интересного и запоминающегося вы увидели, когда гуляли по планете? Что вы расскажете своим друзьям, родителям и другим землянам, когда вернётесь домой? (выслушиваются все ответы детей.) Затем воспитатель говорит детям:

- Вы знаете, у русских людей есть такая пословица: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

- Конечно же вы расскажете много интересного и познавательного, но если вы ещё и нарисуете всё, что вы видели, это будет ещё лучше. Хотите нарисовать? А сможете? (выслушиваются ответы детей).

3. Затруднение в игровой ситуации.

Игра: «Космический пейзаж» (начало)

Дидактические задачи:

1) создать мотивационную ситуацию для ознакомления детей с новым способом рисования - граттаж;

2) сформировать под руководством воспитателя опыт фиксации затруднения и понимания его причины;

3) тренировать мыслительные операции анализа, развивать логическое мышление, речь.

- Я предлагаю вам нарисовать космический пейзаж на необычной бумаге. Воспитатель обращает внимание детей на тонированные листы, которые лежат на столах. На столах нет никаких изобразительных материалов. У детей возникает затруднение.

- Чем мы можем рисовать на бумаге? (дети могут ответить, что можно рисовать красками, карандашами, фломастерами, мелками.) Воспитатель говорит, что карандаши и фломастеры забыли на Земле, а краски – жидкие (напоминает детям, что они находятся в состоянии невесомости, а как известно все жидкости в невесомости собираются в капли и расплываются по ракете.

Воспитатель подводит детей к пониманию, что у них нет инструмента для рисования. А без него нельзя нарисовать космический пейзаж.

Воспитатель спрашивает у детей:

- Смогли вы нарисовать? (спросить у каждого ребёнка)

- А почему не смогли? (потому что не знаем чем рисовать.)

4. Открытие нового знания.

Игра: «Космический пейзаж» (продолжение)

Дидактические задачи:

1) сформировать представление о новом способе рисования - граттаж;

2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода);

- А если вы чего-то не знаете, что нужно сделать? (нужно спросить у того, кто знает.) Воспитатель побуждает детей к тому, чтобы они спросили у неё, чем рисовать.)

- Спросите у меня. Я знаю. Дети задают вопрос воспитателю. Воспитатель отвечает, что на ракете имеются небольшие деревянные палочки. Вот они нам и помогут.

- Рисовать вы сегодня будете необычным способом. Называется этот способ – граттаж, что в переводе с французского языка означает – скрести, царапать. Вот и вы сегодня, используя только деревянные палочки, будете процарапывать свой рисунок. Воспитатель показывает, как это нужно делать (с комментированием своих действий.)

5. Включение нового знания в систему знаний.

Игра «Космический пейзаж» (продолжение).

Дидактические задачи:

1) совершенствовать навыки детей в применении основных приё мов рисования:

2) развивать фантазию, воображение, творческие способности;

3) способствовать развитию эстетического вкуса; учить получать радость от сделанного своими руками.

Перед началом работы воспитатель предлагает продумать содержание рисунка, расположение на листе изображаемых объектов. Выделить главные и второстепенные элементы рисунка.

После этого воспитатель показывает способ работы деревянной палочкой по листу. Детям даётся установка, что иногда требуется с усилием нажимать на палочку, чтобы было видно изображение. Чтобы изображаемые объекты казались объёмными, необходимо полностью процарапывать поверхность внутри контура. После воспитатель ещё раз просит детей проговорить алгоритм работы по технике граттаж.

Проводится самостоятельная деятельность детей. Если у ребёнка возникает затруднение, воспитатель оказывает индивидуальную помощь. Если кто-то из детей справился с работой раньше других, воспитатель может провести дидактическую игру «Интервью».

Д/и «Интервью»

Дидактические задачи:

1) Учить детей вступать в диалог, поддерживать основную линию беседы

Воспитатель говорит:

- Внимание! На связи Земля. Вам предстоит ответить на вопросы журналистов. Вы готовы? Начали:

- Как чувствуют себя все члены экипажа? (хорошо, все здоровы.)

- Что увидели на планете?

- Есть ли вода, растительность, горы?

- Есть ли на планете живые существа? Какие?

Вы видели людей? (ответы детей)

Можно задать и другие подходящие к данной ситуации вопросы.

- Скорейшего возвращения на Землю! Мягкой посадки всем членам экипажа!

6. Осмысление

Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, и создать ситуацию успеха.

Когда дети закончили работу, воспитатель предлагает взять свои пейзажи и пройти в спусковую капсулу, для того чтобы вернуться на Землю. Дети проходят в «космический корабль». Звучит команда:

- Внимание! Всем космонавтам пристегнуться. «Пять, четыре, три, два, один, старт!» (дети имитируют полёт на ракете.) Звучит команда:

- Ракета готовится к посадке. Посадка завершена. Воспитатель просит детей выйти из ракеты, собирает около себя, просит снять космические скафандры и говорит :

- Вот и завершилось наше космическое путешествие. Вам понравилось?

- Где вы сегодня побывали? Что видели? Что делали?

- Что больше всего запомнилось? Понравилось?

- Как получились у вас такие красивые рисунки? Что вам в этом помогло? (мы познакомились с новым способом изображения – процарапыванием по листу острым предметом.)

- А как называется этот способ? (граттаж)

После воспитатель предлагает устроить выставку детских работ, показать свои рисунки гостям.

Занятие закончено.

Публикации по теме:

Образовательная ситуация с дошкольниками «Крямнямчики» Образовательная область: художественно – эстетическое развитие Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет) Тема: «Крямнямчики» Основные.

«В мире книг». Образовательная ситуация с дошкольниками в технологии «ситуация» Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие. Познавательное развитие. Возрастная группа: старший дошкольный возраст (6-7.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Числовой ряд» Образовательная область: Познавательное развитие Возрастная группа: Средняя группа Тема: «Числовой ряд». Основные цели: 1. формировать.

Образовательная ситуация с Дошкольниками «Елочки» Образовательная область: художественно-эстетическая Возрастная группа: средняя (4-5 лет) Тема: «Елочки» Основная цель: формирование представлений.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Огородники» Образовательная область: Познавательное развитие Возрастная группа: Средняя группа Тема: «Огородники» Основные цели: закрепить и расширить.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Цветы» Образовательная область: познание - формирование целостной картины мира. Возрастная группа: (5-6) лет старшая группа. Тема: «Цветы». Тип.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Весна» Образовательная область: Речевое развитие Возрастная группа: 5-6 лет Тема: «Весна» Основные цели: Цель: формирование коммуникативной компетентности.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Зоопарк» Образовательная область: познавательное развитие Возрастная группа: подготовительная группа Тема: «Зоопарк» Основные цели: Развивать.

Образовательная ситуация «С математикой — в космический полёт» Образовательная ситуация «С математикой – в космический полёт» Цель: закрепление и обобщение полученных знаний. Обучающие задачи: •.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательная ситуация с дошкольниками «Космический пейзаж»
Опубликовано: 21 июля 2019 в 14:44
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД